Главным событием минувшей недели стало открытие автомобильного движения по Крымскому мосту. Строительство завершили досрочно. Но нужно ли было так торопиться? Какова цена вопроса.
Пионерами по части нарушений ПДД на Крымском мосту стали члены мотоклуба «Ночные волки». Для эффектных фото они парковались на обочине, игнорируя знаки о запрете остановки.
Однако еще раньше байкеров и Путина мост «открыла» простая девушка из Орла Екатерина Кобзарь. Она стала победителем конкурса стихов о стройке и в награду получила экскурсию по объекту.
– Я первая прошла по одному из готовых участков моста. Его строили по особой технологии на наклонных опорах, чтобы сохранить надежность в условиях илистого дна и сейсмической активности. Но Крымский мост – это не только дорога. Это параграф в будущих учебниках по истории. Увидеть его вживую, ощутить мощь, труд всех людей, которые его строят, – вот что было самым удивительным, – поделилась Екатерина впечатлениями с «Собеседником».
Главным же строителем моста стал Аркадий Ротенберг. За время проекта он удвоил свое состояние: с 1,4 млрд $ в 2015 г. до 3 млрд $ в 2018-м (по оценке Forbes).
Самый крупный в истории госконтракт давний друг Путина получил без конкурса. Ротенберг является единственным учредителем ООО «Стройгазмонтаж», ставшего генподрядчиком проекта. На контракте с ФКУ «Тамань» фирма олигарха заработала более 222 млрд руб.
Но со сдачей объекта работа Ротенберга не заканчивается. Контролируемое им ПАО «Мостотрест» будет оказывать услуги по содержанию дороги. Согласно сайту госзакупок, цена вопроса – полмиллиарда рублей в год. Ради такого дела Ротенберг недавно даже обратно выкупил себе долю в «Мостотресте», от которой избавился несколько лет назад.
Не это ли «свершившееся чудо», о котором говорил президент на церемонии открытия моста?
Окончание на стр. 6.
15 мая во главе колонны грузовиков президент открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив. Ради этого краткого триумфа на глазах у всего мира десятки тысяч рабочих на протяжении двух лет соединяли материк с полуостровом, а из бюджета были выделены сотни миллиардов рублей.
Окончание. Начало на стр. 5
Лучшее – питерским
Как показал анализ «Собеседника», связанные с Крымским мостом заказы в основном достались фирмам из Северной столицы.
Проектировщиком за 436 млн руб. выступила компания «Гипростроймост – Санкт-Петербург». Контроль за строительством осуществляло ЗАО «Ленстрой» (1,5 млрд руб.). Причем поставщиком организация стала на безальтернативной основе. И даже возведение стационарного поста ДПС доверили питерскому ЗАО «Институт «Трансэкопроект».
Сопутствующие дороги к мосту также строила фирма родом оттуда же, откуда и Владимир Путин. АО «Вад» было назначено «единственным поставщиком» услуги по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту, а также дороги Керчь – Феодосия – Симферополь – Севастополь («Таврида»). Впоследствии сменившая питерскую прописку на Вологду компания в обход конкурсных процедур получила 141 млрд руб. Ей вообще постоянно везет: ранее она провела ремонт Невского проспекта, Дворцовой набережной, Выборгского шоссе, строительство vip-дороги в Пулково...
Фирмам из других регионов перепадает на крымских проектах чуть меньше. ОАО «Центродорстрой» во главе с депутатом Брянской облдумы от ЕР Игорем Куровым досталось 8 млрд руб. на строительство ответвления «Тавриды». «Кубаньэнерго» – 363 млн за свет.
Немалая статья расходов Крымского моста (9 млрд руб.) – на охрану и безопасность.
Этими вопросами занимается специальное ФГУП Минтранса. При этом руководство ведомственной охраны не чуждо роскоши: арендует изысканные квартиры за 250 тыс. руб. в месяц и автомобиль Merсedes-Benz.
