С каждым годом собрать ребенка в школу все дороже, а во второй год пандемии, пошатнувшей материальное положение многих, особенно. Но помимо обязательной программы (форма, учебные и спортивные принадлежности для собственного ребенка и пр.) над родителями как дамоклов меч висит еще одна поистине бездонная статья расходов — «на нужды класса». А туда, по словам пап и мам, залезающих в кредиты из-за школьных поборов, может входить все, на что хватает фантазии администрации учебного заведения.
С помощью специалиста мы выяснили, какие сборы средств законны, а от каких можно решительно отказываться.
Сложнее всего родителям первоклашек: по умолчанию они считаются «непугаными», исправно реагирующими на каждый клич в родительском чате и покорно соглашающимися на все.
— Нам с мужем пришлось брать кредит, — делится мама девочки, которая через неделю станет первоклассницей одной из столичных школ. — Одежду, обувь, ранец, канцелярию, два вида школьной и два вида спортивной формы, учебники, цветы учителям и шторы в класс мы бы, конечно, и так потянули. Но еще в конце июля нам сказали: если вам дорого здоровье вашего ребенка, лучше скинуться на ремонт туалетов и класса, а то, мол, в туалетах младших классов антисанитария, а в учебном помещении грибок. Конечно, мы хотим, чтобы помещения, где наша дочь будет находиться по многу часов, были безопасными для ее здоровья, тем более она аллергик. Сама школа хорошая, близко к дому. Но если каждый год ее будут за наш счет ремонтировать, мы вылетим в трубу!
— Мы ни копейки этим летом не дали ни на замену унитазов, ни на полы в коридорах! — гордо заявляют родители третьеклассника. — Мы за предыдущие два года чего только не отремонтировали — учительскую, гардероб, спортзал… А теперь пусть новобранцы свою лепту вносят!
Заслуженный юрист России, доктор юридических наук Иван Соловьев призывает родителей не подавать школам на жизнь, ведь они далеко не нищие.
— Время 90-х, когда школы финансировались по остаточному принципу или вовсе не финансировались, прошло. Сегодня школы у нас на 99% финансируются из региональных бюджетов и на 1% из федерального. И расходы на капитальный или текущий ремонт школьных зданий региональному бюджету выделить несложно, благо эти статьи расходов из второстепенных перешли в приоритетные. И если администрация жалуется на облупившиеся стены классов, то это простое нежелание или неумение довести свои потребности до руководства региона. Решать эти вопросы за счет родителей учеников сегодня не просто недостойно, но и может повлечь за собой дисциплинарную и даже уголовную ответственность. Конечно, здесь есть проблемы в виде непрозрачной системы финансирования, ее неравномерности, боязни администраций эффективно использовать выделяемые средства. Но все они решаемы, и у хорошего директора школьное здание всегда будет в порядке. Чистые туалеты — совершенно точно забота школьной администрации, на это у них есть деньги, а если они скидывают этот вопрос на родителей, значит, тратят выделенные средства на другие нужды.
— Сын еще не пошел в первый класс, а я уже ненавижу родительский чат! — негодует папа будущего первоклассника из Новой Москвы. — Еще в начале августа сдали деньги на кулеры в класс, чтобы дети пили хорошую воду. Так две мамаши-активистки подняли такой гвалт, что в кулерах какие-то бактерии скапливаются, вынесли всем мозг и в итоге собрали еще и на серебряные фильтры, и на монтаж их в краны. Сначала в буфете, потом в туалете — бесконечная история!
— С формулировкой «на нужды класса» собирают на всё — от корма для попугая, мыла, бумажных полотенец и туалетной бумаги до кулеров и плазменных телевизоров, — подтверждает Иван Соловьев. — А доносить свои «хотелки» учителям проще через 2–3 активистов из родительского комитета, статус которого, кстати, в законодательстве впрямую не прописан. И всегда есть те, кому не по карману скидываться. Отсюда перепалки в родительских чатах, дискриминация детей и конфликты, доходящие до драк и несчастных случаев. Конечно, трудно осудить или помешать родителям, которые хотят создать определенный комфорт для своих детей во время учебы. Но не стоит забывать, что государственное финансирование школ осуществляется исходя из подушевых нормативов и индексируется практически каждый год. Например, в Москве это 135 тыс. рублей в год на ученика 1–4-х классов, 155 тыс. рублей на ученика 5–9-х классов и 175 тыс. рублей на ученика выпускных классов. Это немалые средства.
— Наш родительский комитет собирает взносы на кондиционер в подарок классной руководительнице, которая жалуется, что у нее дома жарко, и на микроволновку в класс, чтобы дети могли разогревать в ней принесенную с собой еду, — делятся родители близнецов-пятиклассников из Подмосковья. — Причем мамы-активистки выбрали самые дорогие модели! Нам сейчас эти траты не по карману. Но одноклассники уже успели заявить нашим детям, что тех, кто не сдал деньги, к микроволновке не подпустят.
— В популярном виде сборов «на подарки учителям» размер взноса и полет фантазии учителей и родительских активистов подчас превосходят все разумные пределы, — отмечает Иван Соловьев. — Я беседовал со многими учителями, и некоторые подчеркивают, что не ждут от класса подарков на все государственные и религиозные праздники! А хотят они простого уважительного отношения и не быть обязанными за очередную вазу или набор конфет. Но что бы ни говорили учителя и родители, почти всегда получается, что сбор средств на те или иные школьные нужды порождает недовольство и конфликты. Кроме того, при формировании некого бюджета класса, неизбежно возникают и вопросы социального неравенства. В то время как обучение детей в школе не должно служить лишним напоминанием семьям с низкими доходами об их уязвимом социальном положении. Коллективное приобретение какого-либо оборудования в класс не должно приводить к дискриминации, когда дети, родители которых сбрасывались, к примеру, на кулер, могут пить воду, а детки, у чьих родителей не нашлось свободных денег, должны на это смотреть.
Чтобы выбраться из долговой ямы школьных поборов, родителям каждого класса имеет смысл выработать и подписать нечто вроде коллективного договора с указанием, на что родительский комитет может собирать средства, а на что нет. Для убедительности проведите простой подсчет: на сегодня в РФ около 41 тыс. школ, в них учится более 16 млн учеников и работает около 2 млн учителей. Если с каждого родителя собрать по 200 руб., получится более 3,2 млрд рублей. А если каждый месяц собирать?