Обладая яркой внешностью новой Мэрилин Монро и выдающимся драматическим талантом, накануне своего 40-летия эта актриса, как ни странно, все еще не может похвастаться хотя бы одной статуэткой «Оскар»! Йоханссон уже не раз возглавляла списки самых сексуальных и самых высокооплачиваемых актрис, а общие сборы фильмов с ее участием превысили 15 миллиардов долларов, дав Скарлетт право называться «самой кассовой кинозвездой всех времен». Но главный трофей киноиндустрии все время ускользает из ее рук. Как не случилась пока в карьере та самая главная роль, что вписала бы ее имя в один ряд с великим дивами кино. Скарлетт Йоханссон все еще ждет ее. И каждый раз, давая согласие на новые съемки, словно бы ищет саму себя, оглядывается на свою биографию и пробует найти в ней неслучайные зацепки и совпадения. Порой в голову даже закрадывается мысль, что самые важные главы в своей фильмографии эта актриса пишет словно бы под копирку своей биографии и истории своей семьи...
Сниматься Скарлетт начала еще в детстве. Иначе и быть не могло с девочкой, которая чуть ли не каждый день устраивала домашние концерты, пела, танцевала чечетку, изображала сцены из любимых старых голливудских фильмов, которые она начала смотреть вместе с родителями с трех лет от роду. Как-то, решив проверить саму себя, сможет ли она стать великой актрисой в будущем, совсем юная Скарлетт (ей не было еще и десяти!) устроила себе экзамен: она должна суметь расплакаться точь-в-точь как Джуди Гарлэнд в сцене из фильма «Встретимся в Сент-Луисе»! Уединившись у зеркала, Скарлетт всматривалась в свое отражение, пытаясь вспомнить все самое грустное, что было в ее жизни. И слезы рекой хлынули из глаз — этот экзамен самой себе она сдала.
А расплакаться юной актрисе было от чего! Достаточно вспомнить тот постыдный провал на первом же в ее жизни актерском кастинге. «Кто-то сказал моей маме, что мы очень милая семья с четырьмя детьми, так почему бы не подрабатывать, снимаясь в рекламе? И мы все дружно пошли на кастинг. А в итоге единственным, кого они хотели видеть в своем ролике, был мой старший брат», — вспоминает Скарлетт. По мнению девочки, это было несправедливо и жутко обидно, ведь это она была главной актрисой в семье! Но, как говорят, все, что с нами случается, случается в итоге для нас. И начиная с этого дня все свои проигрыши и потери Скарлетт Йоханссон научится перемалывать в мотивацию по достижению заветной цели. Еще не раз и не два ей будут отказывать в желанных ролях, не замечать на кастингах, но отныне и навсегда отказ для нее станет самым действенным вызовом.
То первое поражение в кастинге не просто огорчило и ошарашило юную Скарлетт — она твердо и по-взрослому решила учиться актерскому мастерству профессионально. «Мама говорила, что доверить семилетнему ребенку выбор будущей профессии — это все равно что дать ему ключи от машины и открыть дверцу, — смеясь, делится воспоминаниями Йоханссон. — Но, как видите, я вырулила!» Девочка упросила родителей записать ее в знаменитую нью-йоркскую актерскую школу при Институте театра и кино Ли Страсберга, разработавшего на основе метода Станиславского свою собственную методику. Этот институт окончили такие именитые актеры, как Дастин Хоффман, Аль Пачино и Роберт Де Ниро, — есть на кого равняться! Однако занятия дочери в этой школе были едва по карману Йоханссонам, которые, по воспоминаниям самой Скарлетт, всегда жили от отцовской зарплаты до зарплаты, переезжали с одной квартиры на другую, выбирая жилье для семей со средним достатком. У них никогда не было лишнего доллара, а потому все четверо детей Йоханссонов учились в обычной школе, добирались до учебы на школьном автобусе и обедали в школьной столовой.
