Накануне нового учебного года Минпросвещения подбросило подарок противникам ЕГЭ. 25 августа ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал проект нового кодификатора (требований по подготовке к единому экзамену по литературе), судя по которому из заданий исчезли «Слово о полку Игореве», Державин, Фонвизин, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Филологи возмутились («Вам и не снилось», «ЛГ», № 34). 28-го утром директор ФИПИ Оксана Решетникова в эфире канала «Соловьёв Live» урезание, по сути дела, подтвердила – на ЕГЭ теперь будут проверять лишь то, что изучалось в 10–11-м классах. Но 29 августа Минпросвещения сообщило, что информация об исключении из экзамена заданий по произведениям Пушкина и остальных столпов золотого века не соответствует действительности. Так что же произошло? Правая рука не знает, что делает левая? Или «дьявол» в деталях? Одни толковали о ЕГЭ, а другие об экзаменах вообще.
В своё время братья Стругацкие создали на страницах повести «Понедельник начинается в субботу» научно-исследовательский институт чародейства и волшебства – НИИЧАВО. Фантасты в качестве прообраза своего детища взяли бесчисленные НИИ позднего советского времени, КПД которых стремился к нулю. Но литература обладает и способностью предвидеть: подобные НИИЧАВО не только существуют и в наше время, но и влияют на профессиональную жизнь педагогического и академического сообщества.
Трудно привыкнуть к современному новоязу, внедряемому чиновным классом повсеместно. У авторов этих строк язык не повернётся назвать Московский университет, с коим они связали свои жизни, так, как требуют называть чиновники: с нелепой аббревиатурой ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», взяв название в кавычки. Сами себя чиновники из ФИПИ радостно именуют именно так: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Измерять можно детали, материалы, вес, давление, т.е. нечто сугубо материальное. Сотрудники ФИПИ придерживаются другого мнения.
За годы своего существования они создали то, что измерять, казалось бы, невозможно: уровень знаний, который получает выпускник школы. Этот уровень призван измерить пресловутый ЕГЭ, который является одновременно и выпускным, и вступительным экзаменом. Но знание не материально, его можно проверить, а не измерить. Скажем, сочинением, которое выявляет и уровень владения письменной речью, и умение понимать и интерпретировать литературу. И ничего тут никаким аршином не измерить: гуманитарное знание практически не поддаётся формализации. Измерить его по измышленному шаблону невозможно, поэтому число статей и книг, обнаруживающих губительность ЕГЭ, в частности, для гуманитарного образования, растёт с каждым годом. Вот и этот год не исключение. Как говорил Андрей Платонов, «один или несколько немногих», трудящихся на благо отечественного образования в НИИЧАВО (простите оговорку: в ФИПИ), опубликовали «Проект Кодификатора проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе» для выпускников 11-го класса в следующем, 24-м году. Разумеется, ФИПИ, как и всякий уважающий себя НИИЧАВО, действует анонимно: мы не знаем ни авторов этого, прости господи, кодификатора, ни представителей педагогической общественности, школьной и вузовской, с кем сей документ, возможно, обсуждался. Очень бы хотелось знать имена авторов и консультантов!
В чём состоит самый большой урон, который наносит кодификатор и выпускнику школы-2024, и вузу, студентом которого он пожелает стать? В том, что ЕГЭ по литературе, который он станет сдавать, включит в себя материал только лишь с середины XIX века. Потому что историю литературы классицизма, романтизма и реализма первой половины века школьники проходят в 7–9-м классах и сдают (могут сдать) в рамках ОГЭ. То есть, по всей видимости, его прекрасно помнят, и возвращаться к нему нет никакого смысла! То есть навязанный нам ЕГЭ по литературе теперь ещё и исключает из сферы зрения выпускника-абитуриента не только древнюю литературу («Слово о полку Игореве»), но и драматургию Фонвизина, лирику и баллады Жуковского, «Горе от ума» Грибоедова, «Капитанскую дочку», «Дубровского», «Евгения Онегина» и саму лирику Пушкина, лирику и роман Лермонтова, «Ревизора» и «Мёртвые души» Гоголя.
