У «ГУГЛА» ЗА ПАЗУХОЙ
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Павел Шляпников. Maxim
Каждый год, когда выходят новые флагманы поколений смартфонов, журналисты разбирают их по стоимости компонентов. Оказывается, что себестоимость не превышает пары сотен долларов. Остальное – маржа компании, которая распределится между маркетингом, разработкой, логистикой и, что самое важное, инвестициями в будущее. Иными словами, когда в мире восстанут машины, получится, что мы, ничтожные белковые формы жизни, сами это оплатили. Во что вкладывают эти деньги корпорации, мы и попытаемся разобраться.
Проклятый капитализм
Те, кто родились уже в России, а не в Советском Союзе, наверное, не знают, что их родителям приходилось стоять по восемь часов в сорокаградусный мороз (в СССР всегда были ночь и зима), чтобы получить талоны на талоны. Но потом случилось то, что случилось, и Россия присоединилась к капиталистическому экономическому лагерю. И, несмотря на отсутствие аутентичного пармезана, пожаловаться на отсутствие выбора потребителю теперь сложно. Но у капитализма есть определенные правила игры, причем работают они не столько для потребителя, сколько для компаний и корпораций. Обязательное условие существования бизнеса в капитализме – непрекращающийся рост. Когда с этой проблемой столкнулись IT-корпорации, выросшие в 80–90-х годах прошлого века, оказалось, что фантасты, предрекавшие, что «миром будут править корпорации», оказались не такими безумцами.
Найдется всем
Появившийся в конце 1990-х поисковик Google долго называли «корпорацией добра». Да и в самой компании распространили слоган «Don’t be evil», пытаясь подольше удержать репутацию «хороших парней» и наблюдая за тем, как банковские счета компании добавляют по одному числовому регистру каждые 4–5 лет. Но компания с капитализацией в десятки миллиардов долларов не злом быть не может. У Google очень простая бизнес-модель, которая обещала светлое будущее всем жившим в 80–90-е – таргетированную рекламу. Во времена интернет-палеолита баннеры и рекламные объявления так же, как по радио и телевидению, показывали вообще всем, а уровень конверсии был настолько низок, что у малого бизнеса не было никаких шансов получить национальную или мировую аудиторию. Компания Google предложила напрямую связать потребителя и рекламодателя: в поисковике знали, что ищет потребитель, и могли показывать именно ту рекламу, которая ему потенциально интересна. В теории это должно было снизить стресс от рекламы и помочь малому бизнесу найти потребителя. Счастье было так близко, но потребитель внезапно осознал, что ему не нравится, когда информацию о нем постоянно собирают. Впрочем, бизнес-модель Google осталась неизменной, и для выживания ей нужно проникать на как можно большее количество устройств и носителей. Google приобрела YouTube, запустила Android с собственными сервисами и поиском, сделала самый лучший картографический сервис. А расти все равно надо. Имея на счетах достаточно средств, Google приступила к покупкам и поглощениям. Так появилась материнская компания Alphabet, которую можно назвать первой IT-суперкорпорацией. По соседству с Google в ней разместились другие немаленькие компании. Calico – биотек-компания, о сфере деятельности которой удивительно мало информации. В немногочисленных интервью ученые из Calico говорят, что работают над «увеличением срока человеческой жизни». Производитель робопсов Boston Dynamics тоже был в портфеле Alphabet – правда, холдинг все же избавился от компании по неназванным причинам. DeepMind – разработчик искусственного интеллекта. Verily – еще одна биотек-компания, про которую известно, что там исследовали воздействие радиации на ДНК. В холдинг также входят разработчик фитнес-браслетов FitBit и автономные автомобили Waymo. Прибавим к этому Loon – компанию по раздаче Интернета со стратостатов, а еще Wing – компанию по доставке грузов дронами. Замешаем все – и получим автономный город, где все человеческое существование обеспечено роботами. Звучит как фантастика, но сегодня большая часть поиска и доставки информации обеспечивается Google. Осталось просто вынести это за пределы компьютеров и смартфонов.