Увидев неподдельную страсть дочери к актерству, мама Мелани, как могла, искала и находила возможности поддерживать и развивать этот интерес. Скарлетт вспоминает, как вместе с мамой они несчетное количество раз пересматривали классические голливудские киноленты — снова и снова. Или как простаивали длинные очереди за билетами со скидкой вполцены, чтобы попасть на театральные постановки на Бродвее...
К счастью, ее занятия актерским мастерством в школе при Институте Ли Страсберга, доставшиеся семейному бюджету ой как непросто, почти сразу дали толк: очень скоро малышка Скарлетт смогла принять участие в своей первой театральной внебродвейской постановке, в которой также вышел на сцену еще один начинающий в ту пору актер — юный Итан Хоук. И пусть в спектакле девочке доверили всего две реплики — это ведь только начало!
«Актерство всегда было моей страстью, — вспоминает Йоханссон начало своего профессионального пути длиною 30 лет. — Я хотела играть в мюзиклах с самого детства, так что для меня это самая настоящая мечта, ставшая реальностью. Мое детство было наполнено тем, что я любила делать больше всего на свете, но также и совершенно обычными вещами для девочки из Нью-Йорка. И сегодня, оглядываясь назад, я думаю: «Ух ты! Я уже сделала столько важных вещей, которые многие люди не успевают сделать за всю свою жизнь!»
Уже в 10 лет у Скарлетт случился первый кинодебют в комедии «Норт» с юным Элайджей Вудом в главной роли. А в 12 она получила свою первую главную роль в ленте «Мэнни и Ло», где снималась вместе со своим братом-близнецом Хантером, младше ее на три минуты. И даже получила свою первую номинацию на кинопремию! Звезда хоть и маленькая, но родилась! Кстати, в эпизодах этого фильма снялись ее сестра Ванесса и мама.
Когда Скарлетт исполнилось 13, ей выпала удача сыграть в ленте «Заклинатель лошадей», режиссером которой выступил прославленный актер Роберт Редфорд. По собственному признанию, только войдя в кадр, она уже точно знала, что и как делать, чтобы ее героиня ожила и стала настоящей. Редфорд позднее в одном из интервью произнесет знаковую фразу, назвав Скарлетт «13 going 30» («13 и вот-вот исполнится 30»), тем самым подчеркнув, что, к его искреннему удивлению, девочка-подросток, оказывается, может быть настолько взрослой в работе!
Трудности перехода
Да, она рано стала взрослой. Когда Скарлетт было всего 13 лет, ее родители развелись. Мать Мелани пожелала жить в Лос-Анджелесе, отец остался в Нью-Йорке. А сердце Скарлетт раскололось пополам. Много лет спустя, уже прописав в своей биографии два собственных развода — с актером Райаном Рейнольдсом и французским рекламщиком Роменом Дориаком, — а также совершив множество расставаний с неофициальными бойфрендами, Скарлетт очень убедительно сыграет Николь Барбер — актрису и женщину на грани нервного срыва в ленте Ноа Баумбаха «Брачная история». И снова этот будет тот случай, когда не требовалось объяснять ей, как играть развод и расставание некогда любивших друг друга людей, — достаточно было сесть перед зеркалом и просто вспомнить свою историю.
Тогда же, вскоре после развода родителей, Скарлетт, наверное, впервые ощутила то невероятное одиночество, сравнимое с беспомощностью выброшенного на берег дельфина, который изо всех сил пытается дышать. И выплеснула всю свою грусть на экран ленты «Трудности перевода», в которой у нее была первая большая взрослая роль. Эту киноисторию про потерянного среди толпы одинокого человека режиссер София Коппола задумала вскоре после своего расставания с супругом Спайком Джонзом, вписав в нее собственную правдивую историю одиночного пребывания в Токио. Это была очень личная лента про потерянность в большом городе, красноречивое молчание и разговоры по душам с незнакомцем. Когда Скарлетт утвердили на роль, ей было всего 17, а ее экранной героине где-то за 20, но она снова филигранно вошла в тело кого-то более взрослого и умудренного опытом, чем она сама. Именно этот фильм стал для Скарлетт переходным мостиком во взрослое кино и к взрослым ролям. Во многом благодаря филигранной игре Йоханссон «Трудности перевода» — чистой воды артхаус, снятый на скромные 4 миллиона долларов, — неожиданно для всех горячо отозвался в сердцах зрителей и собрал в прокате 119 миллионов по всему миру!
