«Кофе пахнет тухлятиной, и так уже три месяца. Не знаете, что с этим делать?» – спрашивает в фейсбук-сообществе Survivor Corps двадцатилетняя Эшли из Коннектикута. Новые комментарии к ее посту появляются примерно каждую минуту. «Проживешь и без кофе. Я уже несколько недель ем пустые макароны, от остальной еды тошнит». «Вкус – это ладно. Я до туалета дохожу с такой одышкой, будто поднимаюсь на Эверест». «А у меня пропали месячные и сердце постоянно колотится, как на рейве». «Сил нет ни на что, и настроения тоже. Секс? Я забыла, что это». Этот тред напоминает откровения старожилов Burning Man. Но на самом деле сто тысяч подписчиков горячо обсуждают свой long covid – букет постковидных симптомов, изрядно отравляющих жизнь. В российском телеграм-чате «Последствия COVID-19» участников пока в четыре раза меньше, но обстановка душевнее. Тем, кого тошнит от мяса и яиц, советуют протеиновые коктейли, страдальцам с хронической усталостью – пятиминутные зажигательные тренировки на ютьюбе, тревожным – животворящее сухое красное и новинки Netflix.
Перед постковидом бессильны не только простые смертные. Гвинет Пэлтроу пожаловалась в своем блоге Goop на «мозговой туман». Том Хэнкс написал в инстаграме, что падает замертво, разгрузив посудомойку, а Лив Тайлер – что сначала включает чайник, а потом вспоминает, что надо было налить в него воду.
Впервые термин long covid год назад употребила в твиттере итальянский врач Элиса Перего, заметившая, что странные симптомы болезни сохраняются у пациентов минимум сорок дней. А в декабре 2020-го постковидный синдром внесли в Международную классификацию болезней – стало очевидно, что это не выдумка кучки ипохондриков, а настоящее стихийное бедствие. «90% людей, переболевших ковидом, почему-то не могут встать и бодро пойти на работу, как от них того ждет государство и система здравоохранения, – комментирует Вячеслав Ролько, к.м.н., специалист по антивозрастной медицине, главный врач клиники «Клазко». – Отрицательным ПЦР выздоровление не заканчивается». Коварство постковида в том, что он может стартовать даже спустя месяцы после болезни, длиться от нескольких дней до года и проявлять себя десятками разных симптомов.
«Туман в голове», когнитивную дисфункцию и нарушение памяти отмечают у себя 85% пациентов, проблемы с речью – 49%, трудности со сном – 70%, головные боли, одышку – 77%, – рассказывает Елена Попелуха, терапевт, специалист по функциональной медицине, ведущий врач клиники Bellefontaine. – Плюс-минус половина фиксирует тревогу, раздражительность и депрессию. И почти все отмечают усталость».
«Во время острой стадии болезни вирус напрямую атакует различные системы организма, – поясняет Виталий Фоменко, ведущий реабилитолог Европейского медицинского центра (ЕМС). – Повреждая эндотелий – внутреннюю оболочку сосудов, – вызывает образование микротромбов. В результате нарушается работа легких, сердца, почек, головного мозга и богато снабженных сосудами эндокринных органов». Одним словом, пахнущие не пойми чем кофе, шампунь или клубника – лишь верхушка айсберга под названием «постковид».
Хорошая новость в том, что за минувший год с этим синдромом научились бороться. Программы постковидного восстановления появились в большинстве уважаемых клиник. О некоторых из них рассказывает это досье. Спойлер: каждый симптом придется устранять последовательно, как драконов Дейенерис Таргариен.
