Культурный фестиваль в России, как и положено, больше, чем фестиваль. Особенно в главный сезон — летом. Опыт последних лет показывает: хорошо раскрученный и толково организованный фестивальный проект уже давно не каприз энтузиастов, а серьезный взнос в копилку региона, в котором проводится. Даже в условиях экономических неприятностей и санкций. Удачный фестивальный опыт территорий, где бизнес-эффект переплетен с небанальным содержанием, изучил "Огонек"
Платоновский фестиваль, который проходит как раз в эти июньские дни на воронежских просторах, за пять лет изменил атмосферу и города, и области, превратив регион в культурную столицу. Это не только метафора: в нынешнем году именно такое почетное звание (культурная столица СНГ) присвоено Воронежу.
"Надумали Андрей с тестем новое дело: устроить для крестьян кино. В высокой большой церкви поставили мотор, аппарат, раздули самовар, меня рядом поставили на манер буфета, чтобы я чай перед кино наливала и по леденцу всем давала..."
Воспоминания сестры жены писателя Андрея Платонова координатор визуальной программы фестиваля Тамара Цыганова нашла в бумагах 1926 года — как раз тогда писатель проводил мелиорацию в селе Рогачевка под Воронежем. Эта дневниковая запись и стала отправной точкой для формирования программы выставок в рамках Платоновского фестиваля искусств. "Все не случайно",— загадочно улыбается Тамара и с увлечением рассказывает о том, как она думала-гадала, какое же кино Платонов мог показать крестьянам Рогачевки?
Благодаря этим раздумьям появилась в фестивальной программе нынешнего года и выставка "Великий Кинемо" из собрания Русского музея (73 киноплаката 1910-20-х годов), и само кино, которого прежде на Платоновском фестивале искусств представлено не было: купили 11 немых фильмов у Госфильмфонда, своего рода видеоиллюстрация к выставке. Перед показами, которые собрали воронежцев всех возрастов, идут лекции киноведов. Первой продемонстрировали "Аэлиту" Якова Протазанова, за роялем в роли тапера — один из "старейшин" отечественного джаза Игорь Файнбойм. Между собой организаторы фестиваля эти показы называют "Киносеансами Платонова".
Показы проходят в заброшенном здании редакции газеты "Коммуна", в которой в 1920-е годы работал писатель. Памятное здание превратилось в арт-центр на время проведения фестиваля, однако после него, увы, старую редакцию снесут: у здания есть владелец, который, по последней информации, собирается построить здесь 17-этажное здание "Апарт-отеля". Противиться у почитателей старины не получается: место слишком завидное, находится в историческом центре города. И хотя реновация квартала, которая проводится сейчас и будет продолжаться, грозит утратой городской идентичности, владельца это не останавливает.
Пока же в здании "Коммуны", пустовавшем 13 лет, кипит фестивальная жизнь. На стенах разместились развороты газет со статьями и стихами Платонова, их купили в московском Госархиве специально к фестивалю. Напротив пожелтевших листов — фотографии работяг, солдат, крестьян, современников писателя, о которых он писал и которые вполне могли эти газетные полосы читать. Заголовки впечатляют, они актуальны и сегодня: "Дороговизна страшная, а зарплата нищенская" или "Английская угроза Петрограду". В итоге все составляющие соединились в одну визуальную историю — плакаты, само кино, редакционный антураж...
Схожим образом формируются программы всех направлений фестиваля: "Академическая музыка", "Музыка мира", "Театр", "Уличный театр", "Выставки" и "Литература". Худрук Михаил Бычков придумывал фестиваль по принципу трех ведущих направлений. Одно — мемориальное. Если где-то спектакль поставлен по произведениям Платонова, то организаторы обязательно едут и смотрят его, и очень стараются привезти на фестиваль. Привозят почти все, что ставится по Платонову. Второе направление — основное: высшие образцы сегодняшнего искусства. Это можно сказать о Компании Филиппа Жанти, о хореографии Иржи Килиана или Начо Дуато, спектаклях Льва Додина. Третье направление — актуальное искусство. Платоновский фестиваль стремится показывать вещи полемические, но отражающие реальные тенденции. За выбор отвечает лично Михаил Бычков.