В том же 2003 году случился еще один факт взросления Скарлетт. На роль служанки Грит в фильме-биографии про голландского художника XVII века Яна Вермеера британский режиссер Питер Уэббер отсмотрел 150 претенденток. Он искал не только внешнее сходство с героиней известного полотна «Девушка с жемчужной сережкой» — ему важно было в актрисе разглядеть умение молчать и говорить глазами. Сама Скарлетт называет этот фильм одним из своих самых любимых, особенно его финал, в котором ее героиня становится взрослой женщиной очень необычным способом. Не тогда, когда теряет девственность со своим ухажером-мясником, а в момент, когда художник прокалывает ее ухо жемчужной серьгой, чтобы нарисовать портрет. Режиссеру не понадобилось никаких откровенных постельных сцен, чтобы передать все таинство этого перехода во взрослую жизнь героини экранной и юной актрисы... Так в 2003 году Скарлетт Йоханссон дважды становится взрослой актрисой. В один год ее номинируют на премию «Золотой глобус» и BAFTA сразу за два фильма. И она получает свою первую взрослую награду за лучшую женскую (а не детскую) роль.
Девушка, разбивающая сердца
Ко времени своего киновзросления Скарлетт уже поставила точку в первых серьезных отношениях с парнем. Его звали Джек Антонофф. Они познакомились в годы учебы в Professional Children’s high school и даже были парой на выпускном балу. Кроме внешней симпатии, между Джеком и Скарлетт было много общего: Джек так же, как и Скарлетт, был выходцем из семьи переселившихся в Америку из Восточной Европы евреев-ашкенази (его прадед был родом из Пинска). Оба строили просто грандиозные планы на будущее, в которых обязательно станут богатыми и знаменитыми. А еще они оба пели: низкий голос Скарлетт просто сшибал с ног Джека, который уже тогда собрал свой первый бэнд, писал песни и собирался сделать выдающуюся карьеру в музыкальном бизнесе. Он пророчил Скарлетт успех как певице, но она предпочла кино, а он не изменил музыке...
Джек и Скарлетт перестали быть парой в конце 2002 года — того самого переломного года «взросления» ее карьеры. Тогда же Джек собрал свою группу Steel Train, для которой написал несколько хитовых песен, героиней которых была Скарлетт Йоханссон, разбившая этому парню сердце. «Слава сбила ее с ног. Она не видит ничего, что делала раньше... Эй, Скарлетт, ты уже не та!» — поет Джек Антонофф в песне Better Love о своей сбежавшей невесте. Когда на экраны вышел фильм «Девушка с жемчужной сережкой», на свет появилась новая песня, в которой есть строки: «Я смотрю, как камера снимает эту девушку, И мне кажется все это пустой жемчужиной». Когда несколько лет спустя в прессе появились сообщения о том, что Скарлетт начала встречаться со своим партнером по фильму «Черная орхидея» Джошем Хартнеттом, Джек выдал себя: он все еще болен этой любовью! Иначе как объяснить строки новой его песни, все еще обращенные к Скарлетт Йоханссон: «Несколько лет минуло, я твержу себе «Нет!», но как же я скучаю по ней...» Дальше их пути разойдутся навсегда.
Но кто знает, как сложилась бы судьба Скарлетт, останься она в отношениях с другом своей юности Джеком Антонофф?! Или хотя бы позволь ему вмешаться в свою карьеру и продюсировать музыкальные альбомы, которые Йоханссон периодически записывает, но, признайтесь, мало кто их слышал. Между тем Джек Антонофф не только писал песни о своем разбитом сердце, но со временем стал успешным музыкальным продюсером. Вместо сотни слов скажем коротко: он и есть тот человек, который сделал из Тейлор Свифт поп-звезду первой величины! Феномен ее оглушительного успеха все еще пытаются как-то логически объяснить. А тем временем Джек Антонофф уже 24 раза был номинирован на «Грэмми», 11 раз получал в свои руки этот золотой граммофон и даже стал вторым человеком в истории, выигравшим подряд три премии как «Продюсер года». И в этом году на 66-й церемонии вручения «Грэмми» вместе с Тейлор Свифт они снова забрали очередную статуэтку за «Лучший альбом года».