Одышка
«После ковида меняется регуляция в головном мозге. Он посылает в легкие сигналы, требующие на время уменьшить их функционирование и дать отдохнуть, – говорит Татьяна Мишина, остеопат, пульмонолог, реабилитолог клиники Osteo Poly Clinic. – В результате дыхание становится частым и поверхностным». С помощью остеопатических техник доктор восстанавливает ритм и ускоряет заживление легочной ткани и прописывает домашние упражнения, восстанавливающие подвижность грудной клетки и снимающие спазм диафрагмы. А чтобы вернуть дыхательным мышцам эластичность, а дыханию – глубину, применяет электро- и магнитотерапию. «Зачастую ковид сопровождается пневмонитом. Это воспаление не самой ткани легких, а стенок альвеол, – комментирует Виталий Фоменко (ЕМС). – Эти участки рубцуются и выключаются из дыхания, в результате мы испытываем одышку». В рамках постковидной программы ЕМС пациентам предлагается интервальная гипокситерапия на аппарате ReOxy: имитируя тренировки на высоте 6500 м, она насыщает ткани кислородом. «Дыхательные упражнения крайне важны, – подтверждает Алексей Безымянный, врач-терапевт, к.м.н., директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы. – Когда острая фаза прошла, стоит заняться цигуном, гимнастикой Стрельниковой, легкими аэробными нагрузками на свежем воздухе». Алексей Сергеевич рекомендует онлайн-занятия на платформе Covidrehab.online: там заодно научат дренажному самомассажу для выведения мокроты из легких и расскажут о лечебном питании. Если на самомассаж мотивации не хватает, можно записаться на восстановительную программу в салон Beautick. Массажист Мария Косухина делает здесь специальный массаж по проекции легких, который помогает усилить к ним приток крови и увеличивает дыхательный объем.
Сниженный иммунитет
Ковид, как фонарь, подсвечивает слабые стороны организма: неожиданно дают о себе знать спавшие годами аутоиммунные заболевания или травмы столетней давности. «Соединяясь с особыми рецепторами, вирус проникает в клетки и начинает распространять свои частицы, – объясняет ученый-геронтолог, д.м.н., член-корреспондент РАМН Владимир Хавинсон. – Его токсичная атака приводит к износу организма. Поэтому после болезни обязательно нужно проанализировать состояние иммунной и свертывающей систем – сдать иммунограмму и коагулограмму. По их результатам врач назначит необходимую терапию». Для безопасной поддержки иммунитета Владимир Хацкелевич рекомендует свою разработку – пептидный комплекс Protector 3 Plus: «Он улучшает работу эндокринной системы и костного мозга и замедляет старение». Витамины D, С, А, Е, цинк и селен для поддержания иммунной функции тоже важны. Главное – не злоупотреблять высокими дозами. На первом этапе восстановления врач превентивной медицины, нутрициолог клиники Biogena Валерия Галкина рекомендует комплекс Immunity Intelligence от Advanced Nutrition Programme. А Вячеслав Ролько («Клазко»), настаивающий на проведении анализов, доказывающих витаминный дефицит, дополняет терапию омегой-3, куркумином и аминокислотами.
Хроническая усталость
«Принято считать, что ковид длится две недели, поэтому, едва получив отрицательный тест, я поехала в Суздаль праздновать Новый год, а потом сразу лазать по горам Дагестана, – делится с «Татлером» Мария Лимонова, руководитель отдела по связям с общественностью Gucci. – В итоге после ударного месяца на остаточном «бензине» проснулась и поняла, что телефон взять в руки не могу – слишком тяжелый. А от подъема по лестнице темнело в глазах и кололо в груди».
«Все дело в воздействии вируса на центральную нервную систему, – объясняет зам. главного врача клиники «Медси» на Белорусской, к.м.н. Мария Петина. – Среди переболевших ковидом жалобы на слабость и боли в мышцах – одни из самых частых». Даже тем, кто до болезни побеждал в лыжных забегах World Сlass, приходится восстанавливать физическую форму под присмотром специалиста по лечебной физкультуре. В Центре реабилитации «Медси» курс ЛФК можно пройти и дистанционно: достаточно установить специальное приложение.
«Важно выявить конкретные причины постковидной усталости, – добавляет Вячеслав Ролько («Клазко»). – Это может быть нарушение функции надпочечников, активизация герпеса или истощение запасов железа». Для восстановления жизненных сил Вячеслав Тихонович в том числе прописывает капельницы c плацентарным препаратом «Лаеннек» – нормализуя функцию печени, он возвращает тонус.
После многоступенчатой терапии Мария Лимонова решила все-таки «выдернуть себя из розетки» и отправиться на отдых в Иорданию, на Мертвое море. «Спа были закрыты из-за карантина, но просто купаний и обмазываний грязью оказалось достаточно – тахикардия отступила, – рассказывает Маша. – Лично для меня ковид и его последствия стали серьезным поводом наконец отложить все «суперважные» дела в пользу поиска того самого work-life balance».