Ленивый не писал о том, что литературу готовят «под ЕГЭ», что невероятно формализует возможности правильного ответа и формирует клиповое мышление. Теперь к этим «подаркам» добавился новый: проверять будем только вторую половину века. Дорогие составители кодификатора! Неужели непонятно, что выпускник, сдавший на высший балл ваш ЕГЭ, не вспомнит ни о Пушкине, ни о Гоголе, ни о Лермонтове! И ваше милостивое разрешение (на с. 6) привлекать сочинения этих классиков для выполнения сопоставительных заданий номер 5 и 10, как они значатся в вашем кодификаторе, ничего не изменит. Могут привлекаться, а могут и нет.
В чём вредоносность этой ситуации? Давайте представим себе, что старшеклассник осознал своё призвание только в 10-м классе и ОГЭ по литературе просто не сдавал. Или, например, окончивший школу год проучится на экономиста, а потом всё же решит сменить специальность и стать филологом. Или приехавший в Россию из соседней страны и ставший гражданином России в 15 лет к окончанию школы решит стать учителем словесности. При нынешней «заточке» школы на ОГЭ–ЕГЭ русская классика первой половины ХIХ века так и останется для них неостывшей новостью до второго курса филфака – университетского или педагогического.
Последовательно делается ещё один шаг в сторону минимизации знаний по истории литературы и выключению литературы из сферы, формирующей национальный российский взгляд на мир. Ну невозможен он без Пушкина и Гоголя! Да и без Фонвизина с Жуковским! И гордо заявляемая цель – проверить «осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры» (код проверяемого требования – 1, с. 6) – остаётся попыткой скрыть очередное покушение на русскую литературу, как раз разрушая историческую преемственность, формируемую литературой. Разрывая литературу на середине её золотого века, вы отрываете от неё и выпускников 2024 года, и следующих за ними.
Сотрудники ФИПИ, составившие этот проект, как будто забыли, как долго уверяли всех, что ЕГЭ по выбору – именно вступительные, нацеленные на продолжение обучения в вузах экзамены, что сдающие их должны демонстрировать знание всей школьной программы по дисциплине. Но, оказывается, ЕГЭ по литературе вполне можно немножко подсократить – и найти «отмазку».
Давайте заглянем в другие демоверсии. Неужели? Из биологии не исчезли водоросли и грибы, кольчатые черви и пресмыкающиеся, хотя все они изучаются даже раньше, чем «Евгений Онегин», ещё в 6–7-м классах. Химия остаётся в полном объёме – и неорганическая, и органическая. Раздел «Механика», изучаемый в средней школе, в ЕГЭ по физике остаётся. И только экзамен по литературе можно спокойно кастрировать, мотивируя тем, что с Пушкиным дети давно на дружеской ноге, вот им бы Умберто Эко теперь почитать. Для ознакомления. А для выполнения другого задания сравнить Томаса Эллиота с Пушкиным. То есть сначала «Капитанскую дочку» унизили до роли примера к размышлениям Васи Пупкина о дружбе, а теперь строки, которые у многих поколений возникают в памяти при взгляде в окно («унылая пора!»... «мороз и солнце»), нужны, по мнению ФИПИ, для сравнения. Так, где-то на периферии какой-то Пушкин. Всё, выросли детки, теперь им Эко и Эллиот.
Полемический пафос этой статьи преследует две цели. Во-первых, обратить общественное внимание на очередной «подарок» ФГБНУ «ФИПИ», не дать ему пройти незаметно. Во-вторых, предложить его авторам и экспертам из школьной и вузовской педагогической среды, если таковые были, высказаться по сути поставленных нами вопросов. Отзовитесь, пожалуйста! Ведь у каждого такого проекта и кодификатора есть группа авторов и группа поддержки.