Самолёты Bombardier Challenger 650 Artemis, один из которых едва не стал причиной авиакатастрофы над Чёрным морем, уже несколько лет используются Соединёнными Штатами в качестве средств радиоэлектронной разведки. Об этом "Известиям" сообщили источники в Минобороны РФ. 3 декабря экспериментальный разведчик, экипаж которого состоял из так называемых контракторов, чудом избежал столкновения с пассажирским лайнером "Аэрофлота". Произошло это на фоне резкой активизации сил НАТО в регионе - как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, действия ВВС США и их союзников уже создают угрозу для гражданской авиации. И, хотя на нынешнем уровне активность разведавиации не должна привести к ограничениям полётов, дальнейшая эскалация напряжённости может вызвать появление бесполётных зон над Чёрным морем, считают опрошенные "Известиями" эксперты.
Инцидент, по данным Росавиации, произошёл утром 3 декабря. Как сообщили в агентстве, самолёт-разведчик CL600 "выполнял полёт с интенсивным снижением с высоты 11 000 до 9200 м, пересекая установленную для гражданских воздушных судов трассу". На запросы органов обслуживания воздушного движения экипаж не отвечал, и диспетчерам пришлось оперативно поменять направления и эшелоны полётов сразу двух пассажирских лайнеров, чтобы предотвратить опасность столкновения.
Одним из них был Airbus А330-300 авиакомпании "Аэрофлот", следовавший из аэропорта Бен-Гурион в Москву, другим - мальтийский Bombardier CL650, летевший из Сочи в Скопье(Северная Македония).
В "Аэрофлоте" подтвердили "Известиям" информацию о смене эшелона летевшего из Тель-Авива в Москву гражданского лайнера по указанию диспетчера, так как его траекторию пересекало другое воздушное судно. Экипаж выполнил команды диспетчеров по смене эшелона и в момент расхождения наблюдал другое воздушное судно визуально. В авиакомпании добавили, что на борту находились 142 пассажира.
Увеличившаяся интенсивность полётов самолётов НАТО у границ РФ создаёт риски опасных инцидентов в отношении гражданских воздушных судов, заявили в Росавиации. В ведомстве сообщили, что в связи с обозначенными опасениями и увеличением частоты подобных случаев российская сторона направит протест по дипломатическим каналам.
Сейчас катастрофу в воздушном пространстве над открытыми водами Чёрного моря удалось предотвратить, но это не означает, что США и НАТО могут и впредь безнаказанно рисковать жизнями людей, заявила 5 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
- Такого не было даже во время холодной войны. Тогда самолёты-шпионы были только военными, - рассказал "Известиям" бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, экс-гендиректор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Валерий Горбенко. - Американский самолёт вёл себя по большому счёту как военный борт. Он пересекал международную трассу. По правилам он обязан был связаться с пунктом управления, в зоне ответственности которого находился, и запросить высоту, эшелон, на котором он мог бы безопасно пройти. Нормальная гражданская машина именно так и сделала бы.
Bombardier Challenger 650 Artemis с гражданскими экипажами, состоящими из контракторов, США уже пару лет используют в качестве самолётов радиоэлектронной разведки, рассказали "Известиям" источники в российском оборонном ведомстве и авиационной отрасли. Базируясь в Румынии, эти воздушные суда регулярно применяются в том числе и над Чёрным морем, уточнили собеседники редакции.
История, произошедшая с "Аэрофлотом", далеко не первая за последние годы: после 2014-го натовские разведчики регулярно создавали и продолжают создавать опасные ситуации над Чёрным морем, утверждает источник "Известий" в авиакругах.
- К сожалению, никакие санкции, насколько мне известно, по итогам таких авиапроисшествий ни к кому не применялись, - отметил он.
По его словам, реальных рычагов влияния на создающих опасные ситуации в воздухе и нарушающих международное воздушное право "партнёров" сегодня нет - если, конечно, не считать силы ПВО.
Повышенная активность американских разведывательных воздушных судов над Чёрным морем наблюдается уже не первый год, подтвердил в беседе с "Известиями" и авиаэксперт, исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
- Ситуация, когда воздушное судно не реагирует на многочисленные вызовы диспетчеров, управляющих воздушным движением, чрезвычайно опасна, так как создаёт предпосылки к авиационным происшествиям потенциально с тяжёлыми последствиями. Однако действенных мер против подобных нарушений не существует: запретить выполнение таких полётов нельзя, пресекать их, если отсутствуют факты нарушения государственной границы, тоже невозможно, - добавил он.
По данным эксперта, ранее самолёты-разведчики, как правило, либо использовали эшелоны, отличные от типичных для гражданской авиации, либо маршруты их следования не пересекали международные воздушные трассы, либо соблюдались все требования по вертикальному и горизонтальному эшелонированию.
"Известия" направили в крупные российские авиакомпании запросы с просьбой сообщить, сталкивались ли они ранее с подобными инцидентами и каковы были их последствия. В "Аэрофлоте" от комментариев отказались, в S7 заявили об отсутствии таких случаев, а от остальных перевозчиков на момент публикации комментариев не поступило.
Самолёты разведки и целеуказания Bombardier Challenger 650 Artemis принадлежат частным компаниям, работающим на Пентагон по контракту. Всего в распоряжении американского военного ведомства два Artemis. Один с бортовым номером N488CR принадлежит компании Lasai Aviation LLC, а второй - N9191 - Тепах Aerospace LLC. Пока неизвестно, какой именно из этих двух самолётов стал участником инцидента над Чёрным морем.
Основной экипаж Artemis, включая пилотов, предоставляется контрактором, пояснили источники "Известий", знакомые с ситуацией. Военное ведомство США лишь установило на переоборудованный серийный бизнес-джет экспериментальный набор сенсоров и разместило свой персонал, который с ним работает.
В будущем новые разведчики должны прийти на смену устаревшим армейским Beechcraft RC-12X Guardrail, которые эксплуатируются американцами со времён холодной войны. Турбореактивный Artemis имеет увеличенные по сравнению с ними скорость и дальность полёта, может дольше патрулировать в воздухе. По сообщениям представителей Пентагона, он лучше подходит для "действий в опасных регионах с хорошей противовоздушной обороной".
В состав оборудования Artemis помимо мощного радара входит аппаратура радиотехнической разведки. Она обнаруживает электромагнитные сигналы от радаров и радиостанций и определяет точное местонахождение их источника с расстояния в сотни километров. Кроме того, самолёт оснащён приборами для дистанционной прослушки каналов связи. Информация о найденных объектах обрабатывается в автоматизированном режиме. Её можно использовать для наведения в реальном времени высокоточного оружия.
Один из двух прототипов таких самолётов перебросили в Европу в сентябре прошлого года. Имеется информация, что он уже выполнял разведывательные миссии над Чёрным морем, а также над Грузией, пролетая вдоль границ Абхазии и Южной Осетии.
В этом году такие самолёты приняли участие в крупнейших учениях НАТО Defender Europe, действуя преимущественно над Балтикой. После этого они вновь регулярно отмечались в Черноморском регионе.
По словам экс-командующего 4-й армией ВВС и ПВО и бывшего генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Валерия Горбенко, использование "коммерческого борта" даёт Пентагону возможность при необходимости отрицать свою причастность к любому опасному происшествию. Всегда будет возможность свалить авиационный инцидент на ошибку пилотов, не являющихся военнослужащими.
"Известия" направили в Пентагон запрос с просьбой подтвердить факт инцидента и разъяснить, как обеспечивается безопасность полётов гражданской авиации при действии разведывательных самолётов США и контракторов над Чёрным морем. На момент публикации ответ получен не был.