Банкиры и судебные приставы озаботились проблемой ошибочного списания средств со счетов граждан по решениям судов. Суть проблемы — в разных подходах к идентификации лиц. Сблизить их и тем самым исключить утрату средств добросовестными клиентами банков намерено Минэкономразвития.
На существование проблемы ошибочного списания средств с банковских счетов граждан по выданным судами исполнительным листам (о взыскании алиментов, долгов по ЖКХ, налогов, долгов по частным спорам и пр.) указали банки — члены Ассоциации российских банков (АРБ) в письме в Федеральную службу судебных приставов (ФССП, занимается исполнением решений судов). На днях обращение банкиров в ФССП было опубликовано на сайте АРБ.
Как указано в письме, из-за разных подходов к идентификации физлиц судебными приставами-исполнителями (по идентификационному номеру налогоплательщика, ИНН) и банкирами (по паспорту) точно определить лицо, с чьего счета списываются деньги по решению суда, возможно далеко не всегда. В результате своих средств ошибочно могут лишиться граждане, в отношении которых никаких решений судов не выносилось.
Для разрешения проблемы банкиры предложили ФССП указывать в исполнительных листах полные паспортные данные должников. Это исключит возможность ошибочного списания средств, считают они.
Как происходит идентификация должников?
Банки, согласно инструкции ЦБ № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», проводят идентификацию заемщиков по паспорту и содержащимся в нем сведениям. ИНН представляется физлицами в банки в факультативном порядке, поясняется в письме.
В постановлениях же судебных приставов, направляемых в банки для списания денег со счетов физлиц по решению судов, паспортные данные, наоборот, как правило, отсутствуют. При этом большая часть исполнительных листов содержит ИНН.
Единственный общий момент в идентификации у банкиров и приставов — Ф.И.О. должника и дата и место его рождения. Однако к некоторым исполнительным документам (судебный приказ, исполнительная надпись нотариуса и нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов), как пояснили РБК в ФССП, предъявляются требования лишь о наличии Ф.И.О., а дата и место рождения являются факультативными сведениями и указываются, если они известны.
В результате, как указано в письме банкиров, они вынуждены осуществлять идентификацию должников, с чьих счетов требуется списать деньги во исполнение решений судов, в основном по Ф.И.О., что и приводит к ошибочным списаниям.
В ФССП РБК подтвердили наличие проблемы. Представитель ведомства уточнил, что согласно действующему законодательству судебный пристав-исполнитель не обязан указывать информацию о паспортных данных должника. Кроме того, он может не обладать этими данными на момент вынесения постановлений.
Часты ли ошибки?
РБК опросил топ-30 банков по объему привлеченных средств граждан. В Сбербанке и Тинькофф Банке отказались от комментариев. В шести банках — Россельхозбанке, ВТБ24, Бинбанке, «Ак Барсе», «Хоум Кредите», СМП Банке подтвердили наличие проблемы. В остальных банках из топ-30 не ответили на запрос РБК.
Банкиры, которые согласились пообщаться с РБК по вопросу ошибочных списаний, говорят, что оценить масштаб проблемы невозможно, но признают, что такие случаи есть.
«Среди разных клиентов банка, которые не указывали ИНН при обращении в банк, могут встречаться полные тезки, — отмечают и в банке «Хоум Кредит». — В связи с этим определенные сложности действительно иногда возникают. Поэтому инициатива АРБ о дополнении постановлений приставов полными паспортными данными должников закономерна, мы ее поддерживаем». По словам вице-президента, директора департамента сопровождения клиентских операций СМП Банка Татьяны Шаталовой, указание только ИНН, даже в сочетании с Ф.И.О. должника, действительно может приводить к ошибкам в идентификации: «Например, у многих граждан ИНН отсутствует, фамилия и имя могут дублироваться», — поясняет она. В РСХБ также указали, что банки при осуществлении поиска должника лишь по Ф.И.О. и дате рождения испытывают трудности с однозначной идентификацией клиента-должника. «За трехлетний период сотрудничества с судебными приставами в практике банка были единичные случаи ошибочного списания средств со счета физического лица, не являющегося должником», — сообщил представитель пресс-службы банка «Ак Барс». «Считаем целесообразным расширить перечень обязательных параметров в постановлении судебного пристава-исполнителя, дополнив его такими данными, как «реквизиты документа, удостоверяющего личность», — говорит член правления, директор операционного департамента ВТБ24 Валерий Чулков.
