А вы говорите, поколение у нас пропащее и ничего ему кроме рэпа и турецких сериалов не надо. Но из год в год в ноябре под сводами Большого театра стоит очередь на балет «Щелкунчик». В ней не бабушки-одуванчики, а молодежь и люди средних лет.
Купить билет на любую постановку в сие учреждение за пару дней до показа — большая удача. Мест в зале около 1700 и они разлетаются недели за две-три до показа. А спрос на балет на музыку Чайковского еще круче.
Поэтому в театре придумали такую систему. Сначала — этап предпродажи. Мероприятие антигуманное. В этом году оно было в ночь с 3 на 4, с 10 на 11 ноября, а также повторится с 18 на 19 ноября. В каждую дату продают билеты на определенные дни. Сначала на 20-е числа декабря. Затем на самое предновогодье и уже после — на январские показы.
НЕ СКАЗКА, А ТРАГЕДИЯ
С утра в кассы Большого выстраивается очередь. Часов эдак с 10:00 или даже раньше. Ветер продувает Театральную площадь со всех сторон. Благо в этом году еще не ударили минусовые. К кассам никого не подпускают. А когда скапливается человек 200, начинают постепенно «оформлять» очередь в загон из заборов.
К полудню народу прибывает. И вереница растягивается человек на 500… При этом в Большом театре сразу предупреждают (на своем сайте), что счастливчиков будет всего 400. Им выдадут браслет на руку, с которым на следующий день в 10:00 они получат право отстоять еще одну очередь в кассы и в приоритетном порядке купить билеты на «Щелкунчик».
Но это будет завтра. А пока стойте до полуночи. Ведь ровно в 00:00 из касс театра под надзором широкоплечей охраны вынесут те самые браслетики. Кому не хватило — се ля ви, вы зря стояли.
Действо по своей сути театрально-трагичное. Все всё знают. Есть очередь на полтысячи человек. Они уже собрались, организовались. Но пока не пробьет полночь, браслеты никому не дадут.
Несколько лет корреспондент «КП» ходил освещать сию драму. Истинно говорю вам: чем ближе к часу X, тем страшнее. Первые часы люди вполне бодры и веселы. Берут рыбацкие стульчики, книжки, термосы. Кто-то стоит с баулами, в которых лежат дополнительные пуховики и шарфы. Стоят, как правило, парами. Чтобы можно было отлучится по нужде или погреться в окрестное кафе.
К вечеру лица стоящих иссиня-белые от усталости и мороза. Прежде оживленные беседы превращаются в мычание и вздохи. Сил говорить не остается. Второе дыхание открывается, когда до полуночи остается примерно час. А когда выносят браслеты, площадь оглашают радостные возгласы и овации.
ВСЕ ИЗ-ЗА ПЕРЕКУПОВ?
После этого за следующие два дня разлетаются все билеты на анонсированные постановки. Сначала их продают в кассах, а потом остатки на сайте театра. Который глючит или вовсе не открывается.
В минувший уик-энд к очереди за браслетами приехали скорые. В давке поплохело двум женщинам. У одной случилась паническая атака (проще говоря, сдали нервы вплоть до состояния удушья), второй просто поплохело. Обе перевели дух в машинах медиков, от госпитализации отказались. Но и заветный браслет не получили.
Столь сложную систему Большой объясняет защитой от перекупщиков. В этом году прикрыли, кажется, почти все лазейки. Билеты продают по паспорту. Можно купить только на себя и близких родственников, либо просто еще один билет. Но и на второго зрителя нужны паспортные данные. В зал также обещают пускать по паспортам.
Раньше после покупки билеты можно было только переоформить лично в кассах — на другого человека также по паспорту. Чем пользовались перекупы, которые сами стояли очереди за браслетами. В этом систему упразднили. То есть хочешь вернуть билет — сдавай его в кассы, получай обратно деньги (1500 — 20 000 руб. в зависимости от места в зале) и все. Билеты вернуться в свободную продажу. Может быть, какому-то счастливчику повезет купить сданый билет.
ПРОДАВАТЬ ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ
После очередей этого года заняться темой продажи билетов на «Щелкунчика» люди, которые стояли в очереди, попросили силовые ведомства. Обращения с просьбой проверить всю систему в СК и прокуратуру. Вопрос озаботил и депутатов Госдумы. Комитет по культуре потребовал от Владимира Урина — директора театра — объяснений.
Тот ответил развернутым письмом, суть которого:
- мы постоянно совершенствуем систему продажи, есть предложения — милости просим;
- спектакль идет часто (22 раза в прошлом сезоне и 23 в этом);
- на связи со всеми ведомствами вплоть до того, что помогли задержать неких граждан, которые в этом году несанкционированно записывали в очередь;
- и вообще, 3 из 4 билетов покупаются на официальном сайте театра, он у нас понятный и удобный;
- правда, когда открываются продажи на «Щелкунчик», случается сбой, ибо каждую минуту на сайт поступает 75 000 запросов.
Только из года в год театр почему-то показывает «Щелкунчика» только в новогодье. Унизительную систему с многочасовым стоянием зрителей на морозе между стальными загонами, так и не меняют.
— Не покидает ощущение, что раз в год в самый центр Москвы возвращаются девяностые: гигантские очереди, давка, перекупщики... Становится грустно за руководство Большого театра, которое никак не может найти достойный и цивилизованный способ решить проблему ажиотажного спроса. У нас высочайший уровень цифровизации во всех сферах, мы гордимся процветанием электронной торговли и т.д. Но в то же время граждане вынуждены сутками стоять в очередях за какими-то браслетами, дающими право встать в другую очередь, — высказался зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
Депутат припомнил статью Большого, в которой театр рассказывал про свои успехи цифровой трансформации. Она не вяжется с тем, что на «Щелкунчике» сайт постоянно падает.
— Поэтому вариантов у театра всего два: или начинать серьезную работу по ИТ-направлению, или просить Минцифры организовать продажу билетов через «Госуслуги», — убежден Горелкин.
— Театр декларирует, что своими браслетами и входом по паспорту борется с перекупщиками. Действительно, система этого года ультимативная. При условии, что внутри самого театра нет людей, которые бы перепродавали проходки по своим. Потому что объявления «Достану билеты за 50 000 рублей и дороже» как были раньше, так есть и в этом году, — рассуждает билетный брокер, член «Ассоциации участников билетного рынка» (ныне упразднена) Артем Юнусов. — «Щелкунчик» — бренд и все новости про ажиотаж у касс только подогревают к нему интерес. Вряд ли руководство театра всерьез переживает за очереди. Это отрада для души любого директора! Отмечу, что в Москве каждый предновогодний сезон еще в десяти театрах идет «Щелкунчик» — балет и драматические спектакли. Но на них ажиотажа нет.