Черная вдова с русским именем
Уверенно заявив о своей взрослости в большом кинематографе, Скарлетт Йоханссон пытается нащупать почву под ногами, пробуя себя в артхаусном кино. Начиная с 2004 года она снялась в трех фильмах подряд у легендарного Вуди Аллена: «Матч Пойнт», «Сенсация», «Вики Кристина Барселона». Она работает с Кристофером Ноланом на съемочной площадке его мистического триллера «Престиж»... И вдруг, к удивлению коллег и фанатов, отчаянно добивается права появиться на экране блокбастера из кинематографической вселенной Marvel «Железный человек 2». Скарлетт во сне и наяву отчетливо видит себя в образе Черной вдовы. И даже заранее красит волосы в рыжий цвет, чтобы сразить наповал своим внешним видом режиссера Джона Фавро. Но тот отдает заветную роль Эмили Блант...
Для Скарлетт это был удар, ведь она отчаянно хотела получить роль Наташи Романофф. Почему? Откуда такая одержимость этой героиней? Конечно, как и миллионы американских детей, Скарлетт была поклонницей комиксов о приключениях Железного человека. Но тут дело было, похоже, в другом: сыграть героиню с суперсилой и русским именем — вот что было для нее важно. «Я хочу получить эту роль! Я буду Черной вдовой! Да я уже и есть она!» — сотню раз повторенная, эта мантра сработала, и, когда надежды получить эту роль уже почти не осталось, в телефонной трубке прозвучали заветные слова: «Вы все еще хотите эту роль? Скажите, вы свободны для съемок?» — «Да-да, я более чем свободна!» — буквально прокричала в ответ Йоханссон.
Черная вдова действительно стоила того, чтобы за нее бороться. Во-первых, роль бывшей балерины и русской разведчицы принесла Скарлетт Йоханссон рекордные гонорары для женщины — исполнительницы главной роли, позволившие ей в 2018 году впервые возглавить список самых высокооплачиваемых актрис. Во-вторых, именно в этой роли миллионы фанатов во всем мире узнали и полюбили молодую актрису. «Забавно, но никто не кричит мне при встрече мое собственное имя или имена других моих киногероинь. Только «Эй, привет, Черная вдова! Как дела?», — признается Скарлетт. В числе этой армии фанатов — ее собственная дочь Роуз, которой недавно исполнилось 10 лет. «Она как-то призналась мне, что хочет костюм Черной вдовы на Хэллоуин», — рассказала в одном из своих интервью Скарлетт Йоханссон, которая, к слову, трепетно сохранила все костюмы, доставшиеся ей после съемок в нескольких сериях «Мстителей». «Да, я храню их все! Абсолютно все, — не скрывает она этот своего рода фетишизм. — Кажется, даже в контракте было прописано, что костюм Черной вдовы переходит мне по наследству. Так что по окончании съемок я всегда напоминала: «И костюмчик упакуйте мне с собой, пожалуйста!»
По следам несвижского башмачника
«Вы можете произнести это по-русски — «Черная вдова»?» Ведущий московской пресс-конференции с актерами блокбастера «Мстители» упрямо не хотел упускать возможность услышать русскую речь из уст Скарлетт Йохансон — исполнительницы роли шпионки Наташи Романофф и супергероини Черной вдовы в одном лице. Уступив уговорам, она почти без акцента произнесла довольно непростое по фонетике словосочетание русских слов и призналась, что на съемках «Мстителей» у нее был замечательный наставник по русскому языку, так что за короткое время ей удалось выучить много фраз на русском просто на слух.
«Вы знаете, моя семья родом из Минска, — вдруг публично призналась тогда в Москве 2012 года Скарлетт Йоханссон. — Моя мама отчаянно хочет, чтобы я как-нибудь съездила туда, но вот пока никак не доберусь. Но я очень хочу побывать на родине предков, чтобы узнать побольше о своих корнях».
