Предстоящий вторник, 1 августа, для работающих пенсионеров станет красным днем календаря. Праздником прибавки к пенсии. Немножко, совсем чуть-чуть — по 222 рубля каждому. Сильно не разгуляешься, но хватит на пару килограммов дешевой курятины. Или на шесть пакетов кефира — по полтора пакета в неделю. А что? Ведь не из кармана, а в карман! После того как два года подряд у этих людей отнимают положенную по закону индексацию (12,9% за инфляцию-2015 и 5,4% за инфляцию-2016), кому-то и две сотни могут показаться подарком судьбы.
Как говорят в Пенсионном фонде России (ПФР), ныне в стране 43 млн пенсионеров, из них треть работающих — вот сколько празднующих сразу! Правда, праздник могут слегка подпортить. Днем раньше, 31 июля, Мещанский суд Москвы рассмотрит исковое заявление Юрия Качана к главе Минтруда Максиму Топилину. Питерский адвокат требует от чиновника ответа на простой вопрос: почему, в отличие от рядовых российских пенсионеров, которым государство платит в среднем 13,6 тысячи рублей в месяц, депутаты Госдумы получают из того же Пенсионного фонда кратно большие по размеру суммы? На каком основании, спрашивает юрист у министра, «в стране существует отдельное законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение депутатов, ставящее их в привилегированное положение?»
Речь идет о статье 14, озаглавленной «Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих». Именно там сказано, что депутаты и сенаторы получают право на доплату к пенсии по старости и инвалидности в размере от 55 до 75% от депутатской зарплаты — в зависимости от депутатского стажа. С января нижний порог поднят до пяти лет (срок одной каденции), а верхний порог — до 10 лет (две каденции).
Учтем, что зарплата у народных избранников немаленькая: прошлому, шестому созыву платили (вместе с премиями) около 400 тысяч рублей в месяц, а нынешнему составу зарплату удвоили — до 800 тысяч рублей. Ну вот назойливый Юрий Качан и просит суд обязать чиновников дать развернутые ответы на предмет обоснованности размера депутатских пенсий.
Но ведь и нам всем это тоже интересно, не правда ли? Причем дело не только в конкретных «суммах прописью», от которых берет оторопь. С повышением депутатских окладов до 13 800 долларов в месяц российский парламент вышел на шестое место в мире (!) по уровню оплаты слуг народа. Выше — лишь Австралия, Италия, США, Бразилия и... Нигерия, оказавшаяся на втором месте в мире с депутатскими окладами в 15 700 долларов (в 100 раз выше средненигерийской зарплаты). Наши все-таки поскромнее будут: установили себе содержание «всего лишь» в 22 раза выше среднероссийских заработков. Хотя год назад сами же принимали закон о предельных соотношениях уровня зарплат руководителей и работников — не более восьмикратного превышения. Видимо, слуги народа не считают себя хотя бы частью руководства страны.
Отметим, что эти зарплаты никак не соответствуют ни состоянию экономики страны, ни уровню жизни подавляющего большинства рядовых пенсионеров России — между прочим, самых активных избирателей! А ведь федеральный парламент — это еще и ориентир для нижестоящих коллег. Само собой, ценный опыт перенимают.
Всего три недели назад в Красноярске краевые законодатели специальным законом тоже удвоили свои зарплаты — со 100 тысяч в месяц до 200 (без учета премий и надбавок). Причем сделали это тихой сапой: при первом чтении фигурировали лишь низкооплачиваемые госслужащие, руководители муниципальных предприятий, библиотекари, врачи. А ко второму чтению бюджетники из текста исчезли, а депутаты — нарисовались...
Разразился скандал — закон отозвали.
Хотя сенатор Алексей Александров, первый зампред комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству, успел по этому поводу высказаться: «Депутат, безусловно, должен получать гораздо больше, чем учитель, врач или представители иных профессий, потому что его работа более ответственная и требующая более высокой квалификации...» (Интересно, хотел бы сам сенатор попасть на стол к хирургу с такой квалификацией, с какой наши законодатели пекут законы?)
Реакция неудивительна: официальный личный годовой доход господина Александрова превышает 7 млн рублей, супруги — чуть меньше. В собственности несколько земельных участков, жилых домов плюс шесть квартир и пять объектов недвижимости под грифом «иное». Еще нюанс: в биографии сенатора нет даже намека на коммерческую деятельность, а результаты весьма впечатляют.