Три обезьяны
Apple сильно старше Google и имеет за плечами уже несколько успешных технологических революций, а также историю полного провала, который практически довел ее до банкротства. Сейчас Apple – это и самая богатая компания, причем с немыслимым количеством наличных денег на счетах. Возможно, это и есть признак той самой стагнации, когда компания не может расшириться и занять новую нишу. Но, кажется, у Apple есть стратегия, и она ее придерживается. На один из корпоративных Хеллоуинов шутники из Google сделали в холле центрального офиса компании «кладбище проектов» – тех, что компания запустила, но позже была вынуждена закрыть. Инсталляция получилась внушительной: Google никогда не боялась запускать и реализовывать смелые идеи. А вот Apple, несмотря на то что сильно старше Google, такой мемориал соорудить вряд ли бы смогла. Отличительная особенность проектирования Apple – вынашивать идеи долго и готовить продукты тщательно, а выпускать их не раньше, чем рынок будет к ним готов. Стратегия захвата мира у Apple еще проще, чем у Google: если поисковый гигант захватит все вокруг пользователя, то Apple захватит самого пользователя. Начинала компания с рабочего стола: на него Apple поставила компьютер и объяснила, что с ним делать. Много лет спустя компания вложила в руку пользователя iPhone. Смартфоны существовали и до этого, но только совокупность технологий и интерфейса смартфона позволила появиться сервисам вроде Uber, Airbnb и доставки любой еды быстрее, чем ты сваришь пельмени.
Позже появился iPad, который оказался первым компьютером, с которым можно работать стоя. Появились часы Apple Watch – снова Apple, но на запястье. Скучаешь на диване дома перед телевизором – там у тебя Apple TV. Не перед телевизором – Apple HomePod. Даже если не хочется доставать iPhone из кармана, то AirPods у тебя в ушах услышат твой зов о помощи. Кажется, что автономные AirPods на собственной ОС, не требующие iPhone для работы, – дело пары лет. В эту же линейку продуктов идеально встраиваются очки дополненной реальности Apple, слухи о которых ходят уже не первый год. Три японские обезьяны, которые изо всех сил пытаются не смотреть, ничего не слышать и ничего не говорить, – метафора человека из недалекого будущего, который изо всех сил пытается не использовать технику Apple.
Кибернетическая партия
Китая Западные синологи любят теорию, что XX век для Китая – это сплошное унижение, за которое он теперь готовит возмездие. Сами же китайцы чаще говорят, что это был эксперимент. В первой половине попробовали республику – не понравилось (республика убежала на Тайвань). Попробовали кавер-версию Мао на марксизм – оказалось еще хуже. Приняв в 1982 году новую конституцию и назвав новый курс «социализмом с китайской спецификой», Поднебесная вернула себе меритократическую систему управления, культивируемую еще со времен троецарствия. Проблема с системой в том, что она не «натягивается» ни на одно определение политической системы из европейской философии. Поэтому синолог будет долго объяснять, что Китай – это как бы социализм, но с рынком. В то же время это не демократия, но с выборами. И со всеми признаками автократии, но политическая конкуренция в Китае сильнее, чем в любом европейском парламенте. Как бы систему ни назвали, у нее есть два основных признака. Во-первых, мандарины (историческое название китайских бюрократов) очень быстро принимают решения. Во-вторых, система хорошо «натянулась» на цифровую эпоху, в особенности на смартфоны. Если в Великобритании судьи до сих пор носят комичные парики, то в Китае с 2019 года гражданские суды проходят в мессенджере WeChat. Там же – вся коммуникация с друзьями, бизнесом и государством. Чем Китай оказался похож на классический капитализм, так это тем, что вырастил двух IT-монстров, причем именно в категории обеспечения государственных услуг. С одной из этих компаний ты наверняка имел дело: это Alibaba Group, придумавшая и развивающая AliExpress. Второй монстр – Tencent, владеющий мессенджером WeChat. Для китайца этот мессенджер – целая операционная система государства вокруг него: там он берет и выплачивает кредиты, обращается в суд и выступает ответчиком в суде, вызывает врача и гадалку, оплачивает счета и налоги, покупает билеты в путешествие, снимает квартиру и т. д. Главной инновацией последних лет стала единая государственная система договоров на блокчейне, подписание которых, само собой, происходит в WeChat. Поэтому китайцы не пожимают руки, а сканируют отпечатки на смартфонах. Само собой, на такой подход к бюрократии с завистью смотрят европейские правительства, но перелопатить многовековую договорную систему будет не так просто.
О диванный новый мир!
Главный товар, который продают корпорации в последние двадцать лет, – это упрощение жизни. Сказать наверняка, какой ежедневный ритуал мы будем воспринимать в будущем как нелепицу из каменного века, довольно сложно. Сегодня можно прожить всю жизнь буквально не вставая с дивана (японские хикикомори так и делают). Но не в качестве овоща, а сделав карьеру и продолжая общаться с миром. Если хочешь стать великим IT-аналитиком и предсказать следующий большой продукт Apple, Google или Xiaomi, то задумайся о вещи, которая раздражает в повседневной жизни больше всего. А если решишь создать стартап и выпустить что-то сам, то не забудь к названию добавить Pro. Говорят, улучшает продажи.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.