Республика Алтай пребывает в тени своего более крупного и богатого «почти однофамильца» — Алтайского края. В этом небольшом горном регионе нет ни крупных добывающих или обрабатывающих предприятий, ни энергогенерирующих мощностей. Зато на 215 тыс. населения приходится в год 1,5 млн туристов. Монетизировать местные пейзажи властям удается с помощью больших инфраструктурных проектов и частных инвесторов.
Новогодние праздники предприниматель Андрей Жуков провел в хлопотах. На середину января у него было намечено открытие нового подвесного автомобильного моста, обеспечивающего прямое сообщение села Элекмонар Чемальского района с селами Аюла, Аскат и Анос. Жуков — единственный инвестор моста, вложивший в его строительство 21 млн рублей. Мост ведет к принадлежащему ему туристическому комплексу «Рублевка» — самой крупной частной рекреационной зоне в Республике Алтай. Летом 2012 года предприниматель купил неподалеку от райцентра 100 га земли, которые начал распродавать, сдавать в аренду и застраивать. Под обустройство попала и ветхая муниципальная инфраструктура: Жуков взял в аренду деревянную переправу через реку Катунь, привел ее в порядок и стал брать по 30 рублей с каждого проезжающего автомобиля. Но во время прошлогоднего наводнения мост смыло. Пришлось строить новый, длиной 140 метров и грузоподъемностью до 50 тонн. Пускать через него, правда, собираются только легковой транспорт, а ценник на проезд предприниматель увеличил до 50 рублей. Место, где построен мост, в буквальном смысле легендарное. Скалы перед ним носят название «Зубы Дракона». Местные жители любят рассказывать легенду о том, как богатырь Сартакпай в стародавние времена одолел здесь чудище и накрошил зубов из его пасти специально, чтобы люди, живущие по разным берегам Катуни, могли себе построить мост, опираясь на них.
Появление частного моста, а уж тем более частного рекреационного комплекса — первые признаки того, что в туристическую отрасль в Горном Алтае приходят активные люди, которые привыкли рассчитывать только на себя и не дожидаться государственной подкормки. Действуют они вне, а порой и вопреки госпроектам. «Рублевка» Андрея Жукова разместилась в чрезвычайно выгодном месте: Чемальский район — один из самых красивых и излюбленных туристами уголков республики. Высокие горные хребты защищают его от холодных северных ветров, а близость к живописным Каракольским озерам добавляет очков к популярности. Не удивительно, что всего в 50 км располагается крупнейшая республиканская стройка — особая экономическая зона «Долина Алтая» (которая раньше носила название «Алтайская долина», но в 2013 году была почему-то переименована). Ради амбициозного проекта уже пятый год прорывают искусственное озеро, насыпают искусственные острова и возводят туристические объекты, обещая туристам вот-вот открыть комплекс. Озеро дважды давало течь из‑за ошибки, допущенной на этапе проектирования. Пока генеральный подрядчик и заказчик проекта пропадают в судах, дата планируемого открытия имиджевого проекта передвигается все дальше: сейчас это май 2015 года. Совокупные федеральные и региональные инвестиции в проект запланированы на уровне 8,6 млрд рублей. Между тем Андрей Жуков умудрился за год и с гораздо более скромным бюджетом вырыть собственное искусственное озеро и оборудовать пляжные места вокруг него — а заодно построить аквапарк, ресторан, выделить участок под выращивание овощей, поставить детские игровые площадки. В отличие от «Долины Алтая», «Рублевка» уже два года принимает посетителей: в 2014‑м здесь отдохнуло свыше 30 тысяч человек.
Жуков приехал в село Элекмонар из Барнаула, где управлял довольно успешным бизнесом по торговле пиломатериалами; его торговый дом «Лесной» до сих пор работает и приносит доход. Действовал он по типовому для этих мест сценарию: построил небольшую туристическую базу, на которую сам выбирался с семьей на праздники и в отпуск. Живописные края настолько понравились предпринимателю, что он решил переквалифицироваться в девелопера. Стартовал с самого важного — транспортной инфраструктуры. На территории комплекса открылся частный аэродром для малой авиации со взлетно-посадочной полосой и вертолетной площадкой; получено разрешение Росавиации на совершение полетов. Да что аэродром! Даже заасфальтированные подъездные пути для района, в котором газ начали проводить в 2010 году, а кое-где до сих пор не хватает ЛЭП, там оказались в диковинку.
