Многие отечественные корпорации сейчас переживают трудности. На то есть разные причины – от внешнего давления до турбулентности внутри российской экономики. На прошлой неделе отчёт за три квартала опубликовала «Роснефть», по которой также пришёлся мощный санкционный удар. Из документа понятно, с какими вызовами сейчас сталкиваются системообразующие компании.
Что касается западных санкций, то у компании, судя по всему, получается минимизировать их негативный эффект. Именно об этом могут говорить финансовые показатели «Роснефти».
Под санкциями
Выручка компании за девять месяцев 2023 года составила 6 612 млрд рублей, что на 8,2% ниже год к году. Основной причиной этого называется снижение цен на нефть. Однако просматривается позитивная динамика: выручка «Роснефти» за третий квартал 2023 года увеличилась на 33,3% квартал к кварталу, достигнув 2 732 млрд рублей. Таким образом, видно, как компания адаптируется к постоянно меняющимся факторам, многие из которых завязаны на международную конъюнктуру. Здесь и целенаправленное давление Запада на российские компании, и усилия партнёров по ОПЕК+ по балансировке мирового рынка не без пользы для себя.
30 ноября члены картеля объявили, что не будут дополнительно увеличивать сокращение добычи нефти в 2024 году. Ранее было обговорено снижение производства на 1,4 млн баррелей в сутки в 2024 году, не считая добровольно взятых на себя обязательств России и Саудовской Аравии.
По добровольно взятым на себя обязательствам в 2023 году Саудовская Аравия дополнительно убрала с рынка 1 млн баррелей в сутки и уже сообщила, что продлит добровольное сокращение до конца первого квартала 2024 года. Россия добровольно сократила добычу на 500 тыс. баррелей в сутки с марта 2023 года и уже анонсировала продление этого сокращения на весь 2024 год. Вдобавок наша страна сократила экспорт нефти на 300 тыс. баррелей в сутки с сентября этого года. Теперь, как сообщил вице-премьер Александр Новак после заседания ОПЕК+, Россия продлит добровольное сокращение экспорта нефти до конца первого квартала 2024 года и доведёт его с 300 до 500 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, Россия берёт на себя бремя потерь ради поддержания стабильных мировых цен на нефть. Эксперты ожидают, что все эти решения позволят в ближайшие месяцы удерживать мировые цены на сорт Brent в диапазоне 80–85 долларов за баррель. И это в принципе устраивает нефтедобывающие страны. Однако надо понимать, что на Россию направлено санкционное давление Запада. Потому аналитики рынка уже прогнозируют, что надо ждать увеличения дисконта на российскую нефть Urals. Напомним, что долгие годы цена на Urals была традиционно ниже на 2–4 доллара от биржевой цены на Brent. Объяснялось это тем, что в российской нефти больше примесей серы. Под действием западных санкций дисконт на Urals стал резко расти. В 2022 году он доходил до 30 долларов за баррель, затем немного откатился. Однако по мере усиления санкционного давления дисконт может снова вырасти.
Видно, что при этом «Роснефть» оптимизирует внутренние процессы, чтобы получить максимум экономической эффективности. Показатель EBITDA за девять месяцев 2023 года составил 2 403 млрд рублей, что на 19,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Лучшая динамика показателя EBITDA по сравнению с выручкой связана с контролем над расходами, увеличением объёмов реализации в восточном направлении и повышением эффективности экспортных поставок», – говорится в пресс-релизе «Роснефти». Показатель EBITDA за третий квартал 2023 года достиг 1 002 млрд рублей. Рост показателя в компании связывают с динамикой выручки, а также снижением производственных и операционных расходов и общих и административных затрат.
Административный пресс
В то же время на экономику «Роснефти» традиционно сильно влияют регуляторные меры государства на рынке топлива и также фискальная политика властей. В последние месяцы правительство часто принимает экстренные решения в этих вопросах. В результате на компанию обрушиваются всё новые и новые вызовы, что называется «откуда не ждали».