В рамках Платоновского-2015 Русский музей представил масштабное собрание картин Павла Филонова под названием "Рабочий ИЗО". На открытии аншлаг, хотя художник, что называется, не из легких для восприятия. Филонова в таком количестве (43 картины) Воронеж еще не видел. Искусствоведы неоднократно сопоставляли манеры Платонова и Филонова: оба практически одинаково видели мир.
Плодотворная идея
Платоновский фестиваль по праву считается главным культурным событием региона, он проходит каждый год в июне, и в немалой степени именно его успех стал одной из причин того, что Воронеж был объявлен культурной столицей СНГ в 2015 году по инициативе специального представителя президента РФ по международному сотрудничеству Михаила Швыдкого.
Последние несколько лет в Воронеже идет процесс обновления, который, однако, сопровождается сильнейшим противостоянием местных реакционных сил и "модернистов". Появление здесь Эдуарда Боякова, возглавлявшего Воронежскую академию искусств больше года и всколыхнувшего общественность докладом "Воронежский пульс" ("Огонек" рассказывал об этой коллизии в N 31 за 2014 год), перевело это противостояние в режим открытой борьбы. Как говорит председатель совета директоров ООО "Инстеп", член попечительского совета Платоновского фестиваля Анатолий Шмыгалев, регион раньше принято было считать коммунистическим, сельскохозяйственным: "Старый, консервативный взгляд на вещи очень силен, местная среда не очень принимает модернистов. Это даже в быту отражается: я люблю покупать мебель в духе норвежского минимализма, а мне говорят: мы не привозим такую мебель, потому что 80 процентов населения Воронежа любит мебель в стиле Людовика XIV. Стереотипы сильны в нашем городе".
При этом, однако, билеты на фестиваль разлетаются с невероятной скоростью: на концерт пианиста Николая Луганского, например, закончились уже через два часа после появления в продаже. По данным местного минкульта, воронежцы фестиваль ждут и готовы за удовольствие платить: за первую неделю из фестивальных касс поступило больше 21 миллиона рублей. Наибольшим интересом зрителей пользуются театральная программа и концерты классической музыки.
В дни проведения Воронеж буквально живет фестивалем, и особенно, конечно, молодежь. Даже особый волонтерский корпус в городе сформировался. Выпускница ВГУ Анастасия Фролова в нем уже третий год: "Волонтеры — это в основном студенты. Награда нам — это возможность прикоснуться к фестивалю. На спектаклях люди готовы стоять и сидеть на ступеньках, ведь в течение года в Воронеже невозможно посмотреть ничего подобного. А еще фестиваль предлагает множество мастер-классов. Численность волонтеров составляет около 150 человек".
Как вспоминает Бычков, идея фестиваля родилась в беседе с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым после очередного спектакля Камерного театра, который тот посмотрел. Возник и формат: "Не просто театральный фестиваль, коих множество, а фестиваль искусств. Ориентированный не на участников или критиков, а на публику, на тех, кто хочет развиваться".
В 2011 году состоялся дебют Платоновского фестиваля. И с каждым годом Воронеж в июне принимает все больше гостей. Как говорит руководитель департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева, "в 2014 году события фестивальной программы посетили более 66 тысяч человек". "Рост показателен: первый фестиваль собрал немногим более 16 тысяч зрителей. Динамика тоже впечатляет: 2011-й — 16 000 человек, 2012-й — 25 000, 2013-й — 40 000, 2014-й — 66 000. Происходит и рост числа стран--участниц фестиваля — на нынешнем их 25",— рассказывает она.
Экономика и культура
Финансирование воронежского фестиваля распределяется примерно следующим образом: 25% — областной бюджет (как сообщила "Огоньку" Эмилия Сухачева, в 2015 году расходы из областного бюджета на проведение фестиваля запланированы в размере 13,4 млн рублей), 45% — привлеченные от спонсоров, благотворителей и по федеральным программам средства, 30% — доход от продажи билетов. Ежегодное увеличение количества мероприятий Платоновского фестиваля на 10-15% подталкивает и рост бюджета. В прошлом году он составил больше 55 миллионов рублей.
