К своему дебюту в Театре наций звезда «Ленкома» Инна Михайловна Чурикова готовится как к главной роли в своей жизни. Всегда обожала кошек, а тут полюбила собак корги — с 25 апреля они будут вместе играть в спектакле «Аудиенция» по пьесе английского драматурга Питера Моргана, — сценариста «Королевы» с Хелен Миррен и сериала «Корона». Две почти взрослые собаки встречают меня сейчас у мраморных ступеней особняка на Николиной Горе. Еще одна «совсем маленькая, пока боится спускаться со второго этажа», говорит хозяйка «помещичьего», как она сама выражается, дома, показывая на лестницу. Аудиенцию Чурикова мне дает в портретной гостиной на первом этаже. На кофейном столике тоже корги. Рыжие — на обложке американского Vanity Fair, выпущенного прошлым летом к 90-летию Елизаветы II. И еще один, черно-белый — на самодельной обложке экземпляра пьесы, переплетенного пластмассовой пружиной. Инна Михайловна распечатала на принтере любимую фотографию Елизаветы — из британского Tatler за октябрь 1937 года. Будущей королеве на снимке одиннадцать. Она стоит на коленях на весенней лужайке, обнимает любимого пса и светится счастьем. Не надо печалиться, вся жизнь впереди: война, крушение империи, принцесса Диана, Brexit.
— Я много сейчас читаю о ней, — рассказывает Чурикова. — Девочкой она была очень веселой, озорной, смешливой, шаловливой. В тринадцать лет влюбилась в человека, который был старше нее, и эта любовь продолжается почти восемьдесят лет. Я читала, как они с мужем молодыми проводили время на Мальте — праздновали жизнь. Смерть любимого отца стала неожиданностью для нее. Так закончились ее прекрасное, чудное детство и юность. А потом была коронация — и она обручилась с Англией. В нашей пьесе есть такая реплика: «Самым главным было для меня не замужество, не материнство, а тот день, когда я стала помазанником Бога». Ей пришлось научиться скрывать свои чувства, в своих переживаниях она могла признаться только самой себе. Посмотрите, например, как они появляются с мужем на публике: она идет первая, а он на несколько шагов позади. И всегда она одна. Она хотела, но не могла дать детям фамилию отца. Черчилль был категорически против, а она не могла его переубедить. Я чувствую трагизм ее существования. При этом она очень земная, демократичная. Когда гостит в своем замке Балморал в Шотландии, любит сама помыть посуду, приготовить что-нибудь. Я все это тоже люблю. Когда мою посуду, мою так, чтобы она блестела.
К счастью, по-английски Инна Михайловна не читает, иначе этот достойный похвал Станиславского процесс создания и оживления внешних обстоятельств отсрочил бы премьеру еще на пятилетку. Елизавету она увидела на сцене в 2015 году — в той лондонской «Аудиенции» королеву играла Кристин Скотт Томас, а до нее — Хелен Миррен. На протяжении двух часов королева, меняя парики, грим, костюмы, принимает своих премьер-министров, от Уинстона Черчилля до Дэвида Кэмерона. Елизавета делает это каждый вторник в шесть часов вечера уже шестьдесят четыре года. Что там происходит, о чем они говорят — не знает и не узнает никто. Питер Морган попытался представить себе эти диалоги в своей пьесе.
— «Аудиенция» — талантливая пьеса большого драматурга, — говорит Чурикова. — Она и серьезная и шутливая, и глубокая, и остроумная, и актуальная одновременно. Я испытываю огромное чувство ответственности. Понять, выразить правдиво, приблизиться к этой уникальной женщине — это для меня большая сложная работа. Это другая нация, другая культура, другая ментальность.
В данном случае Чурикова, кажется, дует на воду: она седьмой год играет в «Ленкоме» английскую королеву, жену Генриха II Алиенору — в спектакле «Аквитанская львица», парафразе «Льва зимой». И играет блистательно.