Сейчас участки в 10 соток в дачном поселке «Рублевка» Жуков продает по миллиону рублей. Комплекс ежегодно обеспечивает несколько сотен рабочих мест (до 500 в перспективе): на купленных участках активно строятся турбазы. Три из них уже открылись; они предлагают расселение в гостевых домиках, баню, купание в подогреваемом озере, экскурсии на квадроциклах и дельтапланах, конные маршруты. Сутки в двухместном номере стоят около 2 тыс. рублей; для бюджетного кошелька есть альтернатива в виде палаточного городка. Что важно, «Рублевка» работает круглый год. Зимний список развлечений включает рыбалку, экскурсии в горы, катание на лыжах. «Сезонность — главный демотивирующий фактор для развития туристического бизнеса в Горном Алтае, — говорит первый заместитель председателя правительства Республики Алтай Роберт Пальталлер. — Основной объем инвестиций в отрасль сориентирован на летние виды отдыха, поскольку туристы приезжают в основном в июле и августе». Так что проекты, зовущие посетить республику в холодное время года, еще и совпадают со стратегическими целями региональных властей. Впрочем, до поры до времени инициативы Андрея Жукова властью просто игнорировались. Среди местных ходит байка о том, что бывший министр экономического развития Александр Алчубаев узнал об открытии в республике крупной частной туристической зоны, да еще и в часе езды от «Долины Алтая», только после того, как предприниматель официально пригласил его на это открытие.
ПУТЬ В ГОРУ
«Цивилизованный» туризм в Горном Алтае начал развиваться не так давно. Еще десять лет назад в том же Чемальском районе и других удаленных от главных маршрутов муниципальных образованиях о туристах практически ничего не слышали, а местные зарабатывали на жизнь в основном разведением скота, рыбалкой и браконьерством. В 1990‑е годы отрасль вообще курировали из Комитета по физкультуре и спорту. Перемены принес новый глава республики Александр Бердников, занявший этот пост в январе 2006 года. Он дал понять, что туризм — это в первую очередь экономическая сфера, за счет которой у региона есть шанс подняться в глазах федерального центра. Руководитель расформировал Министерство туризма, передав его функции Министерству экономики, принял перспективную схему развития туристических и оздоровительных объектов до 2018 года, определил приоритетные территориальные направления развития отрасли. Тогда же Бердников назвал одну из ключевых, на его взгляд, проблем алтайского туризма: до половины средств, обращающихся в нем, находилось в тени. Отрасль нуждалась в срочной «легализации».
Горный Алтай — республика небольшая, но «точек роста» для туризма в ней не так уж и мало. Стратегически наиболее выигрышными считаются три крупные рекреационные зоны: прикатунская территория, охватывающая оба берега реки Катунь от границ республики до Чемальского района включительно, район Телецкого озера и гора Белуха. В первой зоне — заповедные территории и местечки нетронутой природы, где сегодня действует национальная рекреация, вторая — край холмов и озер, третья — священная гора высотой в 4,5 тыс. метров, район горного туризма. Кроме этого, на Алтае широкие возможности для оздоровительного туризма. За них-то и уцепился Александр Бердников: «экологически чистая местность» — готовый рекламный лозунг! Глава республики взялся за создание «каркаса» круглогодичных рекреационных центров с ареалом санаторно-курортных комплексов. Это в чистом виде кластерный подход: вокруг мощного якорного центра нарастает комплекс гостиниц, турбаз, санаториев, профилакториев, кафе, фермерских хозяйств. Ставку сделали на ареал Соузга — Манжерок, где начали строить крупномасштабный горнолыжный комплекс «Манжерок». Затем взялись за освоение Чемала, создав уже упомянутую особую экономическую зону «Долина Алтая», и Иогача (Телецкое озеро).