Кто под ударом?
Риску ошибочного списания средств со счетов физлиц по выданным судами исполнительным листам подвержены больше крупные банки — в силу их большей клиентской базы, указывают юристы. «У банков с небольшим объемом физических лиц вероятность наличия двух клиентов с одинаковыми Ф.И.О. гораздо меньше, чем у крупнейших игроков: того же Сбербанка, Альфа-банка, ВТБ и др.», — говорит начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.
Наличие в исполнительном листе дополнительных параметров для идентификации, например адреса, проблему решает не всегда, указывает зампред правления, директор юридического департамента «Ренессанс Кредит» Сергей Королев: «Адрес, указанный гражданином при открытии банковского счета, может быть неактуальным в дату получения исполнительного листа».
Сложность состоит еще и в том, что банк помимо постановления судебных приставов-исполнителей получает исполнительные документы напрямую от истцов по вынесенным решениям судов и они «могут содержать еще более скудную информацию для идентификации клиента», уточнил заместитель председателя правления, начальник юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко.
По словам банкиров, теоретически банк может попытаться запросить ИНН. Как указано в письме, для этого он может попытаться воспользоваться интернет-сервисом «Узнать ИНН» на официальном сайте ФНС России. Однако данный сервис требует ручного запроса по каждому физлицу. Доступа к автоматизированному сервису «Сведения об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по групповому запросу органов исполнительной власти» банкам, как указано в их обращении в ФССП, не предоставляется.
Что делать при ошибочных списаниях?
Если произошло ошибочное списание, реагировать клиенту банка лучше оперативно, пока списанные средства, которые сначала перечисляются банком на счет пристава, не ушли конечному взыскателю. «Пока деньги на счете у пристава, банк может постараться в короткие сроки вернуть их клиенту, обратившись к приставу с просьбой вернуть ошибочный платеж», — говорит Александр Голубев.
Если деньги ушли взыскателю, продолжает он, обращаться банку придется уже непосредственно к взыскателю, который может не согласиться делать это добровольно. «Тогда вопрос придется решать через суд путем подачи банком иска к взыскателю о «неосновательном обогащении», — пояснил Голубев.
Еще сложнее ситуации, когда банк и клиент, чьи деньги были списаны, не согласны друг с другом в том, что списание было ошибочным. В этом случае подавать в суд придется уже клиенту, поясняет Голубев. В качестве доказательств в суд он должен будет предоставить выписку по счету с указанием неправомерно списанной суммы, письмо в банк с претензией о неправомерном списании, ответ банка с отказом возвращать средства. «В такой ситуации у клиента больше шансов выиграть, чем у банка, но это займет время», — говорит юрист.
Законом не запрещено, но не обязательно
В ФССП готовы решать проблему, но считают, что это возможно путем изменения законодательства. В связи с этим Минэкономразвития разрабатывает законопроект, который «позволит значительно сократить количество ошибочно идентифицированных лиц как должников по исполнительному производству», указал представитель пресс-службы ФССП.
В Минэкономразвития РБК подтвердили, что готовят подобные изменения. Они обяжут судебного пристава-исполнителя убедиться при взыскании денежных средств в том, что данные в исполнительном листе «однозначно и правильно определяют лицо, к которому они применяются». Какие именно данные это будут, в ответе не говорится. Но «такие изменения позволят в дальнейшем исключить ошибочное нарушение прав третьих лиц при взыскании долга, аресте счета и выезде за границу», добавил представитель пресс-службы министерства.