Мама Скарлетт была неправа — семья ее предков была родом не из Минска, а из Минской губернии. Но совершенно точно с белорусских земель, в начале ХХ века входивших в состав Российской империи, и потому так удивительно близка была Скарлетт ее супергероиня с русским именем.
По линии матери, загадавшей прославленной дочери однажды больше узнать о своих предках, родословная Скарлетт Йоханссон ведет в белорусский город Несвиж. Именно оттуда родом были ее предки по матери и бабушке Дороти Слоун, урожденной Ходаш. Как и в других белорусских местечках, евреи свободно жили в Несвиже с давних времен. Это была «черта оседлости», которая в Российской империи обозначала границы территорий, где евреям позволено было селиться. К началу Второй мировой войны в Несвиже числилось более трех тысяч горожан-евреев, среди которых было немало семей с фамилией Ходаш — вполне вероятные дальние и близкие родственники Скарлетт по материнской линии. С приходом на эти земли фашистов в годы Второй мировой в Несвиже было создано гетто, вошедшее в историю как первое гетто Восточной Европы, узники которого осмелились поднять восстание в июле 1942 года. Почти все еврейское население города было уничтожено. И в советское время на старом еврейском кладбище Несвижа местные дети любили играть в прятки, не подозревая, что прячутся не просто за каменными плитами, а выступающими из земли еврейскими надгробиями — мацевами. Совершенно точно на некоторых из них сохранились едва различимые теперь имена предков и родственников голливудской кинозвезды Скарлетт Йоханссон.
Песни бабушки дороти
Прадед Скарлетт по материнской линии Ицхак Ходаш покинул Несвиж еще в начале ХХ века. В то время у евреев из Восточной Европы было два пути к новой жизни: ехать в Палестину (где выходцы из Несвижа даже основали свое поселение — кибуц Дгания-Бет в Галилее) или в Америку. Ицхак и его жена, уроженка Минска Ханна Вайнштейн, выбрали Новый Свет. Изменив имя на американский лад, Ицхак стал зваться Изадором. Но дома все по-прежнему говорили, как и в родном Несвиже, исключительно на идише. Так что детям Ходаш английский пришлось учить самим на улице в разговорах с друзьями по двору.
На родине Изадор Ходаш был сыном знаменитого несвижского кожевенника и сапожника Баруха Ходаша, чья мастерская находилась в начале ХХ века на улице Глухой, в нескольких десятках шагов от центра города и Рыночной площади. С детства знакомый с секретами выделки кожи, в Америке потомственный сын сапожника решил связать свою деятельность с кожей и устроился на кожевенное производство, став к тому же активным деятелем местных профсоюзов. Вскоре в семье Ханны и Изадора Ходаш родится первенец — дочь Дороти, будущая бабушка Скарлетт Йоханссон, во многом определившая выбор жизненного пути своей внучки.
Как и ее еще не родившаяся на свет внучка, в детстве Дороти Ходаш была очень артистичной девочкой. По ее собственным воспоминаниям, любовь к музыке и пению в детстве ей привил дедушка по материнской линии, с которым она распевала на весь квартал песни на идише. Уже в раннем возрасте Дороти проявила свои способности к изучению языков: самостоятельно выучив английский, она взялась за изучение немецкого и французского. В школе Дороти была отличницей и звездой школьного театра, а в старшей школе присоединилась к группе студентов из разных школ Нью-Йорка, которые каждую субботу собирались петь песни, давали ежегодный концерт в мэрии и даже однажды выступали в Карнеги-холле.
К сожалению, вскоре после поступления в колледж Дороти пришлось оставить учебу: ее отец тяжело заболел и вскоре умер в возрасте 49 лет. Мать, хрупкая и болезненная женщина, не смогла взять на себя всю заботу о детях, и Дороти вынуждена была стать главой семьи и кормильцем. Она устроилась бухгалтером на завод металлоконструкций и оставила надежды когда-нибудь стать актрисой. Забегая вперед, скажем, что все свои нереализованные мечты о сцене Дороти перенесет на внуков: трое из них станут актерами — кроме Скарлетт Йоханссон, это ее старшая сестра Ванесса и брат-близнец Хантер.
