Противостояние в Венесуэле, расколовшее мировое сообщество, усугубилось после состоявшегося в субботу экстренного заседания Совбеза ООН. Оно было инициировано США вопреки возражениям России. Несмотря на призывы Москвы урегулировать кризис путем переговоров и не допустить его интернационализации, внешнее давление на президента Николаса Мадуро стремительно растет. США и их многочисленные союзники уже признали временным главой государства лидера оппозиции Хуана Гуайдо, ЕС намерен последовать примеру Вашингтона, если в течение восьми дней в Каракасе не объявят о досрочных выборах. Однако армия и силовые структуры сохраняют верность Николасу Мадуро: единственным перебежчиком, перешедшим на сторону оппозиции, пока стал военный атташе Венесуэлы в США.
Объявив действующего президента Венесуэлы Николаса Мадуро «нелегитимным лидером» и признав его политического оппонента Хуана Гуайдо новым главой государства (см. “Ъ” за 24 января), администрация США приступила к созданию широкой международной коалиции по смене режима в Каракасе.
В минувшую субботу Вашингтон инициировал проведение экстренного заседания СБ ООН, на котором глобальный поход против Николаса Мадуро возглавил госсекретарь США Майк Помпео. Лично принявший участие в пятичасовом обсуждении в Совбезе господин Помпео предупредил, что для мирового сообщества наступает момент истины, когда каждая страна должна будет сделать свой выбор. «Больше никаких отсрочек, больше никаких игр. Либо вы вместе с силами свободы, либо вы в союзе с Мадуро и его хаосом»,— предупредил глава Госдепа США.
Впрочем, четкого представления о том, какие действия предпринять для смещения президента Мадуро, у Вашингтона нет. Господин Помпео ушел от вопроса, может ли американская администрация пойти на военное вмешательство в Венесуэле. «Я не буду строить предположения или выдвигать гипотезы»,— уклончиво заметил он. Уже после заседания Совбеза в ходе общения с журналистами глава американской дипломатии выразил надежду, что все страны, которые присоединятся к США, «обеспечат разъединение своих финансовых систем и режима Мадуро», в результате чего все активы, принадлежащие венесуэльскому народу, перейдут к новым властям.
Главным оппонентом Майка Помпео в Совбезе выступил постпред России при ООН Василий Небензя, обвинивший администрацию США в стремлении вовлечь СБ ООН в «свои нечистоплотные игры». По словам российского дипломата, разрешение кризиса должно проходить путем диалога внутри страны, в то время как единственной целью созыва экстренного заседания Совбеза стало «продолжение дестабилизации в Венесуэле», навязывание стране «рецептов и подходов» США.
В какой-то момент российские и американские дипломаты, схлестнувшиеся в бескомпромиссной и эмоционально окрашенной словесной схватке, принялись считать, чей подход пользуется большей поддержкой в мире. Сначала Майк Помпео сообщил, что на стороне Николаса Мадуро выступают всего пять стран — Россия, Китай, Сирия, Куба и Иран. А уже после того как глава Госдепа покинул заседание, взявший слово в нарушение протокола спецпредставитель США по Венесуэле Эллиотт Абрамс назвал Венесуэлу «сателлитом» России.
Однако Василий Небензя парировал, что «у России, в отличие от США, нет сателлитов». Кроме того, российский дипломат пересчитал всех выступавших на Совбезе — и пришел к выводу, что Майк Помпео, оказывается, ввел всех в заблуждение и сторонников президента Мадуро было больше.
«Из тех, кто выступал, 11 стран латиноамериканского региона выступили в поддержку законного правительства Венесуэлы, десять стран выступили против, а Барбадос сослался на совместное заявление стран Карибского бассейна, которое также говорит о невмешательстве в суверенные дела государств»,— заявил господин Небензя. «Так что в нашем представлении большинство как раз выступает против вмешательства во внутренние дела Венесуэлы»,— резюмировал постпред РФ.
Оптимистичную ноту российского дипломата попытался подхватить следивший за обсуждением в Нью-Йорке из Каракаса президент Мадуро, неожиданно расценивший состоявшееся заседание Совбеза как дипломатический успех Каракаса. «Прошу громкие аплодисменты для главы МИДа Хорхе Арреасы, мы победили в ООН, великая победа с поддержкой большинства стран Совбеза ООН. Майк Помпео ушел с заседания»,— написал в Twitter Николас Мадуро, дав понять, что попытка создать международную коалицию против Каракаса провалилась.
