Правительство наполняет мобилизационный бюджет за счет тех, кто не может за себя постоять — малого и среднего бизнеса. Выход у предпринимателей один — дезертировать из экономической жизни
Новые налоги
Первая угроза — так называемые «торговые взносы», за которые выступил лично Дмитрий Медведев. Этот законопроект позволит региональным властям взимать с фирм, работающих в сфере торговли и предоставления услуг, дополнительные платежи в местный бюджет.
С одной стороны, нововведение затронет только определенные отрасли бизнеса. По логике законодателя, региональное руководство должно будет самостоятельно выбирать приоритетные сегменты и оставлять их нетронутыми, а для менее важных и хрупких предприятий повышать налоговое бремя. «В случае если ситуация в отрасли позволяет, это будет дополнительным источником дохода. Тем более что облагаемые компании (туристический бизнес, службы такси) не будут сильно влиять на общую картину в малом бизнесе», — считает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
Хотя слово «налог» в законопроекте не фигурирует, эксперты соглашаются с тем, что новые сборы по своей сути напоминают весьма ограниченную версию налога с продаж, вводить который, после долгих колебаний, пока все-таки не стали. Разница, конечно, в степени влияния на экономику страны.
«Теоретически это можно считать дополнительной налоговой нагрузкой. Если же говорить о макроэкономике, то эффект на инфляцию по сравнению с налогами с продаж будет несопоставимо меньше», — считает Нигматуллин.
«Это из той же серии, что и увеличение налогов, — соглашается российский экономист, заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. — Почти все региональные бюджеты в плохом состоянии, поэтому власти будут вынуждены этими возможностями пользоваться. Удобная возможность переложить на регионы ответственность за уровни зарплат».
Стоит отметить, что введение любых налоговых сборов негативно сказывается на деловой активности. Кроме того, вышеупомянутые взносы будет сложнее администрировать ввиду их выборочного применения. Не говоря уже о том, что такой целенаправленный удар по бизнесу косвенно скажется на ценах на товары и услуги, уверен Гонтмахер.
Особые вопросы вызывает предложение ввести туристические взносы. Ни для кого не секрет, что отечественная туристическая индустрия находится на данный момент в довольно плачевном состоянии. «В дополнение к плате за отель будет взиматься плата за пребывание в определенных городах. Такая схема действовала в Крыму в его бытность украинской территорией: автомобильный въезд на территорию был платным. Это повышает, хоть и не сильно, стоимость путевки, что косвенно бьет по бизнесу», — объясняет Гонтмахер.
Сейчас граждане предпочитают сберегать средства на будущее или вкладывать их в какие-то активы, нежели тратить на поездку. Туристические фирмы и без дополнительных взносов находятся в сложном положении. «Я не уверен, что предложение Медведева будет принято. Но это в любом случае вопиющее незнание ситуации», — говорит Гонтмахер.
Следующим пунктом в атаке на малый бизнес следует отказ от пороговой отметки при расчете взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. По текущему законодательству выплаты производятся работодателем от годовой зарплаты в 624 тысячи рублей, не больше. Вскоре, по замыслу правительства, это ограничение может быть снято.
«Конечно, это негативно скажется на экономике. Все обязательные взносы, с одной стороны, никак не стимулируют развитие здравоохранения, пенсионных фондов, поскольку они отчисляются не гражданами, а компаниями, — нет прямой взаимосвязи налогов, уплачиваемых гражданами, и качества услуг, — объясняет Нигматуллин. — С другой стороны, это дополнительная нагрузка на бизнес. Эффект будет не сильный, но негативный, чуть больше компаний перейдет на «серую» зарплату».
«Нагрузку на бизнес можно отчасти оправдать отчислением средств на здравоохранение. Дополнительную дельту практически целиком изымает федеральный бюджет, что совершенно неприемлемо», — комментирует Евгений Гонтмахер.
Не исключено, что такие законодательные тенденции рано или поздно приведут к тому, что то же самое будет сделано с обязательными отчислениями в Пенсионный фонд. «Я думаю, это может произойти в 2016—2017 годах — в зависимости от финансовой ситуации. Скорее всего, это будет приурочено к выборам, поскольку пенсионеры — важная часть электората, более 30 млн человек. Пусть работающие люди, особенно богатые, подумают о пожилых и заплатят», — продолжает экономист. Сейчас работодатели платят 10% с превышения суммы зарплатного фонда в 624 тыс. рублей. «Общий сбор в Пенсионный фонд — 22%, могут сделать не 10, а 22% со всей зарплаты. Однако экономически это недальновидно, ведь это же платит работодатель», — полагает Гонтмахер.
Тимур Нигматуллин, однако, считает такую перспективу менее вероятной. «Не думаю, что это будет сделано в ближайшее время. Дефицит бюджета небольшой, он позволяет финансировать пенсионные фонды. Но если основной источник доходов государственного бюджета — нефть — будет снижаться в цене и санкции не будут отменены, будут повышаться налоговая нагрузка и отчисления в фонды, чтобы погасить дефицит».
Порог для малышей
И уже откровенно враждебной для малого бизнеса мерой станет предлагаемое Минфином ужесточение системы упрощенного налогообложения. Напомним, на данный момент на налоговые льготы вправе претендовать фирмы с персоналом из не более чем 100 человек и с оборотом до 60 млн рублей в год. В своем проекте министерство намерено снизить эти цифры в 10 раз.