Активно в организации мероприятий участвует воронежский бизнес. На вопрос, зачем фестиваль нужен местной бизнес-элите, Анатолий Шмыгалев отвечает так: "На мой взгляд, нет четких границ между культурной и экономической составляющими развития региона. Для меня эту мысль наилучшим образом сформулировал Эдуард Бояков: сначала зарождается культурный кластер, к нему начинает подтягиваться бизнес, интеллигенция, люди с высоким интеллектом. Естественно, что последние начинают поднимать не только культуру, но и экономику, регион в целом. Формируется определенная комфортная интеллектуальная среда, которая решает другую важную задачу: воспитание молодежи. Таким образом, происходит сохранение и преумножение человеческого капитала, ключевого ресурса, обеспечивающего поступательное и эффективное развитие любого бизнеса".
Михаил Бычков о финансировании говорит так: "Наша зависимость от таких структур, как Министерство культуры РФ, которое в какой-то момент дало нам небольшую сумму, а в этом году оставило без поддержки, минимален. Я понимаю: кризис в стране, но, тем не менее, должны быть знаковые сигналы, что "мы поддерживаем". В данном случае Министерство, не прислав ни копейки, дало понять, что крупный региональный Платоновский фестиваль искусств ему неважен. Не страшно, мы обошлись и будем развиваться дальше. Фестиваль меняется, его даже кризис не смог поколебать. Был момент паники, особенно в декабре, когда подписанные в долларовом эквиваленте зарубежные контракты стали увеличиваться в цене. Однако мы выстояли".
Как вспоминает худрук фестиваля, выстояли не в первый раз: "На старте фестиваль очень зависел от учредителей, в частности от Фонда Михаила Прохорова. Он внес весомый вклад в первый фестиваль, но потом наши пути разошлись. Мы не потеряли в спонсорской поддержке — на смену пришли воронежские попечители. Это в какой-то степени были и плоды экономической политики, проводимой губернатором: люди становились на ноги и начинали вкладываться в свой регион, в его развитие".
Созвездие гостей
В день открытия фестиваля в свежеотремонтированном здании Театра драмы им. А. Кольцова давали спектакль "Записки сумасшедшего" в постановке Тбилисского академического театра им. К. Марджанишвили, поставленный в сотрудничестве с театром Emilia Romagna Teatro Fondazione. Шел спектакль с субтитрами, люди сидели на ступеньках, стояли в проходах.
В литературной программе — городские чтения, мастер-классы, творческие встречи, книжная ярмарка немейнстримовых издательств. Организаторы замахиваются на сильные имена: в этом году Платоновскую премию получил прозаик Андрей Битов.
Фестиваль расширяет границы не только искусства, но и бытования. В этом году впервые прошел оупен-эйр в живописнейшем месте, в меловых горах. По предварительной оценке, на концерте побывали более 3,5 тысячи человек, перед ними выступали музыканты из пяти стран: Drum Ecstasy из Белоруссии, "Мгзавреби" из Грузии, The Bambir из Армении, а также певицы Ясмин Хамдан (Ливан) и Эстер Рада (Израиль).
Фестиваль постепенно, но верно меняет культурный ландшафт Воронежа. Открылось новое современное и стильное здание Камерного театра, отреставрированы Музей-усадьба Веневитиновых, замок принцессы Ольденбургской, усадьба Лосевых, модернизирован Краеведческий музей, появился корабль-музей "Гото Предестинация", восстановлены парки "Алые паруса" и "Динамо", регулярно проводятся интереснейшие выставки в музее Крамского, в галерее современного искусства ХЛАМ. С приходом фестиваля изменился статус Воронежа на федеральном уровне. Его посещают гости не только из соседних регионов: Липецка, Тамбова, Белгорода, но и из Москвы и Санкт-Петербурга.
Фестиваль проводит совместные мероприятия с посольствами некоторых стран, с Гете институтом, Институтом Адама Мицкевича. Первым Платоновский поддержал Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. В этом году — Министерство культуры Польши (хотя, казалось бы, политическая обстановка к этому отнюдь не располагала). А еще в участниках "Золотая маска", у которой есть программа ""Золотая маска" в регионах". Михаил Бычков раскрывает секрет: "Если я хочу показать спектакль, который находится в орбите "Золотой маски", то это значит, что часть финансирования будет идти из федерального бюджета. Это очень удобная схема разделения расходов".
Размышляя о будущем, все участники организационного процесса сходятся в одном: не надо бояться сложных проектов. Бычков мечтает показать зрителям немецкий театр, хореографию Матса Эка, продолжить сотрудничество с поляками. В этом году в программе появились участники из Тайваня, в прошлые годы были артисты из Африки, Японии. Кто будет в следующем, узнаем...