После теракта в питерском метро меры безопасности усилили и в московской подземке. Однако многие пассажиры посчитали, что от рамок на входе нет толку, стали писать в соцсетях, что с большими рюкзаками их не останавливали. О том, как работают рамки и какой вообще должна быть система безопасности на объектах транспорта, мы поговорили с человеком, который и занимается их разработкой, директором научно-технического центра «РАТЭК» (расшифровывается как «радиотехнологии и экология») Юрием ОЛЬШАНСКИМ.
- Юрий Иосифович, рамки на входах в метро действительно такие бесполезные? Ведь все, кто идет через них, «пищат», у всех ключи, монеты, телефоны.
- Рамки - это металлодетекторы, контролирующие количество металла, проносимого человеком. Это могут быть ключи, мелочь, а может быть и полкило металла. Рамки подают световой и звуковой сигналы в зависимости от его количества. Здесь важно, какие настройки в самом металлодетекторе. Он определяет 50 граммов веществ или срабатывает, если 300, 500 граммов? Есть отличия и в самих рамках - какие-то определяют, что находится у человека на уровне пояса, карманов, а другие и выше - на уровне груди. Эффективность рамок зависит и от качества - насколько они помехоустойчивые.
- Какой максимальный вес металла можно пронести в метро и не «зазвенеть»?
- Опять же это зависит от того, какие настройки установлены. Но это информация секретная. - Рамка дала сильный сигнал, что дальше?
- Личный досмотр. Конечно, в аэропортах абсолютно все еще до прохода через рамку выкладывают телефоны, мелочь, снимают ремень. Если в метро так каждого проверять, то соберутся огромные очереди из пассажиров. Важно, чтобы рамки срабатывали точно на угрозу - на большой вес металла, а не на мелочь и ключи. Опять же если взрывчатка без металлических объектов, то некоторые рамки могут не сработать.
- Выходит, на террориста в питерском метро не среагировала рамка, ведь в бомбе были металлические шарики?
- Здесь сложно понять, как именно он вошел в метро. Возможно, он обошел рамку или его кто-то пропустил. А может, взрывчатка была внесена через депо.
- Взрывчатку могли пронести не под одеждой, а в сумке. Насколько эффективны аппараты рентгеновского сканирования?
- Это довольно простые установки. Поэтому много зависит от навыков сотрудников безопасности метро. Опять же , если объект на экране вызывает подозрение, они
попросят открыть сумку или чемодан.
- Но ведь при входе на стадионы и крупные мероприятия просят выливать содержимое, не уточняя, что там...
- Правильно. Нужно идти на опережение. Отрабатывать реальные случаи. Запускать, например, в качестве эксперимента человек 10 - 15, у которых при себе будет условная взрывчатка. И потом анализировать, на что система сработала, а на что - нет. Делать соответствующие выводы. А не только усиливать контроль после теракта.
Московский метрополитен: "Досматривать каждого нереально"
- Рамки действительно срабатывают только на металл, но на входных группах есть еще газоанализаторы (измерительные приборы для определения качественного и количественного состава смесей газов — Прим. Авт.).
Если сигнал на рамках был минимальный, то значит вес металла в норме. Именно поэтому человека могут не остановить — нет подозрений. Если же сигнал был выше, то остановят и проведут личный досмотр. Почему не проводим личный досмотр каждого? Это нереально. Μы уже однажды сделали эксперимент: досматривали всех поголовно на станции «Арбатская» - так очередь людей на вход тянулась до кинотеатра «Художественный». Стоит отметить, что в законе о транспортной безопасности не указано, что нужно проводить личный досмотр каждого человека, - рассказал пресс-секретарь метрополитена Андрей Кружалин.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Как работают «умные» камеры?
На перронах, в вестибюлях и вагонах Московского метро идет круглосуточная "слежка" - за каждым движением пассажиров наблюдают 17 000 интеллектуальных камер. Если кто-то оставит пакет или сумку, попытается проникнуть в служебные помещения или вовсе начнет драку с пассажирами метро, то сигналы тревоги поступят с «умных» камер (они обладают машинным зрением с функциями автоматического распознавания ситуации) в новый Центр управления обеспечения транспортной безопасности, который был открыт два месяца назад.
- Камера выделит опасный объект, находящийся долгое время в одном месте, в красный квадрат, - объяснили "Комсомольской правде" в Московском метрополитене.
Дальше работает не техника, а живые люди. Они увидят сигнал на огромном мониторе, им нужно сообщить о ЧП непосредственно начальнику станции, в экстренные службы или МВД на метрополитене.
СПРАВКА "КП"
Научно-технический центр «РАТЭК» ведет постоянные исследования в области технологий обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ на основе метода нейтронного радиационного анализа. Специалисты разрабатывают и производят оборудование для обнаружения несанкционированного перемещения взрывчатых и радиоактивных веществ, которым оснащают, в том числе, пункты досмотра ручной клади и багажа авиапассажиров, таможенные и пограничные пункты, банки и государственные учреждения.