Сейчас автор программы «Человек и закон» работает над проектом «Власик. Тень одиночества» о начальнике охраны Сталина
Миллионы телезрителей знают Алексея Пиманова как автора и ведущего известной телепередачи «Человек и закон» на Первом канале. И в мире кино он человек не чужой. Только что в прокат вышла его комедия «Овечка Долли была злая и рано умерла». Это третий полнометражный фильм Пиманова-режиссера — до того были «Три дня в Одессе», «Мужчина в моей голове». А еще сериалы «Жуков», «Отражение», «Галина» и многие другие. С «Овечки Долли» и начался наш разговор.
— Я давно хотел снять легкую, смешную и трогательную историю о том, как каждые 25 лет все в жизни повторяется. И потому нет смысла противопоставлять времена, ностальгируя по тому, что когда-то трава была зеленее, футбол и хоккей лучше и т. п. Ерунда все это!
— Тем не менее именно ностальгия во многом является движущей силой нашего кино, особенно телесериалов на историческую тему. Назову хотя бы «Ликвидацию», сериал о Василии Сталине, вашего «Жукова»...
— «Ностальгия» тут неточное слово, скорее — желание извлечь уроки из прошлого, восстановить историческую справедливость. Возьмем того же «Жукова». Фильм дался нам очень непросто, ведь мы пошли против двух тенденций. Первая: вот поставили памятник у стен Кремля — и больше героя не трогайте. Вторая, прямо противоположная: 80% публикаций про Жукова за последние 20 лет (а мы их внимательно проанализировали) резко бранные. Мясник, своих расстреливал перед строем, солдат не жалел — «бабы еще нарожают»... Удивительным образом эти крайности, странно дополняя друг друга, убивали подлинный образ Жукова. Кстати, Саша Балуев долго не соглашался на эту роль. Решающим аргументом стало именно наше стремление по-честному рассказать историю Жукова с 1945-го по 1974-й. Характерный момент: после выхода кино в книжных магазинах смели все книги самого Жукова и о нем. Так что в какой-то степени мы вернули Жукова стране — русского мужика, который умел побеждать, страдать, любить. Из работ коллег в свое время мне понравилась «Империя под ударом» — очень сильный сериал про Первую мировую. Фильм о Василии Сталине комментировать не стану — насколько я знаю эту тему, другая должна быть энергетика у такого кино. Дальше пытаюсь что-то вспомнить, и не получается. Хотя ведь я на истории помешан.
— Грядет 70-летие Победы. Каких фильмов на эту тему вы ждете с особенным нетерпением?
— А они есть, эти фильмы? Мне о таковых не известно. Пусть не обижаются на меня коллеги, но я не понимаю, зачем снова снимать «А зори здесь тихие...». Вообще эта манера не создавать свое, а брать чужое, великое кино и перепевать удивляет.
— А вы сами над чем сейчас работаете?
— Скоро у меня выходит огромный, очень тяжелый проект «Власик» — про начальника охраны Сталина. Вы скажете — всего лишь охранника? Но задумайтесь: какая фигура связывала все ключевые моменты сталинской эпохи? Кто каждый день, вблизи, видел, как Сталин превращался из живого человека в небожителя, стоящего надо всем и всеми? И в то же самое время — в старика, больного и страшно одинокого...
Кто переживал рядом с вождем самоубийство Надежды Аллилуевой, интриги Берии, кто воспитывал детей Сталина, кто организовывал эвакуацию Мавзолея и Парад Победы? И кого жизнь жестоко наказала после смерти Сталина? Власик был гением охраны, он почти 20 лет надежно прикрывал спину вождя. А когда в декабре 52-го его арестовали, Власик произнес провидческое: «Не будет меня — не будет Сталина». По указанию Берии Власика дважды выводили к стенке, инсценируя расстрел. При аресте он был моложавым 54-летним генералом, а вышел из заключения глубоким стариком. В фильме «Власик. Тень одиночества» отражена целая эпоха — с 1929-го по 1961-й. Пожалуй, этим фильмом я хотел бы расстаться со сталинской эпохой: думаю, больше на эту тему снимать не буду.
— Что ж, перейдем от истории к сегодняшнему дню. И, в частности, еще к одной сфере вашей деятельности — к телеменеджменту. Год назад вы возглавили медиахолдинг Министерства обороны, в который входит и телеканал «Звезда», заявив, что его необходимо реформировать и сделать более привлекательным для молодой аудитории.
— Да, мы провозгласили такой курс: делаем канал о сильных мужчинах, принимающих решения. Причем эти мужчины могут работать в разных областях. На мой взгляд, многие наши проблемы проистекают как раз из-за нехватки решительных и ответственных людей. За год «Звезда» серьезно изменилась, и, смею надеяться, в правильную сторону. Канал-то при министре Сердюкове просто убили, сдали, а его бюджетную строчку отдали «Общественному телевидению» (к которому я прекрасно отношусь, просто констатирую факт).