«По этому вопросу мы находимся с Минфином в постоянном противостоянии, — рассказывает «Новой» депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутов. — Как раз недавно наша партия внесла законопроект, предполагающий распространение налоговых льгот на компании с выручкой до 200 миллионов рублей, а еще раньше — законопроект о двухлетних налоговых каникулах для ИП и юридических лиц». Принцип, по которому Минфин проводит свою политику — «выживает сильнейший», — сыграет злую шутку с малым бизнесом, считает депутат.
«Не предусмотрено никаких компенсаторных механизмов для малых предприятий. Мы наблюдаем постоянное увеличение налогового пресса, ограничение свобод предпринимательства. При этом никаких гарантий занятости или повышения зарплат у населения нет. Иногда кажется, что это делается специально, чтобы создать в этом секторе дополнительную точку напряженности», — сетует депутат.
«У меня текстильная фабрика в Краснодаре, которая работает по упрощенке, — рассказывает муниципальный депутат Ольга Косец. — Не знаю, как я смогу вести бизнес, если ее переведут на общую схему. Дело не только в разнице налоговых ставок, но и в колоссальных ресурсах, которых потребует налоговое администрирование. У меня таких ресурсов просто нет».
Депутат Крутов считает, что тенденция по уходу бизнеса в тень уже исчерпала себя: «Те, кто хотел, уже перешли к «серым» схемам. Но нельзя забывать, что и тут способности к адаптации не безграничны. Следующий этап — закрытие предприятий и сокращение работников».
Если ситуация действительно будет развиваться по данному сценарию, то непременно возникнет вопрос: кто сможет принять такое количество безработных? «Перед выдвижением подобных инициатив стоит задуматься о последствиях. Количество свободных мест в других секторах подходит к концу, государственные компании и бюджетная сфера не примут 10—15 миллионов, которые пострадают от продолжения такой политики», — замечает депутат.
Ситуация осложнится тем, что люди, потеряв заработок, отнюдь не избавятся от своей долговой нагрузки. Домохозяйства зачастую обременены финансовыми издержками, будь то ипотека или бизнес-кредиты. «А это уже будет взрывоопасный коктейль», — предупреждает Крутов.
Примут — не примут
Пока еще неизвестно, как депутаты Государственной думы отнесутся к инициативе Дмитрия Медведева по введению торговых взносов.
«Мы будем категорически возражать. Но все ведь знают, как фракция большинства относится к правительству: совершенно не критично. Мы, конечно, постараемся разъяснить, что все страны мира во времена кризиса поддерживают малый бизнес, а у нас кого угодно: банки, крупные структуры, олигархов. Ни на Западе, ни на Востоке таких стандартов не существует», — объясняет справедливоросс Андрей Крутов.
Евегений Гонтмахер считает, что судьба этих инициатив будет решаться на самом высшем уровне. «Очевидно, что Минэкономразвития всегда будет против таких инициатив. Здесь в первую очередь важны позиции Путина и Медведева. Все решается на этом «пятачке», — объясняет Гонтмахер. При этом обязательно учитывается политический аспект. «Минфин вообще предлагал не платить работающим пенсионерам базовую часть пенсии, что с социальной точки зрения крайне жестоко и могло бы вызвать серьезное недовольство, поэтому это предложение не прошло».
Альтернативы
«Новая» также поинтересовалась у экспертов, какие источники альтернативных бюджетных поступлений они могли бы порекомендовать чиновникам. Условие одно: хребет малого бизнеса остается в сохранности.
Аналитик Тимур Нигматуллин довольно лаконично сформулировал свой рецепт: «Решение нашей головоломки таково: нужно сократить излишне разросшиеся военные расходы. Все проблемы бюджета вытекают отсюда, из-за этого же непропорционально и неэффективно развивается экономика».
Депутат Крутов выделил два потенциальных источника бюджетных средств. Первый из них — Резервный фонд и ФНБ. «Несмотря на многочисленные разговоры, активы этих фондов все еще запечатаны. 6,5 трлн рублей необходимо начинать использовать для финансирования бюджетного дефицита, для развития образования и здравоохранения и так далее»
Второй путь к бюджетному благополучию — введение налога на роскошь. Прогрессивная шкала налогообложения, не бьющая по среднему классу, может приносить от 500 млрд до 1 трлн рублей ежегодно, сообщил депутат нашему изданию. «Это принесло бы значительный эффект при отсутствии потрясений в широких массах. Налог на роскошь охватил бы 1—2%, в то время как в малом бизнесе задействованы порядка 20 млн человек».
Экономист Евгений Гонтмахер полагает, что в период спада экономической активности государство должно снижать налоги, а не повышать их: «Даже рост НДФЛ, хоть это и налог на физических лиц, будет оказывать дестимулирующий эффект. Прогрессивная ставка НДФЛ — слишком радикальное решение, хотя она тоже может быть принята, правда, уже скорее после 2018 года».
Выход, по мнению экономиста, таков: «Реструктуризация бюджета, отказ от крупных нерациональных расходов. Сокращение трат на военный сектор и правоохранительные органы и, конечно же, стимулирование инвестиционных проектов».
Тот же рецепт — стимулирование инвестиционный проектов — предлагает и Счетная палата. Но вот только если продолжится курс на налоговое удушение МСБ, то это будут в буквальном смысле мертвому припарки. Вот кто бы донес до президента простую мысль: если не производить побольше масла, то и денег на любимые пушки не хватит.