Яркая и активная красавица Дороти познакомится с таким же потомком евреев-иммигрантов из Восточной Европы Меиром Шлямбергом, который к тому времени уже сменит свою еврейскую фамилию на более благозвучную для американского уха Слоун. Меир и Дороти вступят в брак, который продлится недолго, но даст жизнь их единственной дочери Мелани — будущей матери Скарлетт Йоханссон.
Несостоявшаяся актриса и дочь профсоюзника-активиста, Дороти Слоун не могла подолгу сидеть на месте без бурной деятельности. Когда ее дочери исполнилось 17 лет, Дороти приняла решение поехать в путешествие по Дании, чтобы воочию увидеть другую социальную модель устройства капиталистической страны. Взяв в дорогу самое дорогое — дочь и двух собак, она отправилась за океан. Эта весьма авантюрная поездка стала судьбоносной для ее дочери: в Копенгагене Мелани познакомилась с молодым архитектором Карстеном Йоханссоном, сыном известного датского писателя, сценариста и кинематографиста Айнера Йоханссона. Именно через отца-датчанина всем детям семейства Йоханссон передалась эффектная нордическая внешность их скандинавских предков.
По кличке Джоджо
Это у нас принято произносить фамилию Скарлетт Йоханссон на скандинавский лад, а в Америке она для всех Джохансон. И кто бы мог подумать, что именно такое произношение станет причиной появления на свет столь ненавистной для самой актрисы клички, которую придумали журналисты, ловко сократив ее имя и фамилию до первых слогов — Скар Джо. Это короткое имя буквально прилипло к ней, и Скарлетт даже хотела судиться с очередным изданием, назвавшим так фамильярно ее в своем тексте, но дело обошлось публичными извинениями. И вот теперь представьте, что было с ней, когда в руки Скарлетт по кличке Scar Jo попал сценарий фильма, на обложке которого было выведено название будущей ленты — Jojo Rabbit, «Кролик Джоджо»!
В этом проекте новозеландского режиссера Тайки Вайтити оказалось заключено много щемяще-личного. Он начал писать этот сценарий после того, как сюжет книги Кристин Лёненс «Птица в клетке» о немецкой семье, что прячет у себя дома еврейскую девочку, ему пересказала мама Робин Коэн — дочь еврейских переселенцев, когда-то сбежавших от холокоста на край света, в Новую Зеландию. В образе мамы-героини Тайка увидел свою мать, а мальчик по кличке Кролик Джоджо — словно бы он сам. Талантливый сценарист, Тайка Вайтити переделал описанную в книге трагедию в трагикомедию, рассказав историю от лица ребенка. И был не понят и не принят: этот текст на долгое время попал в «черный список лучших сценариев» (есть и такие, оказывается!). Никто не хотел запускать в производство фильм про парнишку из младшего подразделения гитлерюгенда, в котором есть комичный образ фюрера, еврейская девочка в шкафу и много непривычных шуток о той несмешной войне.
Для того чтобы однажды хотя бы попробовать запустить этот сценарий в производство, режиссеру и сценаристу нужна была звезда первой величины, которая бы своим статусом убедила продюсеров взяться за проект. Вряд ли Тайка Вайтити, отправляя копию текста сценария «Кролика Джоджо» Скарлетт Йоханссон, знал о том, как бесит ее придуманная кличка с приставкой «Джо». Еще менее вероятно, что он знал о трагедии ее еврейских предков, в годы Второй мировой войны погибших от рук нацистов. Но сама Скарлетт, читая этот сценарий, уже точно обо всем знала: именно в 2017 году в эфире телепрограммы Finding Your Roots ей представили документы, свидетельствующие о трагической участи ее большой еврейской семьи в годы войны. Поэтому эта история попала Скарлетт прямо в сердце — хотя бы на экране она попытается спасти еврейскую девочку-подростка. Такую, какой была дочь ее двоюродного прадеда Злата Шлямберг, в возрасте 15 лет погибшая в Варшавском гетто...