Задачей номер один оказалось развитие сопутствующей инфраструктуры. До начала 1990‑х в республике (тогда еще Ойротской автономной области) действовало три аэроузла для малой авиации: в единственном городе Горно-Алтайске, а также в удаленных селах Усть-Кокса и Кош-Агач. Железной дороги в республике нет, а автомобильные за пределами Чуйского тракта чаще грунтовые и разбитые. Ближайший аэропорт — в Барнауле; переезд на машине от него до Усть-Коксы, откуда недалеко до горы Белухи, занимает больше шести часов, до Горно-Алтайска — около четырех. Туристический поток в постсоветское время схлынул во многом из‑за закрытия аэропорта: желающих тратить дополнительно полдня на утомительную езду по плохим дорогам было мало. Администрация Бердникова выделила 1,4 млрд рублей на реконструкцию аэропорта в Горно-Алтайске, рассчитанного на оборот пассажиров в 500 тыс. человек в год. Аэропорт вновь открылся в конце 2011‑го и начал принимать среднемагистральные самолеты, что серьезно увеличило возможности авиаперевозчиков. Кроме этого, деньги были направлены на газификацию всей курортной зоны до Катуни и северной стороны Телецкого озера, строительство гидроэлектростанции на Катуни, реконструкцию Чуйского тракта и его ответвлений к курортно-рекреационным зонам.
РЕГИОН ВЫХОДНОГО ДНЯ
С подачи Бердникова в регионе была принята госпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма». Из бюджета начали выделять деньги на точечную поддержку капитального строительства инженерной инфраструктуры и объектов коммерческой эксплуатации. Как сообщают в Министерстве экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства республики, на сегодня объем финансирования по программе достиг 171,6 млн рублей. Несмотря на скромные бюджеты, дело пошло. Судить о головокружительных темпах роста отрасли можно хотя бы по числу функционирующих туробъектов. В 2004 году на территории республики насчитывалось 126 турбаз, гостиниц, усадеб и прочих специализированных объектов размещения, в 2009‑м — уже 168, сегодня — 242. Развитие гостиничных комплексов потянуло за собой рост сегмента общественного питания, экскурсионных услуг, сельского хозяйства, ремесленничества.
По данным министерства, поток туристов в 2014 году составил около 1,5 млн человек (1,45 млн в 2013‑м). Примерно столько же приезжает в соседний Алтайский край, но в пересчете на одного жителя Горный Алтай принимает 7,5 туристов, а соседи — всего 0,7. С 2005 года поток туристов увеличился втрое. На Алтай едут отдыхать в основном сибиряки: 30% — это жители Новосибирской области, 15% — Алтайского края, 40% — прибывшие из других регионов Сибири. Есть и иностранцы — из США, Германии, Чехии. Большинство туристов из окрестных регионов приезжают отдохнуть на выходные прямо на своей машине. В среднем туристы задерживаются на территории республики на 4,5 суток. Примерно половина размещается на турбазах и в гостиницах, остальные расселяются по сельским домам или ставят палатки. Тратят на все в среднем около 2,5 тыс. рублей в сутки на человека, с учетом размещения, питания, экскурсий и дополнительных услуг. Оборот отрасли за 2014 год достиг 2,75 млрд рублей; это на 6% выше, чем в 2013‑м. При этом инфляция в сегменте туристических услуг, отмечают в министерстве, минимальна.
В прошлом году статистику подпортили стихийные бедствия: из‑за паводка многие турбазы оказались затоплены или разрушены, а кадры с наводнениями на центральных телеканалах отпугнули туристов почти до середины лета. Министерство оценило убытки частного бизнеса в 92 млн рублей — правда, поврежденные объекты быстро отремонтировали. Подсчитывать размер недополученной прибыли не брался никто. Это риски, без которых вести бизнес здесь невозможно. Тем не менее никакого специального страхового фонда для поддержки пострадавших от стихии туристических объектов в республике не существует.
Ближайшая задача властей состоит в том, чтобы повысить качество туристических услуг — сделать так, чтобы люди приезжали и летом, и зимой, оставались дольше и тратили больше денег. Для этого, считает правительство, нужно продолжать формировать «туристическое лицо» региона. Особая экономическая зона «Долина Алтая» и уже построенный горнолыжный комплекс «Манжерок» — имиджевые проекты, которые притянут крупных инвесторов, в частности международные гостиничные сети среднего ценового сегмента. Они послужат толчком для развития предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме этого, ставку здесь собираются сделать на развитие нишевых видов туризма: лечебно-оздоровительного, снегоходного, событийного, делового. Министр экономики Евгений Ларин утверждает, что в небе над Алтаем совершается множество чартерных рейсов: крупные компании используют регион в качестве площадки для выездных мероприятий делового формата. А скачки валютного курса только увеличат поток желающих провести семинары и конференции не за границей, а в российской местности.
