Антикварная ярмарка Брюсселя BRAFA демонстрирует, как современен сейчас антиквариат.
Брюссельская BRAFA — одна из самых старых ярмарок в мире (в прошлом году ей исполнилось 60 лет) и одна из самых больших. В здании Tour & Taxis, построенном в начале прошлого века под почтовые склады и превращенном в начале нашего в выставочные пространства, разместилось 137 галерей из 17 стран мира. Но главное — она одна из самых приветливых по отношению к посетителям, которых пришло не меньше 55 тыс. человек. Такого количества профессионалов не наберется во всем мире — ярмарка открыта всем любопытным, недаром в разделе каталога "Как добраться" предлагается и частный самолет, и городской трамвай.
Важная новость 2016 года — приход новичков, среди которых — местная галерея Patinoire Royale, показавшая большую работу Хесуса Рафаэля Сото 1982 года (как будто бы продолжив выставку кинетистов и оп-артистов, проходящую в эти дни в пространствах галереи на бывшем королевском катке), и Safani Gallery из Нью-Йорка. Еще более важная новость — возвращение нескольких крупных игроков, покинувших было Брюссель, вроде швейцарско-французской De Jonckheere или французской Alexis Bordes.
В иные дни в огромном помещении бывшего государственного почтамта свет не гас до 22-23 часов. Красные кружки, обозначавшие, что работа продана, все прибавлялись. Кризис кризисом, но есть вещи, которые коллекционеры просто не имеют права упустить. И это совершенно не обязательно "главные шедевры" ярмарки, о которых заранее говорили газеты, вроде гватемальской глиняной скульптуры "Повелитель майя" 300-500 годов, представленной бельгийской галерей Deletaille, или античных скульптурных портретов II и I веков до нашей эры, которые привезла в Брюссель парижская галерея Chenel, специализирующаяся на древнеримском искусстве.
BRAFA хотела бы сохранить эклектизм, перемешать свои сокровища и обратить внимание на богатство этих смешений
Публика дивилась настоящей кунсткамере, типичному "кабинету редкостей", в которую (не без юмора) превратила свой стенд лондонская галерея Finch & Co. Там были и моржовые бивни, и чучело теленка-мутанта, и изображение дьявола с портала Утрехтского собора. Галерея Phoenix Ancien Art из Женевы предъявила специальную витрину с трогательной надписью "Юные коллекционеры". Сотрудница галереи Эмили Боттини рассказала, что Phoenix Ancien Art хочет зацепить клиентов, полагающих, что античное искусство совершенно недоступно: "Греческая чернофигурная ваза, римское зеркало, египетский амулет в виде скарабея, раскрашенная терракотовая статуэтка, изображающая похищение Европы. Мы предлагаем вещи стоимостью от €5 тыс. до €25 тыс.". Конечно, цены не совсем пионерские, зато к "юным техникам" и "юным натуралистам" добавляются "юные коллекционеры". И какая разница, сколько им на самом деле лет.
Конечно же, ярмарка не давала забыть о том, что дело происходит в Брюсселе. Галерея Oscar de Vos представила подборку бельгийских художников 1895-1925 годов — от импрессионистов до экспрессионистов, в том числе пейзажи Эмиля Клауса, семейные сцены Леона де Смета и Юбера Мальфе. В галерее президента BRAFA Харольда т'Кинта де Роденбеке были выставлены сюрреалисты: патентованный бельгийский гений Рене Магритт и огромная "Обнаженная" 1930 года его не менее замечательного современника и соотечественника Поля Дельво. А еще живопись художника Эрже, "отца" Тинтина. На то это и галерея, чтобы не превращать стенд в музейную тематическую выставку. Рядом с бельгийцами оказалась графика японского парижанина Цугухару Фудзита: котик с явным автопортретным сходством.
Проигравшие от глобализации "сердитые белые" боятся конкуренции со стороны мигрантов, считают их виновниками падения уровня жизни
"BRAFA хотела бы сохранить эклектизм, перемешать свои сокровища и обратить внимание на богатство этих смешений", — говорит Харольд т'Кинт де Роденбеке. Поэтому здесь рядом искусство и декор: работы Питера Брейгеля-младшего в De Jonckheere и торгующая рамами галерея Montanari. Современность и средние века: галерея Guy Pieters выставила проект Яна Фабра Sacrum Cerebrum, а у De Backker Medieval Art за створками монастырских ворот стоит прекрасная скульптура святого Себастьяна XIV века. Малое и большое: Epoque Fine Jewels продает антикварные украшения, а на стенде молодой франкфуртской галереи Frank Landau представлен сборный дом архитектора-модерниста Жана Пруве.
Главное удовольствие BRAFA — абсолютная непредсказуемость. Сами галереи не знают, что покажут в будущем году. Это музейные выставки могут расписываться на годы вперед, антиквариат же — занятие, полное случайностей. Вещи приходят и уходят — чем они лучше, тем быстрее. Поэтому ярмарка вызывает азарт и у зрителей — даже highlights становятся известны лишь в последний момент, а количество находок и неожиданных встреч на стендах зависит только от нашего собственного любопытства. Ну и конечно, выносливости. В отличие от ленивых музеев ярмарка открыта допоздна, то есть рассчитана не только на коллекционеров или фланеров, но и на людей, днем занятых своими делами.
До недавних пор Блумберг не верил в то, что нью-йоркский миллиардер может стать успешным кандидатом в президенты
Здесь мы встречаемся с частным сектором искусства, существующего вне музеев и государственных институций. BRAFA была создана брюссельскими антикварами, которые однажды договорились о том, что раз в год их галереи будут объединяться для антикварного праздника, открытого всем желающим. Нам, рожденным в стране, где искусство всегда контролировалось государством, странно видеть, сколько вещей находится в частных руках, и не хочется верить, что все это создано по частным заказам. Но полезно понять, какие масштабные художественные события могут появляться по частной инициативе или даже прихоти, а не по приказу минкульта.