Владимир Путин на переговорах в Петербурге с министром иностранных дел Китая Ван И заявил, что с благодарностью принял приглашение Си Цзиньпина посетить Китай. Визит состоится уже в октябре – это будет первая поездка президента за границу в 2023 году.
Владимир Путин вернулся из Ижевска, где отмечал День оружейника, поздно ночью, но в случае с Ван И не заставил себя ждать. Президент надеялся, что китайский дипломат еще успеет посмотреть Санкт-Петербург, «познакомиться с его красотами, историческими и архитектурными ценностями». А для этого переговоры должны были не только начаться, но и закончиться засветло.
Немаловажное значение имел также статус гостя. После пертурбаций на политическом Олимпе Поднебесной Ван И оказался очень весомой фигурой, заменив внезапно исчезнувшего с радаров министра иностранных дел Цинь Гана и одновременно сохранив за собой пост куратора внешней политики в ЦК КПК. «Мы очень рады видеть высокого представителя Китайской Народной Республики в России, на этот раз – в Петербурге», – приветствуя дипломата, сказал Путин.
Президент подчеркнул, что в международных делах Россия и Китай продолжают «выступать с единых позиций формирования многополярного мира, а не мира, основанного на чьих-то правилах, которых никто не видел». Что касается двусторонних отношений, то они развиваются более чем успешно: товарооборот за минувшие семь месяцев достиг $120 млрд. А по данным китайской стороны – $150 млрд. «У нас есть все основания надеяться, что мы во всяком случае приблизимся к цифре 200 млрд по итогам года», – отметил Путин.
Он также пообещал проинформировать Ван И о ситуации на Украине и в Нагорном Карабахе, где Россия рассчитывает «добиться деэскалации и перевода решения проблемы в мирное русло».
Поскольку Сергей Лавров уже находился на Генассамблее в Нью-Йорке, главе государства на переговорах в Константиновском дворце ассистировал секретарь Совбеза Николай Патрушев, встречавшийся с Ваном накануне. В целом визит китайского дипломата в Россию растянулся на три дня, что по нынешним временам беспрецедентно долго.
Дмитрий Песков рассказал журналистам, что помимо переговоров с Патрушевым и Лавровым китайский гость провел несколько «других встреч». Однако об их участниках и тем более о содержании ничего официально не сообщалось.
По словам самого Ван И, переговоры с главой российского МИДа были посвящены двусторонним отношениям и реализациям договорённостей, достигнутых в ходе «исторического визита» Си Цзиньпина в Россию. Тогда как с председателем Совбеза обсуждались вопросы стратегической безопасности. Ничего экстраординарного в такой тематике нет: нынешняя встреча была уже 18-й по счету. Однако в свете общей геополитической ситуации, конфликта на Украине, напряженности вокруг Тайваня и недавнего визита в РФ Ким Чен Ына недооценивать ее значение также не стоит. «Мы достигли ряда важных договоренностей. Думаю, что г-н Патрушев уже сделал отчет вам», – сказал Ван.
Он отметил, что Китай разделяет оценки Владимира Путина: мир переживает тектонические сдвиги, ускоренно развиваются процессы многополярности. Однако Поднебесную, в отличие от России, где эта тема на высшем уровне практически не звучит, всерьез беспокоит «тенденция антиглобализации».
Ван И выразил надежду, что Москва вместе с Пекином будет противодействовать этому опасному тренду. Дипломат заверил Путина, что отношения с РФ не зависят от международной конъюнктуры. «Как бы она ни изменилась, Китай готов укреплять взаимодоверие, наращивать деловое сотрудничество, развивать координацию на международной арене и совместно защищать общие интересы», – подчеркнул он.
Владимир Путин, в свою очередь, подтвердил, что в Москве прекрасно осознают важность мартовского визита Си Цзиньпина, к которому в ходе своей небольшой речи неоднократно апеллировал Ван. Председатель КНР приехал в Москву сразу после переизбрания на высший государственный пост. «Это был важный знак доверия – мы это хорошо понимаем», – сказал Путин.
Такой долг, естественно, не меньшим платежом красен. «Я с удовольствием принял приглашение посетить Китай в октябре этого года в рамках крупного мероприятия по продвижению идеи председателя Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», – заявил президент, отметив, что китайская инициатива созвучна планам России по созданию большого евразийского пространства. Москва, по его словам, намерена интегрировать свои наработки в программу китайских друзей.
Таким образом, визит Ван И в Москву и Санкт-Петербург стал не только «сверкой часов» по приоритетным направлениям российско-китайского сотрудничества, но и подготовкой визита Владимира Путина в КНР, в ходе которого между ним и председателем Си могут быть достигнуты новые договоренности.
Подобная перспектива, похоже, не на шутку беспокоит США. Неслучайно Джейк Салливан поспешил встретится с Ваном перед его поездкой в Россию и «выразить обеспокоенность в связи с различными видами помощи, которую Пекин оказывает Москве». Однако, судя по риторике Вана, в КНР чихать хотели на эти обеспокоенности: Китай следует своим интересам, и в данном случае поддержка Москвы кажется ему более выгодной опцией, чем сближение с Вашингтоном. В Пекине рассчитывают, что, пока продолжается конфликт на Украине, у США будет меньше возможностей заниматься Тайванем.