Но ведь каждому хочется жить лучше. В соседней с Красноярском Хакасии законодатели подняли свои оклады до тех же 200 тысяч рублей еще год назад «без шума и пыли». Хотя дефицит бюджета в республике в то время составлял около 7 млрд, а государственный долг превышал 23 млрд рублей и нынче меньше не стал. А в Ямало-Ненецком автономном округе с бюджетным дефицитом в 12 млрд рублей депутатские и чиновничьи годовые зарплаты уже переваливают за десяток миллионов рублей, в 13 муниципалитетах с такими же окладами введены должности полномочных представителей губернатора, фонд оплаты труда армии консультантов, советников, простых помощников и помощников «по особо важным делам» зашкаливает за 300 млн рублей (это цена сотни квартир для переселенцев из аварийного жилья!).
В Бурятии скандал по поводу растущих аппетитов депутатов и чиновников не утихает как минимум с весны: здесь пенсионные ВИП-доплаты получают все, кто за последние 20 лет хотя бы год потолкался в «коридорах власти», — таковых набралось около тысячи. Денег на всех не хватило — бюджет резали по живому, отменили даже закупку школьной мебели. В Омске активисты ОНФ заинтересовались доплатами к пенсиям для бывших руководителей города. Подключили прокуратуру и в нынешнем мае отменили-таки ВИП-пенсии.
В Республике Тыва глава региона Шолбан Кара-оол, выступая перед депутатами Верховного хурала, заявил: «Социальная помощь должна быть адресной, должна оказываться тем, кто действительно в ней нуждается. Именно таким подходом объясняются наши решения по отказу от доплат к пенсиям региональных чиновников». И ведь отменил!
А в Приморье — наоборот: краевой парламент воспротивился предложению двух коллег полностью отменить статью краевого закона «О государственных должностях», в которой говорится о ежемесячных доплатах к пенсиям чиновников и парламентариев. Одна из депутатов произнесла прочувствованную речь о бедных и несчастных коллегах, которые могут остаться без «пенсионной добавки» (ее размер превышает обычную трудовую пенсию примерно в 10 раз) — и доплаты решили оставить, хотя и сократив наполовину.
А вот и совокупный объем таких хлопот и забот. В бюджете-2017 расходы на «общегосударственные вопросы», куда входит в основном обеспечение деятельности органов власти, составили 1,1 трлн рублей. Это втрое больше, чем выделено на федеральное здравоохранение (360 млрд) и вдвое больше федеральных расходов на образование (542 млрд рублей).
Вопиющее несоответствие! Такое впечатление, что чиновники и законодатели, окончательно отбросив стыд, рвут, гребут под себя все больше, сокращая важнейшие статьи расходов на нужды человеческого развития. К примеру, расходы на дошкольное образование сократились на 47,7% по сравнению с 2016 годом. Зато содержание чиновников стране обходится все дороже, оно растет в цене, что называется, опережающими темпами. К примеру, в этой Думе у каждого депутата появились семь помощников (не пять, как раньше). По этой статье выделено по 231 тысяче рублей (на каждого парламентария), а не 135 тысяч, как было раньше. А ведь это расширение штата никто и ничем не обосновал.
Тем временем обостряется пенсионная проблема. В этом году мы снова в топ-5 худших в мире стран для жизни людей старшего возраста. В Глобальном пенсионном индексе инвесткомпании Natixis Global Asset Management Россия заняла 40-е место, уступив Турции, Китаю и Мексике. Ниже России в рейтинге расположились только Бразилия, Греция и Индия. За год наша страна ухудшила позиции по компонентам «материальное благосостояние» (35-е место), «здравоохранение» (42-е место), финансам (последнее, 43-е место)...
Надо ли в этих условиях повышать государственные расходы на депутатские пенсии? Или все-таки стоит найти этим средствам иное применение? Депутат Госдумы Алексей Куринный в начале года внес законопроект, который предлагал отмену дополнительного финансирования пенсий сенаторов и депутатов. «Ежемесячная доплата приводит к тому, что пенсия бывших депутатов и сенаторов существенно превышает средний размер пенсии по Российской Федерации, что является несправедливым по отношению к остальным получателям пенсии, которые зачастую имеют доход на уровне или немного выше прожиточного минимума. Кроме того, основная задача члена Совета Федерации и депутата Государственной думы не получение привилегий, а представление интересов региона и граждан-избирателей», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Но документ лежит без рассмотрения.
Подождем, что в понедельник скажет Мещанский суд Москвы?