30 мая SpaceX Илона Маска отправил в космос ракету Crew Dragon. За полетом следил весь мир.
Это первый за девять лет полет американского пилотируемого корабля в космос! С 2011 года, когда шаттлы окончательно встали на прикол, астронавтов возила Россия на своих «Союзах». 70 человек. Американцы считают МКС своей (по большей части). И это так: американский сегмент массой 365 тонн и объемом больше 700 кубометров, а наш - 55 тонн при объеме 200 кубометров. Но при этом прилетать на станцию астронавты могли только «кружным путем» - через Байконур. Но, думаю, такого ажиотажа не было, если бы первым полетел к МКС новый корабль корпорации Boeing - Starliner. Он тоже стоит на низком старте и в ноябре должен отправиться в беспилотный испытательный полет, а в апреле следующего года отвезти на орбиту первый экипаж. Полет Starliner не персонифицирован. Его делает громадная корпорация. С Crew Dragon все иначе.
Crew Dragon - корабль Маска, «золотого мальчика Америки». У Илона классическая судьба героя легенд. Родился в ЮАР. В 17 лет эмигрировал в Канаду (как гласит молва, с 2500 долларами в кармане). Чтобы заработать на жизнь, в жаропрочном костюме мыл полы в котельной, работал лесорубом, грузил корзины с фруктами и зерном на ферме. И учился. Физике и программированию. Потом перебрался в Штаты в Университет Пенсильвании, успел некоторое время провести в Стэнфордском университете. Но бросил - ради того чтобы раскрутить свой первый стартап. В 28 лет Илон продал его и разбогател - на его счет упало 20 миллионов долларов. Он занялся разработкой платежной системы. Со временем она получила имя PayPal. А после продажи доля Маска составила еще 180 млн долларов. Он мог бы, наверное, и дальше «выпекать» старта пы и с успехом их продавать. Но в 2002 году 31-летний Маск основал космическую компанию SpaceX, которая уж точно в ближайшие годы не должна была принести прибыль. Как потом написали его биографы, основать собственную компанию «Маска убедили русские». В 2001 году он приезжал в Москву с портфелем, «набитым долларами», с тем чтобы купить три ракеты «Днепр» и отправить с их помощью на Марс… мышей. Ракеты странному парню не продали, да и вообще обошлись с миллионером похамски. Тогда он решил строить собственные ракеты. Для того чтобы в конце концов организовать на Марсе колонию и отправлять туда маршрутные марсолеты. К 2050 году Маск планирует отправить на Красную планету миллион человек. И для этого строить по 100 марсианских кораблейгигантов в год. Сначала, когда он рассказывал о своей мечте, пресса косилась на него как на очередного взбалмошного питомца Кремниевой долины. Но уже через несколько лет его стали воспринимать всерьез. Маск построил ракету Falсon 1, и она не сразу, но начала летать. Затем построил ракету Falcon 9. И грузовой корабль для МКС. И разработал уникальные ракетные двигатели, которые можно запускать несколько раз в составе возвращаемых ступеней ракет. Многоразовые ракеты еще никто никогда не создавал. А добиться, чтобы они по нескольку раз подряд садились и взлетали, до Маска было из разряда «теоретически, наверное, когда-нибудь это станет возможным». И даже НАСА заключило с ним контракт на доставку грузов на МКС. А потом и экипажей. А еще Илон создал компанию Tesla и стал выпускать ни на что не похожие электромобили, изменив автомобильный рынок и спровоцировав рывок в создании экологически чистых машин. А еще он роет тоннели, где в вакууме поезда смогут носиться вдвое быстрее самолетов... Вот поэтому народ по всему миру и прильнул к экрану. Получится ли у везунчика на этот раз?
В чем основные отличия нашего «Союза» от Crew Dragon?
