Патриарх Русской православной церкви Кирилл призвал паству в целях безопасности воздержаться от посещения храмов, в том числе на Пасху. В результате часть храмов закрылась на карантин, а другая держит свои двери открытыми для верующих. Ряд религиозных экспертов считает, что всё это может привести к расколу в РПЦ, где на фоне спора о том, стоит ли соблюдать меры предосторожности или надо положиться на божью волю, вызревает противостояние между прагматичным и консервативным крыльями.
Ещё в начале марта православные СМИ иронизировали и над паникой по поводу нового вируса, и над западными церквями, закрывавшимися от верующих из-за карантина. Глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) заверял: «Я вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения». Когда же в середине марта Духовное управление мусульман РФ приостановило совершение всех коллективных молитв в мечетях, а на следующий день закрылись и синагоги, Синод лишь призвал приходы и монастыри к «соблюдению санитарно-гигиенических мер». Таковыми были названы «широкое применение санитарных растворов для дезинфекции икон и использование одноразовых стаканчиков для запивки». Всё! Хотя и это решение было принято в штыки, например Троице-Сергиевой лаврой, где на общем собрании братии монастыря единодушно было решено не вводить никакие протирания антисептиком и полоскания в спирте, а также принята «особая благодарность Богу за коронавирус, давшему замечательный случай проявить твёрдость в исповедании веры»...
Однако прошло две недели, и стало ясно, что вирус не щадит даже твёрдых в вере. По официальным данным, минимум 18 священникам только в Московской епархии поставлен диагноз COVID-19. Коронавирус нанёс удар и по окружению патриарха. Положительный результат анализов – у замруководителя секретариата РПЦ, настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина. Кстати, совсем недавно, 3 апреля, он проводил там службу вместе с патриархом. Обнаружили COVID-19 и у протоиерея Андрея Бондаренко, который был одним из организаторов поездки патриарха с иконой вокруг Москвы.
Мария Египетская, спаси!
Наконец, 29 марта Кирилл публично призвал верующих «с болью в сердце воздержаться от посещения храмов», ссылаясь на «те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России», а в богослужениях участвовать по видеотрансляции из храмов. Патриарх сослался на опыт преподобной Марии Египетской, которая пребывала в уединении в пустыне 47 лет: «Её пример свидетельствует, что и без посещения храма можно спастись». Закрылись от посещения популярные у паломников Сретенский и Валаамский монастыри. 11 апреля было опубликовано циркулярное письмо управделами РПЦ митрополита Дионисия (Порубай). Ссылаясь на требования главного государственного санитарного врача Москвы Елены Андреевой, он дал указание «обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий и зданий, подведомственных РПЦ». А митрополит Иларион распорядился не допускать к таинствам тех прихожан, которые в нарушение призыва патриарха всё-таки посетили церковь. Такое радикальное решение вызвало раскол среди священников в столице. Одни поддержали ограничения, иногда даже вступая в конфликт со своими прихожанами. У других священников, относящихся к консервативному крылу, запрет вызвал возмущение. Так, клирик московского храма в Бусинове Георгий Максимов заявил: «Митрополит Иларион пытается представить призыв патриарха как приказ. Но тем и отличается призыв от приказа, что он оставляет свободу тем, к кому он обращён, – либо откликнуться на призыв, либо нет». Бунт?
Такое же недовольство новация вызвала и в ряде других епархий, где храмы закрылись для верующих. Так, секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич произнёс пламенную речь о преступной власти, запрещающей в тяжёлое время самое главное – молитву. Викарий той же епархии, наместник Александро-Невской лавры Назарий (Лавриненко) заявил: «Мы не позволим закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести». В Карелии сам митрополит Константин (Горянов) прямо с амвона заявил, что бороться лучше бы не с COVID-19, а со СПИДом.
Что ещё более важно, этот раскол произошёл среди самих региональных епархий. Политическая карта России поделилась практически наполовину – на те регионы, где храмы закрыты для верующих, и на те, где они по-прежнему готовы их принять. Митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный) призвал прихожан «наполнить храмы молитвой, как это происходит всегда в священные дни Пасхи». Хотя губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев настоятельно рекомендовал жителям не посещать храмы, грозя: «Массовые скопления людей особенно опасны с точки зрения распространения новой инфекции, от которой каждый день по всему миру в жутких страданиях, задыхаясь, умирают люди». То есть налицо явный конфликт региональной власти и регионального духовенства – такого прежде не бывало. После этого в консервативно-православном сегменте Сети даже стали появляться посты о том, что Екатеринбург-де «становится духовным центром России» – вместо Москвы. Но «сверху» надавили, и свердловский тёзка патриарха призвал верующих к медицинскому благоразумию.
Однако митрополит Кирилл не одинок. Епископ Камышловский (тоже Свердловская область) Мефодий (Кондратьев) в проповеди заявил: «Всё равно нас в храм принесут на отпевание, так лучше прийти в храм своими ногами». Посещать службы призвал верующих и митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий (Снигур). А архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим (Волочков) вовсе намерен в судебном порядке оспорить как антиконституционное решение регионального Роспотребнадзора ограничить посещение храмов. Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов) заявил в защиту общегородского пасхального крестного хода в Волгограде: «Молитва очищает на ментальном уровне и человека лично, и общество в целом».
РПЦ стоит на пороге православной реформации?
Почему именно Пасха и предшествующие ей праздники стали для Церкви рубиконом, поставившим её на грань раскола? Один из лидеров либерального крыла РПЦ, дьякон Андрей Кураев, считает: «Великий пост и Пасха – традиционно доходное время. Закрытие храмов хотя бы на месяц – не просто мощный удар по финансовой структуре РПЦ, а её решительное уничтожение». Но нынешняя ситуация может стать не только кризисом для РПЦ, но и началом православной реформации. По совету патриарха верующие могут и сами дома совершить благословение куличей, яиц и прочей пасхальной трапезы, произнеся короткую христианскую формулу. Получается, и раньше можно было самим осуществлять таинства? А это уже суть переход к модели христианской реформации.
Замдиректора Института Европы РАН Роман Лункин отмечает:
«Церковная жизнь радикально меняется на глазах и никогда уже не будет прежней. Возможно, это та часть жизни человечества, которую события вокруг коронавируса изменят больше всего. Онлайн-церкви становятся обычным явлением. Электронные записки для литургии стали реальностью даже для самых консервативных православных верующих. Онлайн-исповедь признана в качестве одной из вполне благодатных форм таинства. Как отметил протоиерей Дионисий Поздняев, «время масштабности, мощи ушло, и маленькие приходы в целом будут способствовать большей устойчивости всей Церкви». Происходит исчезновение церковного института как самодовлеющего объекта. Ближе всего священник, который либо пробуждает, либо помогает, либо успокаивает. Последствия коронакризиса постепенно создают из религиозных деятелей социальных защитников – самая естественная роль для религии в период экономического кризиса...».