ХОЖДЕНИЕ В НАРОД
Сфокусированность властей на мегапроектах не отменяет, впрочем, того факта, что туризм в Горном Алтае делается руками малого и среднего бизнеса. В сельской местности развитие туристической отрасли имеет не только экономические, но и социальные функции. «В некоторых алтайских деревнях безработица достигает 90%, — говорит Елена Репетунова, координатор проектов Алтае-Саянского офиса Всемирного фонда дикой природы (WWF). — Местные жители имеют очень низкий уровень жизни: доход многих семей чабанов на Алтае составляет всего тысячу–две долларов в год». В результате сельчане занимаются браконьерством, организацией нелегальной охоты, незаконной торговлей дикими животными и редкими видами растений. WWF развернул в регионе широкую деятельность. Для природоохранного фонда стратегически важной задачей стало повысить уровень жизни алтайцев и предложить им альтернативный легальный заработок.
С 2011 года WWF совместно с Фондом Citi реализуют в Горном Алтае программу поддержки малого предпринимательства. Местным жителям, желающим начать свой бизнес в области сохранения природы, выдают микрогранты на развитие. В первый же год фонд субсидировал проекты 30 семей: на обустройство гостевых «зеленых» домов, развитие сувенирных мастерских, производство продуктов национальной кухни. Однако спустя несколько месяцев стало ясно, что некоторые получатели грантов просто потратили их на ремонт дома или текущие нужды. В следующем году программа приняла форму беспроцентного микрокредитования: конкурсным проектам давали займы на развитие частного бизнеса в сфере «зеленого» туризма сроком до полутора лет и на сумму до 70 тыс. руб. Такая мера помогла обезопасить фонд от нецелевого расходования средств, хотя и не устранила полностью недоверия со стороны населения: очень уж подозрительно отнеслись алтайцы к «бесплатным» кредитам. Тем не менее за три года работы программы было подано 362 заявки на поддержку развития малого бизнеса. 129 из них получили одобрение и финансовую поддержку на общую сумму свыше 5,5 млн рублей. Приоритет, что логично, отдается проектам из самых глухих деревень и депрессивных районов — Улаганского, Онгудайского, Кош-Агачского, Усть-Коксинского. Это места обитания снежного барса и алтайского горного барана аргали, в которых численность популяции редких животных прямо коррелирует с уровнем безработицы среди населения.
Среди счастливчиков, получивших финансирование, — Галина Топрашева, жительница села Тюнгур с многолетней бизнес-практикой. В Тюнгуре и соседней деревеньке Кучерле путешественники собираются перед тем, как добраться до Белухи: сделать это можно только на вертолете, лошади или пешком. Еще в начале 2000‑х Топрашева стала продавать туристам овощи и молоко, а затем начала пускать на постой. Все это, разумеется, в частном порядке, без оформления статуса индивидуального предпринимателя. Микрозаем WWF и фонда Citi ушел на расширение собственного дела и его легализацию. Семья Топрашевых построила пару летних домиков, аил (деревянную юрту), новую баню для гостей, купила лошадей для организации конных экскурсий. Теперь ее усадьба способна принять за два туристических месяца примерно 60 человек.
Село Курай Кош-Агачского района знаменито на весь Алтай своим дельтадромом: здесь уже много лет проходят спортивные состязания по дельтапланеризму. Участники съезжаются со всей Сибири, многих местные красоты покоряют так, что они хотят вернуться на следующий год — с друзьями и на подольше. Инфраструктура для приема туристов при этом хромает на обе ноги: в самом селе негде поесть и разместиться на ночлег. Местный предприниматель Андрей Сопо построил несколько юрт для спортсменов и сдавал их на время соревнований. На вырученные деньги взял в аренду землю на окраине села и принялся возводить небольшой туристический комплекс. На полдороге деньги кончились, стройка замерла. Одобренный микрозаем по программе поддержки «зеленого» малого предпринимательства целиком ушел на достраивание комплекса и обустройство в одной из юрт информационного центра для туристов. Вокруг информационного центра сам собой вырос «микрокластер»: появилось кафе с мясом, кумысом, сырами и выпечкой от местных жителей, лавка сувениров от мастеров народных промыслов, а владельцы «зеленых» домов со всего района стали оставлять Андрею Сопо заявки на прием гостей.