Моментально влюбившаяся в «Аудиенцию», Чурикова вернулась из Лондона в Москву, отправилась в родной «Ленком» — но денег на постановку не нашлось. Тогда ее муж, великий режиссер Глеб Панфилов, и сын Иван, сценарист и продюсер, окончивший МГИМО и London Film Academy, написали в фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». С третьим русским «форбсом» семья не была близка. Но ответ «да» пришел неожиданно быстро. В разговоре с Глебом Анатольевичем по телефону Алишер Бурханович заметил: «Вы, конечно, не помните, а я студентом был на премьере вашего фильма «Прошу слова» — в семьдесят пятом, в Доме кино. Правда, я тогда худой был».
Ну а там подтянулся и тяжелый модный люкс. Королевский ювелирный Дом Garrard выделил для премьеры московского спектакля реплику любимой тиары Елизаветы II ценой пятьдесят тысяч фунтов. Ее королева брала с собой вместо бриллиантовой во время визитов в страны Содружества наций такие как например Папуа — Новой Гвинея. Тиару, пусть и с фианитами, зато с монаршьего чела, доставили в Москву на джете. Когда она улетит домой, в спектакле станет играть ее копия, сделанная петербургскими ювелирами. Наряды по эскизам российского художника по костюмам Виты Севрюковой создали в английской фирме Angels Costumes, одевавшей актеров «Титаника», «Великого Гэтсби», «Марии-Антуанетты». Копию коронационного платья вручную отделали петербургские белошвейки.
Чуриковой это все идет, в жизни английский стиль она тоже ценит, особенно шляпы Филипа Трейси. Но дороже всего ей Antonio Marras и особенно Etro: «Природные узоры, оттенки я считаю красивыми, они меня волнуют». Любимые «итальянцы» еще сильнее сблизили ее с покровителем искусств Михаилом Куснировичем, и теперь его высокохудожественные праздники жизни — любимый повод для народной артистки СССР выйти в столичный свет.
Нечего и говорить, что на «Аудиенцию» явятся все театралы из татлеровского списка Most Invited. Корги наверняка вырвутся в топ инстаграма. А вот провокаций ждать не стот. Пусть Чурикова и сыграла маму Дмитрия Нагиева в караоке-комедии «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова. Как такое, кстати, вообще случилось?
— Жора Крыжовников — ученик Марка Анатольевича Захарова, — просто отвечает актриса. — Да, я сыграла. Посмотрела потом и осталась не очень довольна — собой. Хотя на премьере все подпевали. Представляете: кинозал подпевает? Поразительно. Фильм зрителю понравился.
Кто нравится Чуриковой из современных режиссеров? Серебренников. Она ходила в Гоголь-центр на «Кафку».
— Там были какие-то чудные переодевания, раздевания. Но это был Кафка. Страстный, инакомыслящий. Это был современный театр. И хороший театр.
Готовя «Аудиенцию», оригинальную пьесу основательно переписали: Питер Морган добавил встречи Елизаветы с Юрием Гагариным, Михаилом Горбачёвым. Спрашиваю, отчего не выписан ярчайший момент в новейшей истории наших отношений — госвизит Владимира Путина четырнадцатилетней давности. Одна бабочка российского президента чего стоила!
— Это когда он опоздал к королеве? — спрашивает Чурикова. — Кроме этого я ничего о той встрече не знаю. Вот я читала про русского капитана корабля Рудакова, который прибыл на коронацию королевы. Он стал звездой Лондона: умудрился поставить свое судно в порту в узкое пространство между другими, тютелька в тютельку. Потом на торжествах Елизавета пригласила его на вальс. Он великолепно танцевал и изъяснялся по-английски. Темпераментная сестра королевы, принцесса Маргарет захотела ему показать Англию. В нашем посольстве его отпустили всего лишь на два дня, и она два дня показывала ему Лондон. Этот сюжет обязательно будет у нас в спектакле.
И девочке Елизавете с обложки Tatler, и Елизавете II с обложки Vanity Fair такая «Аудиенция» точно бы понравилась.