Автор: Юлия Шигарева, Владимир Кожемякин, Алексей Макурин, Надежда Плахова, Ольга Сальникова. Аргументы и Факты Москва
По данным таможенной статистики, Россия в 2019 г. увеличила импорт пластиковых отходов. Больше всего мусора привозят к нам Турция и Белоруссия. Всего же подкидывают в Россию свои отходы 18 стран, среди которых – Украина и США. Но что за интерес – закупать чужой мусор? Да ещё и пластик, который на сегодня считается одним из самых ядовитых отходов.
Превратится ли планета в «пластиковую кашу»?
В воды Мирового океана и в другие водные объекты на Земле сегодня попадает 8 млн т пластикового мусора в год, или 1 мусоровоз вместимостью 20 куб. м полимеров в минуту. По расчётам ООН, к 2050 г. пластика будет в воде больше, чем рыбы.
Смертоносная мелочь
«Главный поставщик пластикового мусора – Юго-Восточная и Южная Азия, – рассказал «АиФ» биолог, эколог, директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. – Загрязнение самой большой на полуострове Индокитай реки Меконг пластиковыми пакетами и бутылками, например, уже давно превысило все мыслимые нормы». Всё это выносится в море и затем распространяется по Мировому океану – в итоге там уже сформировались как минимум пять гигантских мусорных пятен из полимерных частиц: по два пятна в Атлантическом и Тихом океанах и одно в Индийском.
«Микропластик, то есть твёрдые частички синтетических полимеров размером 5 мм или меньше, присутствует не только на поверхности, но и по всему дну Мирового океана, и даже на дне самой глубокой в мире Мариинской впадины, – говорит Зименко. – Микропластик образуется в результате разложения крупного пластика, во время стирки синтетической одежды, применения некоторых видов стиральных порошков и даже зубной пасты. Он обнаружен на вершинах самых высоких гор, причём занесли его туда не альпинисты, а ветра и осадки». Микропластик повсеместно находят в питьевой воде, в том числе водопроводной и бутилированной.
Пластики любого вида разлагаются в течение столетий, а значит, при жизни нынешних поколений весь пластиковый мусор, оставленный человечеством, сам по себе никуда не денется. «До сих пор ни один пластиковый продукт, который был произведён со времён изобретения этого материала (первая пластмасса была получена в Англии в середине XIX в. – Ред.), не «переварен» окружающей средой, – объяснил «АиФ» руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселёв. – Крупные пластиковые изделия за десятилетия превращаются в микропластик, но тем не менее не исчезают». Экологи предупреждают, что в случае если человечество не сократит нынешние объёмы потребления пластика, то ко времени, когда первые пластиковые изделия начнут наконец разлагаться, поверхность Земли уже станет полностью состоять из полимеров – как знаменитая «пластиковая каша» в фильме «Кин-дза-дза!».
Как ни печально, свой вклад в отравление планеты вносят и биоразлагаемые виды пластиков (они получены из растительных жиров и масел, кукурузного крахмала или микробиоматерии), которые выбрасываются на свалки. Разрушаемые микроорганизмами, они выбрасывают в воздух метан – парниковый газ, вызывающий глобальное потепление. «Некоторые пластики могут лежать на свалке столетиями и не слишком влиять на ситуацию в природе, – говорит А. Зименко. – Но в целом полимеры на свалках выделяют немалую долю токсичных веществ, из которых метан, кстати, далеко не самый опасный. Вся эта отрава разносится по окрестностям ветром, водой, животными и птицами».
Ущерб, который пластиковый мусор наносит живой природе, затрудняются подсчитать сами учёные и экологи. По самым приблизительным данным, из-за пластика ежегодно погибает миллион морских птиц, млекопитающих, черепах и других обитателей морей и океанов. Частицы микропластика находят даже в организмах существ, живущих на глубинах в несколько километров. Дело в том, объясняет Зименко, что в океане микроорганизмы и водоросли начинают обживать пресловутые пластиковые пятна, и в итоге частицы полимеров начинают издавать съедобный рыбный запах. Морские млекопитающие и птицы принимают всё это за еду и проглатывают. Они забивают желудок пластиком, который создаёт чувство сытости, но при этом никаких питательных веществ в организм не поступает, и животное или птица гибнет от истощения или токсических веществ, которые накапливаются и передаются в животном мире по всей пищевой цепочке. Кроме того, звери и птицы запутываются в волокнах пластика, как в сетях, и так же погибают от голода или удушения.