Важная часть программы WWF и фонда Citi — проведение семинаров для начинающих предпринимателей. На них до мельчайших подробностей расписываются не только процессы регистрации ИП и особенности налогового учета, но и варианты организации бизнеса. Владельцам «зеленых» домов рассказывают, какими блюдами лучше угощать приезжих, как устроить их распорядок дня, какие экскурсии предложить. Для ремесленников проводят мастер-классы резьбы по камню и кости, валяния войлока. По словам Елены Репетуновой, программа фонда продлена и на текущий год.
Видя успех односельчан, в малый бизнес потянулись даже те алтайцы, которые не успели или не смогли получить финансирование в рамках программы. Количество «зеленых» домов в живописных местах Горного Алтая растет ежегодно, однако далеко не все местные жители платят налоги на туристическую деятельность. Контролировать теневой сельский бизнес трудно: доказать факты обслуживания туристов и сдачи жилья практически невозможно. Выходов два: наращивать программу льготного кредитования, в результате которой «на свет» за деньгами на развитие потянутся владельцы «серых» гостевых домов, либо изменить структуру налогообложения, оставив деньги от уплаты налогов в сельских бюджетах и пустив их на благоустройство территории и ремонт дорог. Так предприниматели будут видеть реальные улучшения в жизни села и получат стимул к уплате налогов.
Туризм действительно начинает выправлять местную экономику. Республика Алтай пока еще не может жить без федеральных дотаций: в 2014 году на регион было распределено 7,5 млрд рублей (это втрое превышает оборот всей ее туристической отрасли). Тем не менее дотации растут медленнее, чем увеличиваются налоговые поступления республики во все уровни бюджетов (5,3 млрд рублей по результатам прошлого года). Горный Алтай — единственный в России регион, где туризм назван приоритетным, стратегическим сектором развития. Есть все основания полагать, что экономика, которая базируется на привлечении частных инвестиций и стимулировании малого и среднего бизнеса, в будущем позволит региону избавиться от дотационной зависимости.
Учурал Нонов
ВЛАДЕЛЕЦ ГОСТЕВОГО ДОМА, ОРГАНИЗАТОР КОННОГО ТУРИЗМА (ПРИРОДНЫЙ ПАРК
«УЧ-ЭНМЕК», ОНГУДАЙСКИЙ РАЙОН)
Я предлагаю гостям природного парка прогулки верхом на лошадях. Подрабатываю гидом, показываю туристам традиционные алтайские хижины, рассказываю, как устроен быт местных жителей. В прошлом году удалось построить домик на 10 человек. Финансовая поддержка малых предпринимателей имеет огромное значение. К началу сезона обычно требуются свободные деньги на ремонт, расширение, закупку инвентаря. А доход от туризма мы получаем лишь к концу сезона.
Андрей Сопо
ВЛАДЕЛЕЦ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА (СЕЛО КУРАЙ,
КОШ-АГАЧСКИЙ РАЙОН)
Открывая информационный центр, я ставил задачу привлечь туристов в район любой ценой. Навел справки о том, кто что умеет в других селах: выяснил, какие есть артисты горлового пения, музыканты. Знакомые привезли к информационному центру своих верблюдов, заработали деньги, катая гостей. Привлекли местных кулинаров, которые пекли лепешки. Удалось объединить усилия двадцати человек. Уже видим результат: поток туристов в район заметно увеличился.
Айсулу Такина
ВЛАДЕЛЕЦ ВОЙЛОЧНОЙ МАСТЕРСКОЙ (СЕЛО ИОДРО, ОНГУДАЙСКИЙ РАЙОН)
Изготовлением сувениров я занимаюсь много лет. Я имею дело с производством крупных предметов из войлока — одежды, ковров, гобеленов. Большинство в нашем селе безработные, найти иное занятие почти невозможно. В рамках программы развития малого предпринимательства я получила средства на покупку теребильной машины, удалось наконец-то открыть собственную мастерскую.