«Мозговой туман»
Проблемы с концентрацией внимания, спутанность сознания, невозможность, как раньше, резво составить годовой отчет или запомнить что-то сложнее десертного меню в Remy Kitchen Bakery – все это когнитивные нарушения, или так называемый «мозговой туман», который наблюдается почти у всех переболевших ковидом. C психикой дела не лучше: у каждого пятого официально выздоровевшего пациента появляются депрессия, тревожность, панические атаки и прочие расстройства. «Вирус напрямую поражает нервные клетки, вызывая дисбаланс симпатической и парасимпатической нервной системы, – объясняет Виталий Фоменко. – Кроме того, из-за нарушения гемостаза меняется уровень серотонина. Отсюда мигрени и депрессивные состояния».
Без невролога и психотерапевта тут не обойтись. «Хорошо работает БОС-терапия и занятия с нейропсихологом на специальном компьютерном оборудовании», – объясняет Наталья Ривкина, руководитель Клиники психиатрии и психотерапии ЕМС. Занятия нескучные. Например, надо собирать пазл на экране движениями тела или одновременно удерживать мышкой двигающийся шар и читать текст. Ривкина призывает не бояться антидепрессантов и прочей «фармы» – они назначаются курсом и могут существенно улучшить качество жизни. А врач-терапевт Алексей Безымянный напоминает, что лучшие друзья нервной системы – витамины B2, B6 и B12 и никотиновая кислота. Их можно получать с помощью капельниц и инъекций – например, в Клиническом институте эстетической медицины (КИЭМ), Bellefontaine и «Клазко».
Среди новых препаратов для лечения «мозгового тумана» – Epitide, еще одна разработка доктора наук Владимира Хавинсона. «Это природный, не имеющий противопоказаний пептидный комплекс, нормализующий работу эпифиза – шишковидного тела, которое называют дирижером организма, – объясняет Елена Крохмалева, к.б.н., старший научный сотрудник Института биорегуляции и геронтологии. – Epitide повышает работоспособность и активность коры головного мозга, нормализует режим сна–бодрствования и стимулирует выработку собственного мелатонина». «Мелатонин нужен нам не только для того, чтобы спать, – подтверждает Вячеслав Ролько. – Без него невозможно нормальное восстановление». «Постковидникам» доктор советует принимать по 0,5–1,5 мг гормона перед сном.
В спа «Восточный экспресс» для нормализации когнитивных функций прописывают «Кортексин» – пептидный комплекс в виде капсул или инъекций. А в клинике «Медскан» в постковидную программу включают электронейромиографию: она нужна, чтобы выявить нарушения передачи нервных сигналов. Также среди прочего назначают упражнения для балансировки центра тяжести – многие жалуются на головокружения и проблемы с удержанием равновесия.
А вот для возвращения обоняния волшебной таблетки, увы, не существует. «Нервам и рецепторам нужно дать время восстановиться, как если бы вы сильно порезались, – объясняет Вячеслав Ролько. – Это может занять несколько месяцев, наберитесь терпения». Чтобы хоть немного ускорить процесс, врачи советуют устраивать ольфакторные тренинги – вдыхать яркие и разнообразные ароматы, например, мяты, кофе или любимых духов.
Проблемы с ЖКТ
«Ни одного нормального анализа ферментов печени после ковида я не видела, – сообщает Татьяна Мишина. – Кишечник тоже почти у всех страдает, ведь он выводит и вирусные токсины, и продукты распада лекарств. Пациенты жалуются на горечь во рту, вздутие, проблемы с перевариванием пищи». Чтобы восстановить слизистые кишечника, врач-терапевт Алексей Безымянный советует отказаться от продуктов, вызывающих брожение: простых углеводов, цельного молока, алкоголя, грибов, фастфуда.
«Употребляйте больше фруктов и овощей, цельнозерновых и бобовых продуктов, рыбы и растительных масел», – добавляет Анна Коробкина, врач-диетолог клиники Hadassah. Чтобы ускорить восстановление, Анна Сергеевна просит увеличить долю белка, который активно расходуется во время болезни, и не забывать о подкормке кишечных бактерий – ферментированными и кисломолочными продуктами и комплексами с бифидо- и лактобактериями.
А Центр здоровья Verba Mayr представил новую программу «Восстановление после COVID-19» (она в том числе помогает устранить побочные эффекты лекарств). Врачи центра рекомендуют поддерживать баланс кишечной флоры с помощью их последней разработки – коктейлей из злаков, богатых белком, клетчаткой, витаминами С, А и аминокислотами Verba Propio Herbs и Verba Bifido Herbs.