Пластик может нанести вред и здоровью человека. «Потенциально опасна любая пластиковая посуда, но в разной степени, – говорит А. Зименко. – Пластики, которые предназначены для пищевых продуктов, относительно безопасны лишь при соблюдении ряда определённых условий – отсутствии повреждений (царапин и трещин), нагрева до критических температур, воздействия моющих щелочных средств, контакта со спиртами и жирами». Кроме того, надо учитывать и фактор старения пластика – со временем он разрушается, выделяя продукты распада.
Совсем отказаться от производства и использования пластика невозможно: он слишком плотно вошёл в наш быт, хотя сегодня в повседневный обиход и внедряются инициативы, ограничивающие употребление пластиковых изделий – например, пакетов и тары для жидкостей. Что же делать? Ведь крупный пластик, и особенно микропластик при всей его незаметности, – гигантская угроза биосфере и человеку. По мнению Алексея Киселёва, очищение вод Мирового океана от пластика требует ресурсов, которые сегодня просто неподъёмны для человечества: «Поэтому большая часть пластика, который уже попал в воду, будет там, скорее всего, вечно – у нас просто не хватит ресурсов, чтобы его изъять и утилизировать, – а это миллиарды тонн».
Бумага пластику не замена
Может быть, имеет смысл вернуться к бумажным пакетам, как это было в СССР? Многие страны Европы именно в них видят альтернативу полиэтиленовым.
– Не думаю, что это выход, – говорит эколог, руководитель проекта «Ноль отходов» Российского отделения GreenPeace Александр Иванников. – На изготовление любого одноразового пакета уйдёт намного больше ресурсов, чем мы получим пользы. Так, при производстве бумажных пакетов в атмосферу выбрасывается на 70% больше вредных веществ, сбросы в водоёмы увеличиваются в 50 раз, а углеродный след бумажного пакета в 3 раза больше, чем пластикового. При этом вырубка леса увеличится на 15%. Использовать такой пакет можно лишь пару раз – он быстро рвётся. А на мусорных полигонах бумажный пакет не разлагается, так как не имеет контакта с почвой и водой, но выделяет метан. Так что, пока 94% всех отходов в России не утилизируются и попадают на свалку, единственной экологичной альтернативой одноразовым пластиковым пакетам остаются многоразовые сумки и мешочки.
Где начали жить по принципу «ноль отходов»?
В мире появляются города, где почти весь мусор перерабатывается, и в будущем свалки там просто ликвидируют.
Сан-Франциско (США)
Цели «ноль отходов» должен достигнуть к 2020 г. – мусор вообще не будет поступать на свалки или сжигаться.
Весь мусор, который собирается в городе, делят на три потока: сухое вторсырьё, влажные органические отходы и прочее. То, что представляет собой опасность, можно сдать непосредственно в местах продаж, также отдельно собирается и перерабатывается текстиль. Для бизнеса сортировка обязательна, отказ от неё ведёт к огромным штрафам. Рестораны обязательно сортируют пищевые отходы. На территории города запрещены одноразовые пластиковые пакеты.
Камикатцу (Япония)
Цели «ноль отходов» достигнет к 2020 г.
Все жители Камикатцу разделяют свой мусор по 34 видам: например, стальные банки, алюминиевые банки, картон, бумажная реклама и пр. Программа раздельного сбора стартовала ещё в 2003 г.
Так как город небольшой, все жители обязаны приносить предварительно отсортированный мусор в центр по переработке, где его сотрудники учат правильно пользоваться раздельными контейнерами, а в случае ошибок пересортировывают отходы. В Камикатцу работает секонд-хенд, куда можно приносить ещё пригодные вещи. Есть также небольшой цех вторичного использования, где делают, например, игрушки из старых кимоно.