Безопасность – потом
С безопасностью на Крымском мосту как раз проблемы. Сроки проведения инженерных изысканий, проектирования и оснащения моста инженерно-техническими системами оказались сорваны. Правительство распорядилось сдвинуть окончание работ с 30 апреля этого года на 1 декабря будущего. Из-за этого, в частности, отложен запуск движения грузовиков: пока он открыт только для легкового и общественного транспорта. До конца года должен состояться ввод параллельного железнодорожного моста.
Не всегда при строительстве соблюдались и технические требования. В частности, нарушения выявлялись Ростехнадзором (результаты проверок есть у «Собеседника»).
Специально созданная дочерняя компания «Стройгазмонтажа» – «СГМ-Мост» – выполняла уплотнение бетонной смеси с нарушением технологии. После снятия опалубки на поверхности железобетонных опор оказались участки непровибрированного бетона, раковины и пустоты. Обнаружили ревизоры и обширные участки с щебенистостью и раковинами. На опорах не была обеспечена нормативная толщина защитного слоя бетона, пришли к выводу в Ростехнадзоре.
Гендиректор «СГМ-Моста» Александр Островский был тем самым мужчиной, который сидел в кабине КАМАЗа рядом с президентом во время проезда по мосту. За ним, кстати, числится и еще одно финансовое нарушение: пени в 83 рубля по транспортному налогу.
Не озаботились Островский с Путиным и ремнями безопасности. Но в ФСО это объяснили просто: мол, на тот момент мост имел статус строительной площадки, движение по которой не регулируется нормами ПДД. Нашлось у Кремля и объяснение нахождению президента за рулем: якобы права категории C он получил 20 лет назад. Зачем директору ФСБ потребовалось водить большегрузы – загадка.
Кого кинули?
Работали на Крымском мосту вахтовым методом. Можно найти и примерные суммы зарплат: от 20 тыс. руб. за низкоквалифицированный труд до 80 тыс. для специалистов. Самый часто встречающийся оклад на сайтах вакансий – около 40 тыс. Однако не все отправившиеся подкалымить остались довольны. В белорусских СМИ можно найти жалобы на обман со стороны работодателей. Издание «Гомельская правда» утверждает, что несколько десятков «белорусских гастарбайтеров» трудились на мосту 2 месяца без выходных, жили в вагончиках, а платить им в итоге отказались.
Указана и нанимавшая белорусов организация – «Трубопроводстроймонтаж». Как выяснил «Собеседник», данное ООО было создано только в 2016 году (с началом строительства) и выступило подрядчиком у ПАО «Мостотрест», которое в свою очередь получило подряд у «дочки» Ротенберга «СГМ-Мост».
Учредителями «Трубопроводстроймонтажа», согласно ЕГРЮЛ, выступают два человека: бывший менеджер «Газпрома» Вячеслав Колесник и бизнесмен Алексей Степанов. Связаться с ними не удалось: указанный на официальном сайте номер телефона больше не обслуживается. Отзывы в интернете о компании противоречивы: одни пишут об отличном жилье и достойной оплате, другие – о невыносимых условиях и задержках денег.
Вошли во вкус
После Крымского моста россиян ожидает новая мегастройка – мост на Сахалин. Им также должен заняться Аркадий Ротенберг. Проект оценивается в сумму более 700 млрд руб. Но может и подорожать: мост через Керченский пролив тоже постепенно рос в цене.
Вести контроль реализации крымского проекта должен специально созданный общественный совет. Но финансами он не занимался, рассказала «Собеседнику» член совета певица Алёна Свиридова:
– Почему подорожал в несколько раз, ответить не могу. Я не бухгалтер. Пишут много всяких гадостей болтливые рты. Но строительство – это реальный подвиг людей. Я наблюдала из своего дома, как возводят арки. Слышала, как забивают сваи. Техника была вся новая, красивая, не старье какое-то. Открытие моста – грандиозное событие, оно вызывает только чувство гордости.
Оценить же экономическую эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру сложно, экономисты расходятся в оценках. Вероятно, станет удобнее добираться на полуостров. Возможно, мост собьет цены, даст импульс малому бизнесу. Но с символической задачей власти справились совершенно точно: пока юридически Крым российским в мире не признают, у Кремля появился железобетонный аргумент.