На внедорожники «Тигр», успешно проявившие себя во время Крымской весны, перестали устанавливать импортные двигатели, теперь под капотом — только отечественные силовые агрегаты. Кроме того, продолжается работа над повышением живучести конструкции в целом. О прошлом, настоящем и будущем самого современного российского броневика «Культуре» рассказал главный конструктор ООО «Военно-промышленная компания» Юрий КОРОЛЕВ.
культура: Начну с вопроса, мимо которого никак не пройти. Название «Тигр» ассоциируется прежде всего с немецким танком времен Второй мировой. Кому пришла в голову мысль назвать так наш бронеавтомобиль?
Королев: В середине 90-х клиенты из ОАЭ заказали нам проектировку альтернативы Hummer H1, «американец» не подходил им по многим параметрам. В песках он, как известно, не боец, да и с геометрической проходимостью есть серьезные проблемы. Оговорили технические подробности, комплектацию, и работа закипела. Сделали мы машинку, шейх остался доволен. Он сюда к нам приезжал, на смотрины. А имя представитель эмиратов пожелал звериное-грозное, вот кто-то и ляпнул про тигра. Заказчику понравилось, на том и порешили
.Однако вскоре проект внезапно свернули. Почему? Восток — дело тонкое, поменялись какие-то реалии, а может, Вашингтон на шейха надавил... Хотя за НИОКР нам заплатить успели. В итоге остались мы с тремя опытными автомобилями, которые стали возить по всяким выставкам. Ведь ничего подобного в нашей армии и в силовых структурах не было, следовательно, у машины имелась ниша.
Аналогичные универсальные армейские колесные шасси начали появляться во многих странах. И здесь нужно отдать должное упорству и прозорливости тогдашнего техдиректора ГАЗа Вадима Михайловича Чураева, убедившего руководство «Руспромавто» в необходимости данного проекта. Машину дорабатывали за свой счет, в инициативном порядке. Точнее, по сравнению с арабской модификацией родилась совершенно иная техника.
культура: Чем оказался плох предыдущий вариант? Королев: Во-первых, он был сугубо гражданский, причем лишь для пустыни. Во-вторых, с точки зрения компоновки, габаритов и максимальной массы мы изначально работали исходя из пожеланий заказчика. В-третьих, на автомобиле стояли иностранные АКПП и двигатель. Собственно, последняя проблема и являлась самой существенной, требовалось импортозамещение. А поскольку российского «автомата» тогда не было, да и сегодня таковые отсутствуют как класс, то — только МКПП. Благо, она у нас имелась — от перспективного автомобиля «Водник», существовала такая интересная разработка в 90-х. Мотор пришлось оставить американский.
культура: Неужели вы надеялись, что военные примут броневик с движком от «потенциального противника»? Королев: Нет, просто работали на перспективу, надеясь, что отечественный мотор рано или поздно появится. Так вот, колесная база подросла, авто стало девятиместное, увеличилась и масса. Повторюсь, по сути, к 2003 году мы создали совершенно другое транспортное средство.
культура: Какие компоненты использовались из тех, что уже выпускались? Королев: Независимая подвеска и частично трансмиссия — от БТР-80. В каждой оси стоит принудительно блокируемый дифференциал с пневмоприводом — это полностью наша разработка, с нуля. Изготовили несколько опытно-выставочных экземпляров, включая два бронированных по 3-му классу — для военных, и повезли показывать. И здесь стоит отметить: все, что делается не по техзаданию армейских, автоматически воспринимается ими в штыки. Во всех странах и в любые времена. Поэтому было тяжело. Но на «Тигре» как-то прокатился начальник генштаба Вооруженных сил РФ Анатолий Квашнин, а потом и многие его подчиненные. Генералам техника понравилась, после чего броневик взяли на испытания.
По результатам выяснилось, что по проходимости, плавности движения, скорости и ряду других параметров конкурентов у «Тигра» нет. Однако все плюсы перевешивал упомянутый мною жирный минус — импортный ДВС.
культура: То есть не получилось? Королев: Не совсем. Машиной очень сильно заинтересовались спецподразделения, они взяли опытные экземпляры на свои испытания, куда нас даже не пустили. Впрочем, мне удалось ознакомиться с некоторыми видеозаписями. Например, наш «Тигр» загоняют в болото, где потонет даже гусеничная техника. Потом спрашиваю — зачем? Мне объясняют: спецназу иногда нужно спрятаться, в том же болоте искать никто не станет. Внедорожник похвалили, сказали: УАЗ тут же тонет, а «ваша кошка» еще метров 50 проползает и лишь тогда застревает — отличная машина. В общем, приняли на снабжение спецназа. А затем и отечественный мотор подоспел.
культура: Хотя двигатель ЯМЗ-534, которым оснащается «Тигр», тоже имеет массу электроники явно забугорного происхождения... Королев: По топливной аппаратуре сейчас активно идет процесс импортозамещения, в том числе и по электронике. Конечно, в России есть сложности с компонентной базой, но производители не стоят на месте.
Что же касается так называемого «электронного борта» современных авто, то да — проблемы есть. Это, кстати, можно сказать и о тех же «хаммерах» последних модификаций. Военных не радует, что в технике стоят бортовые серверы, датчики, накопители информации, все это периодически «глючит», требует перезагрузки и перепрошивки. Да и гражданских потребителей, честно говоря, избыток подобных девайсов начинает доставать.
Недавно разработана модификация мотора ЯМЗ-534, где помимо «Common rail» имеется и простая «механика». В мирное время будет функционировать умная электроника, а если завтра в поход — туповатый, зато надежный «безмозглый» топливный насос высокого давления, которому не страшен электромагнитный импульс (ЭМИ) и прочие поражающие факторы современного оружия. Более того, при плановом ремонте все «Тигры», нынче служащие в армии, мы переоснастим такими моторами. То есть модернизируем.