Кому поможет Европа
Впрочем, все новые заявления политиков и дипломатов показывают: баланс сил в мире складывается не в пользу властей в Каракасе, хотя помимо небольшой группы латиноамериканских стран их продолжают поддерживать ряд ведущих мировых и региональных игроков — Россия, Китай, Турция, Иран, ЮАР.
Так, в шаге от признания временным главой государства лидера оппозиции Хуана Гуайдо находится другая часть евроатлантического сообщества — Евросоюз.
Принявшие участие в заседании СБ ООН страны ЕС выступили с совместным заявлением, ставшим еще одним инструментом внешнего давления на правительство Мадуро. Они призвали к «проведению свободных, прозрачных и заслуживающих доверия президентских выборов в соответствии с международными демократическими стандартами и порядком, предусмотренным конституцией Венесуэлы». Если в восьмидневный срок в стране не будет объявлено о новых выборах, говорится в заявлении, ведущие европейские страны признают Хуана Гуайдо временным главой государства.
По сообщению европейской дипслужбы, ситуация в Венесуэле будет рассмотрена на неформальной встрече глав МИДов стран ЕС, которая пройдет в ближайший четверг в Бухаресте.
Предыдущие президентские выборы прошли в Венесуэле 20 мая прошлого года — на них 68% голосов получил Николас Мадуро, официально вступивший в должность всего две недели назад, 10 января. Однако претендующий на роль нового венесуэльского лидера Хуан Гуайдо уже подхватил идею о досрочных выборах, продвигаемую странами Евросоюза. «У них есть восемь дней, чтобы объявить о выборах. Выборы могут быть через шесть, девять, двенадцать месяцев»,— заявил господин Гуайдо.
«Думаю, он хорошо защищен»
В условиях усиливающегося внешнего давления на президента Мадуро и призывов его оппонентов внутри страны к проведению досрочных выборов мнение опрошенных “Ъ” экспертов по поводу того, что ждет Венесуэлу и удастся ли действующему главе государства удержаться у власти, разделились. «Армия и вооруженные силы остаются основным оплотом властей. Это означает, что даже несмотря на неутешительные результаты его политики, режим Мадуро может сохранять способность сопротивляться переменам»,— пояснил “Ъ” замдиректора Центра международной безопасности Стэнфордского университета Гарольд Тринкунас.
«Мадуро может продержаться политически еще несколько недель, но он все равно проиграет»,— дает более радикальный прогноз профессор международных отношений Вебстерского университета Дэниел Хеллингер.
В то же время старший научный сотрудник Института Брукингса Тед Пикконе, соглашаясь, что многое будет зависеть от позиции силовиков, добавляет: «Сегодня Мадуро находится в более слабой позиции, поскольку его противники обрели молодого харизматичного лидера, бросающего вызов роли Мадуро как легитимного президента страны».
Пока армия и силовые структуры, а также дипломатический корпус сохраняют верность Николасу Мадуро: единственным перебежчиком, перешедшим на сторону оппозиции, стал военный атташе Венесуэлы в США Хосе Луис Сильва, заявивший о разрыве с правительством Мадуро и поддержке Хуана Гуайдо. В заявлении Минобороны Венесуэлы действия военного атташе названы «актом измены и трусости по отношению к родине».
В условиях, когда ситуация в Венесуэле остается непредсказуемой, одной из активно обсуждаемых в мире тем остается вопрос о том, какую помощь властям Венесуэлы в «час икс» может оказать Москва, проявляющая наибольшую последовательность в отстаивании своего союзника.
Так, агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что якобы 400 бойцов из «ЧВК Вагнера» прибыли в Венесуэлу для защиты президента Николаса Мадуро. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков эту информацию опроверг. «Да нет, конечно. У страха глаза велики»,— заявил он в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1».
А Василий Небензя заметил: «Я не думаю, что он (Николас Мадуро.— “Ъ”) нуждается в нашей защите. Он президент по конституции, у него есть армия, которая находится на стороне конституции. Думаю, он хорошо защищен».