Первый наш пилотируемый корабль «Союз» полетел больше полувека назад - в 1967 году. В нем была аналоговая система управления. Сейчас начинка этого корабля цифровая, современная. Нынешняя модификация корабля - «Союз МС», который начал возить экипажи на станцию в 2015 году, - это совершенно новая машина (см. инфографику). «Союз» - многократно проверенный, надежный корабль. Но с точки зрения современных материалов, эргономики он устарел. Космонавтам в нем тесно! Crew Dragon просторнее, все управление сенсорное . Поэтому перчатки в скафандре астронавтов особые - они позволяют управлять экраном через ткань. Кроме того, у Crew Dragon есть грузовой салон, который позволяет взять с собой на станцию до 2,5 тонны груза. Crew Dragon - это модернизированный грузовой Dragon. То есть сначала Маск сделал грузовик, облетал его, а затем построил пилотируемый корабль. У нас наоборот. Сначала был пилотируемый «Союз», а потом на его базе сделали грузовой «Прогресс». «Союз» приземляется на землю. Но может и приводниться. Crew Dragon, как в свое время и «Аполлоны», приводняется в океан. Поэтому очень важно, чтобы в районе посадки был штиль или минимальное волнение. У спасательной команды есть час на то, чтобы обнаружить астронавтов и эвакуировать их из спускаемого аппарата. И вот тут уязвимое место пилотируемой программы SpaceX. Наши ракеты и стартуют, и приземляются в любую погоду. Несмотря на простор внутри корабля, на вопросы о наличии туалета конструкторы SpaceX отвечают уклончиво, и фотографий этого важного устройства в Crew Dragon я не видел. Вполне возможно, астронавты летят в памперсах либо как-то по-другому справляют нужду. В «Союзе» же есть отдельный и вполне комфортабельный туалет. Он расположен в бытовом отсеке. Система спасения. У нас есть специальная система аварийного спасения (САС). По ней можно отличить ракету с пилотируемым кораблем от ракеты с грузом - это такой выдвинутый нос с венчиком ракетных двигателей на самом острие ракеты. САС одноразовая, увы. Она несколько раз спасала жизнь экипажу. В Crew Dragon двигатели аварийного спасения находятся в корпусе капсулы. Они включаются, когда нужно вынести корабль от аварийной ракеты. Проблема только в том, что в двигателях используется довольно токсичное топливо, а его баки находятся в общем-то совсем рядом с астронавтами (хотя, конечно, они герметичны). Экипаж в «Союзе» - максимум три космонавта. В Crew Dragon в штатной комплектации для полетов к МКС будет четыре кресла, сейчас летели два астронавта-испытателя - именно потому, что это был первый рисковый полет, экипаж сократили. Первый штатный полет Crew Dragon запланирован на август, и в нем будет четыре человека. Изначально Crew Dragon проектировался как корабль на семь человек. Но семерым в капсуле тесновато. Остановились на четверых. «Союз» - корабль одноразовый. Капсула Crew Dragon многоразовая (сгорает в атмосфере лишь грузовой отсек с солнечными панелями). Однако на этот раз решили, что испытательная капсула второй раз с астронавтами не полетит. Ее потом используют для полетов грузового корабля.
Может, это просто шоу?
Да, Илон знает, как организовать пиар своих продуктов. В 2018 году я слушал лекцию Илона Маска на Международном астронавтическом конгрессе в Австралии. Помню, как народ удивленно пожимал плечами, когда Маск показывал яркие картинки с большими ракетами, которые летают от континента до континента и за несколько минут доставляют пассажиров через океан - из Сан-Франциско в Гонконг. Но интересно: из-за яркого шоу, которое устроили на мысе Канаверал, отправляя первых астронавтов-испытателей на Crew Dragon к МКС, мало кто обратил внимание на происходившее на полигоне БокаЧика, тоже принадлежащем SpaceX. А там 30 мая во время испытания нового мощного двигателя взорвался очередной прототип металлического корабля Starship, как две капли похожий на тот, что был на картинках в конгресс-центре в Австралии. Но готовы еще два прототипа для испытаний. Маск хочет, чтобы Starship вместе с ракетой Super Heavy были полностью многоразовыми, как автомобиль. Прилетел корабль, заправился и полетел дальше - на Луну или на Марс. Если для Boeing создание нового пилотируемого корабля - безусловная техническая победа, то для Маска - новая ступень по пути к романтичной марсианской мечте.