культура: Какой процент «Тигров» в нашей армии с отечественными двигателями? Королев: Почти все. Импортные — только для спецназа и для гражданских версий. Но как раз сейчас американские дизеля у нас закончились, а новых не предвидится — в свете ухудшения отношений между США и РФ нам их элементарно не продадут. Да они, собственно, и не нужны.
культура: Судя по настрою на импортозамещение, гражданские версии с АКПП тоже отменяются? Королев: Вопросами производства целой гаммы АКПП занимаются в Минпромторге, видимо, будут куплены соответствующие лицензии и развернуты производства. Пока же у нас есть отличная «механика», плюс по желанию клиента на гражданские версии мы можем установить импортную коробку-автомат.
культура: Гражданский «Тигр» стоит совершенно неприличные деньги, несколько миллионов рублей. А ведь все комплектующие там — отечественные. Почему такой негуманный ценник? Королев: Потому что — боевой автомобиль, с него просто снимают броню. А авто для армии — штука по определению недешевая. Он должен выдерживать тот самый ЭМИ, его реле и прочие детали испытываются на противодействие соляному туману, ускорениям в несколько «g», вообще это очень крепкая добротная техника, с многократным запасом прочности. Значит, дорогая. Например, все агрегаты, кроме разве что генератора, имеют шестеренчатый привод от мотора, включая и компрессор бортовой пневмосистемы.
культура: У «Тигра» не так давно появился конкурент на базе «КамАЗа» — «Патруль». Королев: Нет, он значительно крупнее. Это соперник нашего «старшего брата» — бронеавтомобиля ВПК-3924 «Медведь». Оба они имеют капотную компоновку, там стоят более мощные моторы, масса и, соответственно, броневая защита серьезнее, грузоподъемность — тоже. «Медведь» уже принят на снабжение внутренних войск, в армию он пока не поставляется. Работаем, улучшаем конструкцию, сверяемся с опытом зарубежных конкурентов.
культура: И кто лидирует — наши, надеюсь? Королев: Да как сказать... И у них есть интересные разработки, однако излишнее увлечение электроникой сильно вредит. А у нас в стране с компьютерной техникой проблемы, но иногда это идет лишь на пользу — получается проще, надежнее. Кстати, то, что на «Тигре» новый «электронный борт» можно отключать, — я об этом вам уже говорил, — иностранцев восхищает.
Несколько лет назад мне удалось просочиться на парочку закрытых выставок НАТО по итогам боев в Ираке, Афганистане, других горячих точках. Смотрел, слушал, мотал на ус. Фильмы показывали, порой жуткие — что творится в бронеавтомобилях во время обстрела или подрыва на мине. Как-то генерал один выступал, похоже, «паркетный», хвалил военные «хаммеры» за удобство. И поведал собравшимся, какие «зеленые береты» заботливые — к нему, дескать, подошел солдат и пристегнул его ремнем. В ответ выступил офицер от американского спецназа, он, посмеиваясь, объяснил, что солдаты думали не столько о дорогом госте, сколько о себе — чтобы, в случае подрыва, тех, кто выживет, не зашибло телом пассажира. Такие вот особенности эксплуатации броневиков в зоне боевых действий...
Более того, на Западе достаточно размытые стандарты в плане противоминного бронирования, испытания фирмы проводят как хотят, вот и получаются иногда весьма любопытные результаты. К примеру, заявляется, что та или иная машина выдержит взрыв, эквивалентный десятку кило тротила под брюхом при ее собственной массе до 10 тонн. От этого автомобиль должен улететь на много метров, но у них — не летает. Все дело в том, как проводить испытания, на каком грунте. Мы делаем по всем правилам — на каменистом, то есть вся ударная волна уходит вверх. Но ведь можно и на мягком...
культура: Выходит, ваша техника — лучше? Королев: Мы не завышаем ее характеристики, предлагаем нашей армии честный продукт. И постоянно совершенствуем, делаем бронеавтомобили защищеннее, придумываем новые модификации. Сегодня «Тигр» только по линии Минобороны выпускается в 15 версиях, плюс гражданские варианты. Вскоре появится еще одна — пикап для армии, чем-то похожий на аналогичный «хаммер». В войсках осознали: подобная машина нужна — в кузове можно разместить крупнокалиберный пулемет, безоткатное орудие, ПЗРК или что-то другое.
культура: Есть ли планы по более компактным внедорожникам? Ведь армейский вариант УАЗ «Патриот» вызывает массу нареканий. Королев: У нас на ГАЗе нет производства соответствующих автокомпонентов, в свое время «Руспромавто» решило, что завод и все его филиалы будут специализироваться на грузовых машинах. Поэтому легкий «джип» пусть делает кто-нибудь другой.
культура: Вот так просто отдаете перспективное направление? Королев: Такой плавности хода на бездорожье, максимальной скорости при соблюдении всех медицинских условий для экипажа и прочих параметров боевой колесной машины, как у «Тигра», ни у кого больше нет. При этом техника очень ремонтопригодная, запчасти везде есть, они вполне стандартные, чинить — несложно. Это касается и гражданских модификаций, иногда нам на ТО пригоняют машины в столь убитом состоянии, что диву даешься. Например, когда «Тигром» тягают ГАЗ-66 — «шишигу», которая славится тем, что ее почти невозможно посадить в грязь. И ведь наш автомобиль после этого еще и едет! Поэтому пусть каждый занимается своим делом: у нас неплохо получается выращивать «Тигров».