– Непроработанное решение по сокращению демпфера спровоцировало кризис на внутреннем рынке топлива в августе – сентябре текущего года, – говорит глава «Роснефти» Игорь Сечин. – А уже в октябре Минфином России были инициированы очередные изменения одного из базовых параметров налогообложения в нефтяной отрасли – порядка определения цены на нефть для налоговых целей.
Нефтяники не согласны с Минфином в оценке того самого дисконта на сорт Urals, да и в целом с методикой определения цены нефти для уплаты налогов. Дело в том, что при расчёте налогов для нефтяников ведомство Антона Силуанова исходит из довольно оптимистичных прогнозов. Они предусматривают снижение дисконта цены Urals к бенчмарку Brent в 2024 году c 20 до 15 долларов за баррель, в 2025 году – до 10 долларов за баррель, а в 2026 году – до 6 долларов за баррель. Эти цифры также зафиксированы в проекте федерального бюджета на новую трёхлетку. По расчётам экономистов, запланированное изменение дисконта в следующие три года позволит бюджету дополнительно собрать 860,9 млрд рублей в 2024 году, 933,8 млрд рублей в 2025 году и 859 млрд рублей в 2026 году, указано в документе.
Цену нефти Urals предлагается рассчитывать как среднюю арифметическую цену при поставках в северо-западные и южные порты России, увеличенную на стоимость транспортировки морем до роттердамского и средиземноморского портов, хотя из-за санкций ЕС российская нефть сейчас не поступает в Европу.
– Для налоговых целей предлагается использовать виртуальные затраты на фрахт для более не существующих маршрутов поставки российской нефти в Европу, без учёта стоимости транспорта и других логистических издержек, затрат на страхование, конверсионных расходов, процентных платежей по привлечённым кредитам, – комментирует ситуацию Игорь Сечин.
Вопросы вызывает и источник информации о стоимости нефти. До сих пор использовались данные ценового агентства Argus, которое публиковало цены на российскую нефть в европейских портах (на базисе CIF). Однако с 1 января 2024 года Argus перестанет публиковать котировку Urals на базисе CIF. Минфин предполагает использовать в расчётах цены на нефть в российских портах (на базисе FOB), но вот откуда брать достоверные данные – толком неясно. Предлагалось использовать индекс Санкт-Петербургской биржи, но вопрос вроде бы завис. По информации «Интерфакса», в уже внесённом в Госдуму законопроекте по-прежнему предлагается выбирать наибольшую из величин – цену Urals, цену Brent с дисконтом или биржевой индикатор.
Минфин также предложил закрепить за правительством право увеличить размер дисконта Urals/Brent в 2024–2026 годах, но установить его на уровне не более 20 долларов за баррель. Стоимость транспортировки до Европы будет рассчитываться в порядке, установленном Федеральной антимонопольной службой. Если же порядок не будет определён или цена не будет опубликована, то она составит 2 доллара за баррель.
– Продолжая применять для налогообложения нерелевантный для России ценовой индикатор (котировку Brent), – комментирует Игорь Сечин, – финансовое ведомство игнорирует фундаментальные изменения условий работы нефтяной отрасли страны: формирование новых направлений поставок российской нефти и подходов к её ценообразованию.
Ещё одна инициатива, реализованная, по мнению главы «Роснефти», без проведения всестороннего анализа её влияния и без обсуждения с отраслью, – дифференциация цен на газ для различных категорий промышленных потребителей на фоне роста налоговой нагрузки на отрасль. Принятые изменения, считает Игорь Сечин, приведут к разбалансированию рынка и созданию дефицита газа для социально значимых отраслей. Кроме того, рост НДПИ на газ (объём платежей в ближайшие три года вырастет на 25%) приведёт к изъятию инвестиционного и оборотного ресурса из отрасли и снизит возможности поддержания уровней добычи в будущем.
Судя по всему, нефтяники рассчитывают на пересмотр некоторых позиций из планов Минфина.
Кстати
Руководство «Роснефти» отмечает действие на компанию факторов, общих для всей экономики. С июля идёт поступательное повышение ключевой ставки, что отрицательно сказывается на стоимости финансирования как для компании, так и для её подрядчиков и поставщиков, что, в свою очередь, ведёт к росту стоимости и сроков реализации проектов, а также влияет на прибыль.