Капаннори (Италия)
К 2020 г. в городе намерены сортировать и перерабатывать 100% мусора.
Программа «ноль отходов», которая здесь действует, предусматривает не только сортировку мусора, но и отказ от использования одноразовой упаковки и посуды. Например, моющие средства и напитки в местных магазинах можно купить в свою тару, что очень выгодно и по цене.
В рамках программы жители получили бесплатный комплект контейнеров для сортировки отходов, которые вывозятся специальными фургонами по определённым дням. Крупногабаритный мусор принимают в специальном центре. При этом за сдачу отходов местное население получает скидку на оплату услуг ЖКХ, а также специальные чеки.
Любляна (Словения)
Цели – сократить отправку мусора на полигоны в 3 раза – планирует достичь к 2030 г. Горожане стали сдавать в разы больше вторсырья, когда город перешёл от сбора на контейнерных площадках к поквартирному. Теперь не житель выносит мусор для переработки, а за ним приходит сборщик прямо на дом. Чтобы вовлечь больше людей в раздельный сбор, обычный смешанный мусор начали вывозить реже, чем сортированный. При этом стоимость сортированного вывоза мусора для населения снизилась. Свою роль сыграла и популяризация идеи повторного использования различных вещей. В Любляне активно открываются центры по обмену вещами. К 2030 г. от каждого человека на свалки будет поступать всего 50 кг мусора в год.
Почему Россия покупает чужие отходы?
Так зачем нам чужой мусор? И что мешает наладить сбор пластиковых отходов в самой России? Рассказывает исполнительный директор Ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Как путешествуют пустые бутылки
– На самом деле Россия покупает за рубежом не мусор, а сырьё для своих перерабатывающих заводов. Это отходы пластиковой упаковки, которые уже отсортированы и подготовлены для вторичного использования. По объёму закупок в 2018 г. на первом месте оказалась Белоруссия, откуда было импортировано 7 тыс. т отслужившего пластика. Главным образом это прессованные ПЭТ-бутылки из-под разных напитков. Есть также закупки ПЭТ-хлопьев (тех же бутылок, но вымытых и измельчённых), полипропилена и полиэтилена низкого давления в гранулах, в которые перерабатываются пластиковые ящики, канистры и бочки. Среди других заметных стран, из которых идёт импорт, – Украина, Казахстан, Великобритания, Ирландия, Испания, Голландия, Германия. А из Турции нам поступает полиэстерная упаковочная лента, получаемая из зелёных бутылок, которые турки, в свою очередь, покупают в Европе.
По официальной таможенной статистике, российские закупки за границей в категории «отходы, обрезки и скрап из пластмасс» в 2018 г. составили 20,3 млн долл. Это не очень большая сумма. Но она на 32% больше, чем за год до этого, и в 1-м полугодии 2019 г. рост импорта пластиковых отходов продолжился.
Почему? Как ни парадоксально, российским заводам, перерабатывающим пластиковые отходы, не хватает сырья. Каждый год в нашей стране образуется 3 млн т использованных бутылок и прочего полимерного мусора, но система его сбора и сортировки настолько несовершенная, что утилизируется только 10–15%. Самый высокий уровень переработки у изделий из ПЭТ – 24%.
Для сравнения: Швейцария, Япония, Канада перерабатывают до 90% пластиковой упаковки. Когда же Россия приблизится к этому уровню?
Как идёт «мусорная реформа»
Самая большая сложность в том, что на свалки по-прежнему в основном идёт неотсортированный мусор. Поэтому проблему утилизации пластика невозможно решить без создания системы раздельного сбора всех твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и их последующей обработки – разборки и чистки. Национальный проект «Экология» ставит цель, чтобы к концу 2019 г. уровень обработки ТБО достиг в нашей стране 12%, а к концу 2024 г. – 60%. Если обозначенные темпы сможем выдержать, то утилизации в этом году будет подвергнуто 7% отходов всех видов, а через 5 лет – 36%. Всего в рамках нацпроекта запланировано построить 200 новых предприятий, занимающихся подготовкой мусора к переработке и утилизацией в полезное вторичное сырьё. Сорок новых перерабатывающих мощностей было создано уже в прошлом году.