На астронавтах были скафандры или костюмы из голливудского кино?
На самом деле и то и другое. Маск все-таки создает шоу. Скафандры для советских и российских космонавтов (равно как и астронавтов НАСА) создаются функциональными, должны предохранять от сильного удара в случае нештатного приземления и обеспечивать воздухом в случае разгерметизации. Поэтому их разрабатывают инженеры и специалисты по эргономике. Маск же облик своих скафандров заказал голливудскому дизайнеру Хосе Фернандесу. Прежде Фернандес разрабатывал «скафандры» для фильмов про Бэтмена, Человека-паука, Железного человека и Росомахи. Ну и потом уже под полученный дизайн инженеры ваяли системы жизнеобеспечения. Поэтому фотографии моделей, щеголявших в приталенных комбинезонах-скафандрах и в тонированных шлемах, существенно отличаются от фото первого экипажа Crew Dragon - Боба Бенкена и Дага Херли - перед посадкой в корабль. Схема скафандров SpaceX засекречена, и как там все устроено под куртками, неизвестно.
Как это скажется на российской космической программе?
На этот вопрос ответил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам, один из самых опытных наших космонавтов Сергей Крикалев:
- Последние почти 30 лет мы сотрудничали с НАСА, обживая ближний космос, - сначала мы вместе летали на станцию «Мир», теперь на МКС. Если бы мы не начали делать МКС вместе, то она, наверное, бы уже не летала. Затянулось все на 9 лет. Да, мы при этом зарабатывали деньги. Но система строилась не для зарабатывания денег, а чтобы использовать станцию, проводить там работы и эксперименты. В следующем году к МКС должен быть запущен многофункциональный лабораторный модуль «Наука». У нас увеличится пространство на станции, будет больше места для проведения научных экспериментов. На станцию станут летать по три наших космонавта. В последние годы у нас в экипажах было то двое наших, то один. Мы идем своим путем.
Смогут ли наши космонавты летать на американских кораблях?
- Американская сторона предложила, и мы согласились в будущем делать обменные полеты, - рассказывает Сергей Крикалев. - При существующих рисках, что вдруг какой-то корабль не долетит по разным причинам до станции, не сможет состыковаться, не туда выдаст импульс, не должно быть так, чтобы один из сегментов станции остался без специалистов, которые его могут обслуживать. Поэтому возникло предложение: давайте, когда их корабли станут надежными, будем делать так, чтобы в их экипажах всегда был хотя бы один космонавт, а в нашем экипаже - хотя бы один их.
Сколько стоит полет?
За 70 астронавтов, летавших на наших «Союзах», НАСА заплатило 3,9 млрд долларов. (Были еще полеты - компенсация Boeing, которому задолжала РКК «Энергия», но это отдельная история.) Средняя цена контракта одного астронавта - около 70 млн долларов. За разработку Crew Dragon НАСА выложило SpaceX около 2,5 млрд долларов. Эксперты посчитали: на сегодня стоимость одного места (при двух астронавтах в корабле) в Crew Dragon - 131 млн долларов. А испытательный полет обходится американскому бюджету в 525 млн долларов. Примерно столько стоили полеты шаттлов в последние годы эксплуатации. Но в экипаже были 6 - 7 человек. В случае если Crew Dragon начнут летать регулярно и с экипажем из четырех человек, стоимость одного места снизится до 55 млн долларов. Кстати, НАСА разрешило SpaceX в будущем набирать туристов для полетов на Crew Dragon. Ни у кого не завалялись лишние 55 млн долларов?