В качестве занавеса - прозрачная штора, которую используют для дачного душа. Гладко выбритый, уже немолодой актер, в цветастой рубашке, штанишках на помочах и в панамке, трезвонит в колокольчик, созывая зрителей. Хипстер в красных брюках и желтых штиблетах выходит на сцену и объявляет: "Месяц в деревне. Иван Сергеевич Тургенев". Он широко распахивает пиджак, за которым скрывается футболка с портретом Тургенева. Это потом станет ясно, что первый - это десятилетний Петя (Юрий Черкасов) - сын хозяйки, а второй - старинный друг семьи - Михайла Ракитин (Владислав Боковин).
Место действия - некая дача, утопающая в зелени, вне времени и места, может, даже на Рублевке или на Новой Риге. По крайней мере, главная героиня Наталья Петровна (Наталья Ноздрина) - ухоженная молодая женщина, постоянно меняющая элегантные наряды, явно не бедствует. Тургеневский четырехугольник разыгран очень добротно. Да и возраст, указанный в пьесе, режиссер строго соблюдает: по пьесе Наталье Петровне всего 29, Ракитину - 30, а богатому помещику Аркадию Сергеичу Ислаеву, в доме которого и заводится тот самый любовный четырехугольник - 36 лет. Герои хотят любить, но больше страдают от этого желания. Все говорят-говорят о ней, а в сердце-то - холодок. Причина всему - великая русская хандра - скука и летняя духота, слитые воедино. Зрителям дают почувствовать эту духоту: персонажи то и дело обмахиваются китайскими веерами и иногда поливают себя и друг друга из огородного шланга.
Наталья Петровна флиртует как-то неумело, также неумело скрывает это чувство от своей воспитанницы Верочки, мгновенно записывая ее в соперницы. Ислаева фальшива, каждое ее движение просто дышит манерностью - настоящая актриса по жизни. Ракитин - тоже позер, играющий на нервах хозяйки, уверенный в себе франт. Двадцатиоднолетний учитель Алексей Николаевич Беляев (Семен Шомин), бегающий в бейсболке, надетой набекрень, и запускающий воздушного зверя, больше напоминающего гигантского китайского дракона, в чувствах недалеко ушел от своего десятилетнего воспитанника: ни в кого не влюблен, ни за что не несет ответственность. Попросят из этого дома - найдет себе подработку в другом. Он живет по принципу - "еще успею". Как сказал бы герой, только уже чеховской пьесы, "молодо-зелено".
Единственная из героинь, которой любовь по плечу и по сердцу - это семнадцатилетняя сирота Вера, блестяще сыгранная Надеждой Лумповой. За один вечер она мгновенно взрослеет. Притворяться в любви ради игры или шутки, от скуки или хандры - это не про нее. Она по-настоящему влюбляется в Беляева, и когда узнает, что он ее ни капли не любит, по-настоящему страдает от того, что ее чувство растоптали. С Верой связаны самые лирические эпизоды спектакля, а сыграна она в лучших традициях тургеневских барышень.
Еще две актерские находки - это врач Шпигельский (Сергей Виноградов) и помещик Ислаев (Сергей Зотов). Первый - циник, жутко надоевший сам себе, но тоже желающий любить, каждому порыву которого веришь. Второй - крепкий хозяйственник, совершенно не замечающий что под его носом творится. Если бы не маменька (Лариса Кузнецова), он так бы и был в неведении. Почему-то, глядя на него, на ум приходит фильм Веры Глаголевой "Две женщины". Не так давно вышедшая на экраны, вполне классическая экранизация "Месяца в деревне", правда, драма, а не комедия. Там Ислаева сыграл Александр Балуев. В его исполнении тот получился чопорным, слишком самоуверенным, глухим к живым чувствам барином - волей-неволей от такого захочется уйти. А в спектакле Ивана Орлова Ислаева хочется пожалеть. И, правда, не знал, что делал. Все работал и работал - хозяйство-то немалое. И в жене своей никогда не сомневался - наивный. Уж больно трогателен он, в своих розовых шортиках и коричневых чулках, с толстенной папкой за пазухой или игрушечной сеялкой, из которой на зрителей первого ряда сыпется зерно. Кажется, у него большое и чистое сердце.
Единственное, что выбивается из общего ритма спектакля - это самодеятельные концерты, которые персонажи разыгрывают на маленькой эстраде в центре сцены. Живая музыка и тексты "Аквариума". Солирует Ракитин - Боковин. Видимо, они призваны повысить градус лиризма, ведь фарса здесь и так предостаточно.