Рози Бетцлер станет одной из первых матерей, которую Йоханссон сыграет на большом экране. Чуть раньше была роль Николь в «Брачной истории» — бывшей жены и матери, отчаянно отстаивающей в бракоразводном процессе свое право на ребенка. Эти роли матерей принесли Скарлетт ее первые в жизни номинации на «Оскар» — две в один год, за два фильма сразу.
Роковые яблоки / спасительные бананы
Чтобы понять, почему роль немки Рози, ради еврейской девочки рисковавшей жизнью сына и своей собственной, так важна была для Скарлетт Йоханссон, давайте снова вернемся в начало ХХ века... В мае 1915 года трансокеанский лайнер SS Nieuw Amsterdam доставил из Роттердама в Нью-Йорк очередную партию иммигрантов со всех уголков Европы. Среди пассажиров был некто Шлёма Шлямберг: еврей, уроженец небольшого польского города Груец в Мазовии. Парню было лет двадцать пять. Он приехал в Америку без семьи и без денег и поселился на Ладлоу-стрит в Нижнем Ист-Сайде, бывшем в то время пристанищем еврейских иммигрантов. И вскоре, сменив имя на американский манер, Сол Шлямберг решил начать новую жизнь на новом континенте с малого: устроился торговцем бананами в местной продовольственной лавке. Так начиналась американская карьера прадеда будущей голливудской звезды Скарлетт Йоханссон, названной «самой высокооплачиваемой киноактрисой всех времен». Никто, да и сам Сол, подумать тогда не мог, что на самом деле он вытянул счастливый билет и продавать бананы — это не так уж плохо.
Прошло всего несколько лет, и Сол Шлямберг женился на Мелани (Молли) Зусман: в их семье родятся семеро детей, в том числе сын Меир, в будущем — родной дедушка Скарлетт. Как мы уже говорили, в Америку Сол Шлямберг приехал один, оставив в Польше многочисленную родню — родителей и семью родного брата, Мойше, у которого было десять детей. Город Груец в 40 километрах к югу от Варшавы — это крупнейший регион по выращиванию яблок в Польше: говорят, каждое третье польское яблоко выращено тут. Здесь, в окрестностях Груеца, находится сегодня самый большой яблоневый сад Европы. А тогда, в начале ХХ века, это было небольшое еврейское местечко. Евреи начали селиться в Груеце с конца XVIII века, и к началу Второй мировой войны здесь их проживало более пяти тысяч. Будущий прадед Скарлетт Йоханссон Сол Шлямберг спас себе и своим потомкам жизнь, решившись на отъезд в Америку. Оставшиеся же в Польше родители и семья брата не успели бежать, когда в сентябре 1939 года в город вошли фашистские войска. Все еврейское население города оккупационные власти согнали в гетто, просуществовавшее всего несколько месяцев.
Уже к концу февраля 1941 года евреев Груеца депортировали в Варшаву, в крупнейшее гетто на всей оккупированной фашистами территории Европы, где более чем 400 тысяч человек ютились на площади 3,4 квадратного километра. Большинство узников Варшавского гетто погибли в газовых камерах лагеря смерти Треблинка. Всего 270 из более чем пяти тысяч еврейских уроженцев Груеца смогли пережить войну. В числе выживших не было семьи предков дедушки Скарлетт: имена ее двоюродного прадеда Мойше Шлямберга и семерых из десяти его детей, включая 15-летнюю Злату, значатся в книге памяти жертв холокоста Яд-Вашем как жертвы фашизма, погибшие в Варшавском гетто. Еще один ее двоюродный дед, старший лейтенант ВВС США Филип Шлямберг, был пилотом истребителя в составе 15-й истребительной группы на Иводзиме во время Второй мировой войны и погиб в небе над Японией 14 августа 1945 года — в день ее капитуляции.