Замедленный лимфодренаж
Мария Петина напоминает, что из-за повреждения эндотелия нарушается вязкость крови и повышается риск тромбообразования, однако назначать самому себе препараты, разжижающие кровь, нельзя. Среди безопасных способов – световое облучение крови ВЛОК, которое предлагают, например, в Osteo Poly Clinic и «Клазко». Процедура расширяет сосуды, улучшает микроциркуляцию и насыщает кровь кислородом. ВЛОК можно дополнить капельницами и инъекциями – например, хорошо известным на постсоветском пространстве «Актовегином».
А в клинике Bellefontaine ставят старые добрые пиявки. «Это щадящий метод с высокой степенью антикоагулянтной эффективности», – комментирует врач-терапевт Елена Попелуха. Эффект от капельниц и пиявок можно закрепить и в спа – записавшись на лимфодренажный массаж. «После ковида его курс просто необходим, – добавляет Татьяна Мишина. – Наша иммунная система убивает не только сам вирус, но и пораженные им ткани. Погибшие клетки циркулируют по лимфотоку, и их надо срочно выводить».
Снижение тонуса кожи
«Ковид может дать осложнение на любой орган, но основной удар приходится на иммунитет, – говорит главврач клиники Bellefontaine, к.м.н., София Бигвава. Кожа как орган иммунной системы – не исключение. Да, у всех болезнь протекает по-разному, но длительный постельный режим, прием лекарств, гипоксия быстро сказываются на красоте. Исчезает эффект от поддерживающих инъекций, кожа становится безжизненной, тусклой, появляются отеки. Тем, кто пережил заболевание, приходится заново делать скульптурирование филлерами, обязательным считаю пройти курс мезотерапии – витамины, микроэлементы и гиалуроновая кислота помогают вернуть лицу свежесть».
«Из-за нарушения кровообращения кожа становится обезвоженной и гиперчувствительной, – добавляет врач-дерматокосметолог клиники Remedy Lab Мария Бондарева. – Виной тому воспалительные процессы, из-за которых резко сокращается количество белков». Первое, к чему призывает Мария, – запастись терпением. Кожа будет восстанавливаться теми же темпами, что и организм в целом. Второе – проверить, насколько снизился уровень витаминов и микроэлементов, и увеличить в рационе долю белков и полезных жиров. София Бигвава с коллегой солидарна. Одним из первых пунктов ее списка реабилитационных рекомендаций значится посещение барокамеры: «Чудо-аппарат насыщает клетки кожи кислородом. Трех сеансов будет достаточно, чтобы вернуть здоровый румянец». Еще один лайфхак от Софии – еженедельные сеансы ухода Bellefontaine. Мария Бондарева полагается на Danne, Valmont или Helena Rubinstein, а чтобы усилить эффект, подключает массаж или микротоковую терапию. Также врачи обращают внимание на курс биоревитализации – инъекционной или ультразвуковой. А жесткие процедуры вроде лазерной шлифовки советуют перенести на следующий сезон. Дома лучше отложить скрабы и пилинги и перейти на питательные кремы и сыворотки для раздраженной и чувствительной кожи с гиалуроновой кислотой, антиоксидантами, витамином C, ресвератролом и коэнзимом Q10.
Выпадение волос
По статистике каждый пятый переболевший ковидом в России страдает от сильного выпадения волос. Главная причина – нарушение микроциркуляции крови. «Особенно сильно последствия ковида ощущают те, кто переболел в тяжелой форме, с многодневной высокой температурой и применением антикоагулянтов, – отмечает д.м.н., президент «Профессионального общества трихологов» Аида Гаджигороева. – Именно они провоцируют выпадение и остановку роста новых волос». К счастью, эта потеря обратима. Главное – скорее обратиться к трихологу. «Это важно, поскольку вирус может запускать изменения, затрагивающие жизненный цикл волос как на локальном (воспалительные процессы на коже головы), так и на системном уровне, – вступает в разговор Натали Аст, врач-дерматокосметолог и трихолог КИЭМ. – Мы отправляем сдавать анализы и проводим трихологическое обследование, а потом составляем лечебную программу». Врачи солидарны, что самые быстрые и заметные результаты дает комбинация лечебных препаратов и PRP-терапии: факторы роста, содержащие живые тромбоциты, – важнейший помощник в стимуляции появления новых волос.