Дальше мы с Сергеем Кужугетовичем Шойгу наметили жесткий план действий. Удалось выстроить структуру всего холдинга (там же у нас еще и радио, газеты, и много чего еще). Я 20 лет управляю разными компаниями. Здесь все было устроено очень неэффективно. Мы посчитали, что называется, каждую копейку. И потом начали кардинально менять канал. Первым делом запустили новости каждый час, которые «потащили» за собой все остальное.
— Изменилась аудитория телеканала за это время?
— За полгода она помолодела почти на 15 лет. Сейчас мы измеряем ее на уровне 18+, а раньше было 29+. Сделали большую ставку на интернет — и получили еще одно, очень мощное СМИ. Мы вообще не разделяем сейчас телевидение, интернет, газеты — для нас это части единой выстраиваемой системы. Стараемся привлечь молодую семейную публику, потому как будущие защитники Отечества воспитываются в семье. Для этого запустили в субботу утром несколько программ, среди них и забавную «Папа сможет?», где отправляем уставшую маму на недельный отдых, а детьми все это время занимается отец. В стране же многие мужики вообще не занимаются воспитанием детей — пусть они поймут, насколько это важно. Только что у нас стартовал музыкальный конкурс «Новая звезда», все 85 претендентов — из регионов. Среди них как минимум 10 звезд просто мирового уровня, так что даже наше жюри, где Максим Дунаевский, Зара, Игорь Бутман и другие уважаемые профессионалы, изумилось. И, конечно же, тема армии, воинского долга — это несущая конструкция, она присутствует в новостях, в документальных и художественных фильмах...
— Вы пытаетесь показывать наши Вооруженные силы не только с парадной стороны?
— За столько лет, что веду программу «Человек и закон», я отвык рисовать парадную сторону. Сам я служил на Байконуре. Было интересно: космические войска, запуски ракет... Но была и тяжелая школа жизни, особенно первый год, когда пришлось столкнуться с дедовщиной... Что же касается сегодняшнего дня, то тут происходят колоссальные сдвиги. Так, большая часть военнослужащих сейчас на контракте. А среди призывников былого разделения на дедов и салаг нет, так как служат всего год. Конечно, разборки в мужском коллективе случаются, но та система, когда первый год давят тебя, а второй давишь ты, канула в Лету.
Соцопросы показывают, что за два последних года доверие к Вооруженным силам стало даже выше, чем в советское время. Во многом это связано и с армейским бытом. Служба стала иной. Скажем, везде установили душевые кабины: солдат может помыться, не дожидаясь дня, когда его поведут строем в баню. У солдат шведский стол, выходные, мобильная связь. Они с утра до вечера на учениях, им некогда заниматься глупостями. Запущен фантастический по своим возможностям Национальный центр управления обороной на Фрунзенской набережной, где, к примеру, онлайн можно увидеть любую войсковую часть и чем в ней занимаются. Аналога нет нигде в мире.
— А тем временем в воздухе пахнет грозой...
— И здесь тоже есть смысл обращаться к истории. Помню, как в 2004 году я сказал знакомым на Украине, когда начался первый Майдан: «Запомните, если вы сейчас на улице перевернете власть, то лет на 25 вы получите бесконечную смену власти...» И смотрите, все пошло по накатанной. Смотрю на наших «болотных», на тех прекраснодушных, что выходят на митинги... Говорю им: «Ребята, сколько можно наступать на эти грабли? В 1917-м снесли власть на улице — и получили гражданскую войну, Сталина, 37-й год, миллионы погибших. В 1991-м снесли власть — получили 1993-й, национальные конфликты, Чечню... Вы хотя бы изучите историю! Путь один — на выборы. Делайте прозрачные урны, вешайте веб-камеры, но не вздумайте выходить на улицы и пытаться ставить палатки. Украинский кошмар — предупреждение серьезнее некуда.
Штрихи к портрету
Про овечку Долли
Об умении перевоплощаться певицы Юлии САВИЧЕВОЙ страна узнала благодаря шоу Первого канала «Один в один», где Юля блестяще сыграла Фредди Меркьюри и даже Стаса Михайлова. Теперь она появилась и на киноэкране, сыграв в фильме Алексея Пиманова «Овечка Долли была злая и рано умерла» студентку Машу...
— Я счастлива, что меня заметил Алексей Пиманов. Он очень искренний, добрый, творческий. И помог мне справиться с непростой задачей, ведь на этот раз я сыграла абсолютно не творческого человека. Моя героиня живет в мире физики и математики — наук, которые и в школе-то для меня были непостижимы. К тому же на экране 1980-е, о которых я знаю только понаслышке. Судя по всему, тогда люди были более наивными и открытыми, чем сейчас. Они чаще встречались. Сегодня же молодежь боится живого общения, многие просто живут в интернете...
А если говорить о нашем фильме в целом, то мне он очень понравился. Редко такие картины выпускают — добрые и со смыслом. Да и сами съемки для меня были поучительные. Меня потрясало, как Алексей мог предложить новое решение для, казалось бы, уже утвержденной сцены. Скажем, эпизод мы должны были снимать в ясную погоду, а тут пошел затяжной дождь. Но в итоге мы снимали сцену у костра под дождем, в машине около реки, и все получилось гораздо лучше, чем это было по сценарию... Оборачивать сложности в плюсы — даже ради такого урока стоит сниматься в кино!