Наследница шведской вазы
Как правило, профессиональные киноактрисы стараются избегать заметных на теле татуировок. Скарлетт Йоханссон и в этом случае — исключение из правил: на правой руке она носит татуировку в виде браслета с молотом Тора. Такая вот дань уважения скандинавским предкам и своему легендарному датскому деду — писателю и сценаристу Айнеру Йоханссону, с которым ей так и не удалось повидаться. Вскоре после свадьбы ее родители, молодожены Мелани и Карстен, навсегда уедут из Копенгагена в Нью-Йорк, где на свет появятся их четверо детей. Айнер же никогда не последует за сыном и всю жизнь проведет в Дании, где скончается в 2001 году. К тому времени его сын уже давно разведется со своей американской женой Мелани Слоун. Так прервется, толком не начавшись, живая нить общения Скарлетт Йоханссон с ее датскими родственниками.
С отцом и своим единокровным братом Кристианом Скарлетт была в Копенгагене лишь однажды: за время короткого визита они успели прогуляться по улочкам города и посетить парк «Леголенд». Только несколько лет назад, узнав, что в ней течет еще и шведская кровь, Скарлетт решилась на поездку в Стокгольм и призналась потом, что, несмотря на то что ее никогда не воспитывали в скандинавском духе, она инстинктивно чувствует, что Скандинавия — часть ее наследия. «Единственные слова, которые я могу сказать сегодня по-датски, — это Jeg elsker dig — «Я люблю тебя», — признается актриса. — Мои родители всегда использовали датский как секретный язык, поэтому мы, дети, не понимали, о чем они говорят. Нам позволено было знать смысл только этой фразы».
Любопытно, что американское имя Скарлетт, данное ей в честь героини романа Маргаретт Митчелл «Унесенные ветром», придумал для дочери ее отец-датчанин, а скандинавское — Ингрид — добавила мать-американка. Сегодня Скарлетт Ингрид Йоханссон имеет не только двойное имя, но и двойное гражданство — американское и датское, а 2014 году она была включена в топ-50 самых влиятельных евреев мира. И только недавно голливудской актрисе стало известно, что, оказывается, в ней течет не только еврейская и датская кровь, но и шведская! Когда ей впервые показали фамильный герб старинного шведского рода Хогг, к которому и восходит скандинавская ветвь ее родословной, Скарлетт неподдельно удивилась: «Хм, похоже на вазу! Что это?»
Как оказалось, датский дедушка Скарлетт — еще один сын эмигранта, на этот раз из Швеции! Прадед актрисы, Аксель Роберт Йоханссон, был уроженцем графства Крононберг на юге Швеции. И в начале ХХ века он пересек пролив Эресунн, отделяющий Швецию от Дании, поселился в Копенгагене, где в 1927 году получил датское гражданство, и женился на датчанке Маргерет Хансен. Так где-то там, в переулках Копенгагена, на долгие годы затерялся шведский след родословной будущей голливудской звезды Скарлетт Йоханссон, рожденной в 1984 году в сердце Нью-Йорка, на другом конце света...
Зная трепетное отношение Скарлетт к каждой строке в длинной и запутанной истории ее многонациональной семьи, так и хочется спросить: «А как же скандинавская глава в вашей фильмографии: быть ли ей?» Удивительно, но по сей день Скарлетт Йоханссон не снялась ни в одном фильме, который бы как-то касался истории Скандинавии и съемки которого проходили бы в Дании или Швеции, а сам сюжет неким образом перекликался с северной ветвью ее родословной. Не исключено, что все еще впереди! А пока в скором времени нас ждет режиссерский дебют Скарлетт Йоханссон, выбравшей для своей полнометражной кинопробы историю Элеоноры Моргенштерн — 90-летней старушки, которая всеми способами пытается прийти в себя после смерти лучшего друга и мечтает вернуться из Флориды в город своей юности — Нью-Йорк. Даже удивительно, что главную роль в «Элеоноре Великой» Скарлетт не оставила для себя, чтобы в 40 лет попробовать сыграть кого-то на полвека старше себя реальной. Мы же помним, что ей с малых лет всегда удавалось обыграть и опередить время. Хотя бы на экране...