В 2018 г. началась также «мусорная реформа», в ходе которой в каждом регионе создана компания-оператор, отвечающая за сбор и переработку отходов. Но реформа идёт медленно: есть проблемы с выделением земли под строительство новых сортировочных комплексов и с привлечением инвестиций. Частный бизнес не спешит делать вложения, так как сначала хочет убедиться, что все новые предприятия будут загружены работой и смогут давать прибыль. А для этого опять-таки нужно больше мусора, разделённого для начала на полезные фракции – бумагу, пластик, металл и стекло.
В жилых кварталах в ближайшие годы нужно построить 750 тыс. мусорных контейнеров и контейнерных площадок. Базовые инвестиции в это должно сделать государство. В апреле на одном из совещаний по экологическим проблемам премьер Дмитрий Медведев пообещал выделить на эти цели из федерального бюджета 9 млрд руб. А затем региональные операторы будут ежегодно направлять на замену контейнеров 1% от своей валовой выручки.
Не сходятся пока расходы с доходами и в идее наладить сбор бутылок через торговые сети. В Европе торговые сети используют автоматы, которые принимают пластиковую и стеклянную тару и сразу выдают плату за это. В России в некоторых магазинах в этом году тоже появились такие приёмные устройства. Но эксперименты показывают, что сбор и доставка бутылок на сортировочные пункты – процесс дорогой. Поэтому, чтобы окупить свои расходы, сетям придётся увеличить стоимость напитков и ввести депозитную систему – когда стоимость тары остаётся магазину как бы в залог, он использует собранные деньги на обслуживание сбора бутылок и возвращает их покупателям постепенно.
Так ли выгоден импорт пластика?
Переработкой пластика в России занимаются 160–180 заводов. Но крупных, использующих самое современное оборудование, всего 3–4. А мелкие предприятия в силу низкой технической оснащённости не умеют выпускать вторсырьё стабильно высокого качества. Понятно, что производители упаковки и тары в такой ситуации отдают предпочтение полимерам первичного производства.
При этом все нужные технологии и опыт, необходимый для выпуска высококачественного гранулята и другого пластикового вторсырья, в России есть. Есть возможности увеличить производство на уже имеющихся мощностях. И от импорта пластиковых отходов, я думаю, многие заводы со временем откажутся. Ведь с учётом транспортировки в Россию это далеко не всегда выгодно. Стоимость российского сырья колеблется. Скажем, тонна ПЭТ на внутреннем рынке ещё несколько месяцев назад стоила 40 тыс. руб., сейчас – уже 30 тыс. А тонна импортных ПЭТ-бутылок обойдётся в 30–35 тыс. с НДС: сравнение не в их пользу.
Прибыль застилает глаза
Не надо преуменьшать опасность пластика, но и драматизировать ситуацию всё-таки не следует.
Леонид Вайсберг, академик РАН, профессор:
Да, это искусственная инженерная производная. Но при этом пластик менее опасен, чем, к примеру, радиоактивные или биологические заражённые материалы.
Важно научиться грамотно его утилизировать. Ни в коем случае нельзя жечь пластик на дачном участке, как обычный мусор. Открытое горение пластика чрезвычайно опасно для органов дыхания, это, образно говоря, тёрка для лёгких. Так что после этого не надо удивляться, откуда вдруг возникают онкология или ещё какие-то тяжёлые заболевания.
Недопустимо и то, чтобы пластик хранился на полигонах под открытым небом – срок его разложения очень большой. Но есть много современных технологий переработки, которые совершенно безопасны. Пластик превращают в новое изделие, которое ещё и принесёт пользу людям. Или контролируемое его сжигание, к примеру, в цементных печах – не имею ничего против!
Но природа чувствует рост производства, какие бы передовые технологии мы ни применяли. Это так называемая техногенная нагрузка на окружающую среду. Люди должны стараться сохранить свой ареал обитания и жесточайшим образом регламентировать условия существования и деятельности человека для того, чтобы сохранить возможность жизни на Земле будущих поколений. А пока прибыль порой так застилает глаза, что люди агрессивно действуют против природы.