Чемпион по бодибилдингу и всемирно известный киноактер, режиссер и продюсер, бизнесмен и филантроп, популярный политик и общественный деятель поделился своими принципами достижения успеха.
Если у вас нет цели, если вы не видите себя в будущем, то жизнь может стать бессмысленной. Если у вас есть цель, вы сможете тяжело работать, потому что каждая новая сложная битва станет еще одним шагом на пути к вашей цели, к вашей победе.
Я помню, как раньше люди говорили мне: «Арнольд, ты так много времени проводишь в спортзале и постоянно улыбаешься?». А я отвечал: «Я улыбаюсь, потому что это шаги на пути к моей цели». Когда я тренируюсь, то не просто поднимаю вес, а в своей голове будто бы завоевываю титул чемпиона мира и поднимаю трофей, я представляю, как люди вокруг меня кричат: «Арнольд, Арнольд!».
Я делал то же самое и в бизнесе, и когда хотел стать губернатором – я стремился к цели. Я был очень увлечен, потому что точно понимал, куда я двигаюсь. И я помню, как снимался в одной из сцен фильма, лазил по горам и должен был ползти на локтях и коленях. Режиссер подошел ко мне после 10 дублей, увидел, что у меня кровь течет по коленям и рукам, и сказал: «Извини, ты не мог бы еще один дубль сделать?». Я ответил: «Конечно, нет проблем, я могу сделать столько дублей, сколько вы скажете!». Потому что в тот момент я не чувствую, что у меня кровоточат локти и колени, а представляю себе, как красиво эта сцена будет выглядеть в фильме. Боль временна, а фильм останется на века. И я готов был сделать все, что угодно, чтобы достичь этой цели.
Правило второе: Мыслите масштабно
Никогда не мыслите мелко. Стреляйте к звездам, идите к звездам. Люди встречаются с трудностями из-за того, что они думают о слишком мелких вещах.
Я заработал свой первый миллион долларов еще до начала съемок в Голливуде. И хотел сниматься в кино не потому, что мне нужно было заработать деньги, я хотел сниматься в кино, потому что хотел играть главные роли. Я хотел, чтобы мое имя было написано на афишах: «Шварценеггер – Терминатор», а не «Терминатор – Шварценеггер». Сначала – Шварценеггер.
Если бы я слушал всех этих скептиков, то жил бы сейчас в деревне в Альпах. И вот вы тоже должны делать то же самое: не слушать никого, кто говорит «нет»
Арнольд Алоис Шварценеггер родился 30 июля 1947 года в Австрии. В 1968 году эмигрировал в США, где начал активно пропагандировать культуризм и сниматься в кино. Успешно окончил Висконсинский университет по направлению «Бизнес и экономика». Свой первый миллион Арнольд заработал к 30 годам, и вовсе не в кинематографе и не в спорте, а вложив деньги в период строительного бума в кирпичный завод, а затем и в недвижимость. Позже была сеть ресторанов «Планета Голливуд». О своих учителях он вспоминает так: «Я научился бизнесу благодаря целому параду учителей, которые направляли меня… от Милтона Фридмана до Дональда Трампа… и сейчас Леса Векснера и Уоренна Баффета. Я научился одной вещи благодаря “Планете Голливуд” – тому, когда нужно уйти! И я ушел!».
В политике я не просто хотел работать в управлении города, а хотел быть губернатором, и не просто губернатором какого-либо штата типа Айова, который никто и на карте не найдет, я хотел стать губернатором Калифорнии, а это лучший штат, восьмая экономика мира. Я бы, конечно же, стал выдвигаться и в президенты, но конституция США не позволяет мне этого делать, нужно родиться в США, и поэтому я решил стать губернатором.
Правило третье: Не верь тем, кто говорит: «Не получится»
Когда у вас большие цели, великие мечты, люди будут говорить вам: ой, нет, это невозможно. Не обращайте на них внимания. Когда я слышал в своей карьере, что что-то невозможно, я говорил: возможно. Когда мне говорили нельзя, я отвечал: можно. Когда кто-то говорил «нет», я кричал «да».
Забудьте эти слова: «нет», «невозможно», «не могу». Ваши мечты слишком глобальны, чтобы потерпеть крах. Нельсон Мандела говорил: «Люди говорят “невозможно”, пока кто-то это не сделал».
Подумайте о том, сколько раз моя карьера могла бы закончиться, если бы я прислушивался к тем, кто говорил, что это невозможно. Мне говорили: «В Австрии можно быть чемпионом по лыжам, но не по бодибилдингу, потому что это американский вид спорта». Я говорил: нет, я сделаю это, это моя мечта. И когда я пошел в шоу-бизнес, продюсеры смеялись мне в лицо: «Да ты такой накачанный, а фильмы про Геракла уже сняли 20 лет назад. Сейчас нужны новые типажи, новые лица. Аль Пачино, Вуди Аллен – вот новые секс-символы. Так что даже не пытайся. Еще и твой акцент. Никто в Америке с акцентом никогда не становился великим человеком. И фамилия твоя – Шварц… шницель?». И они мне говорили: «Арнольд, ты хороший парень, но оставь свои мечты. Открой тренажерный зал, сеть спортивных клубов, какую-нибудь спортивную пищу рекламируй. Или хочешь сняться борцом? У меня есть друг, который снимает телевизионное шоу, ему нужен актер для исполнения роли нациста, вот ты подойдешь хорошо».
Тем не менее, я продолжал работать. Я занимался английским, работал над голосом, интонацией, брал уроки актерского мастерства. Мне было очень трудно избавиться от австрийского акцента, но я занимался вновь и вновь, опять и опять. В итоге мои мускулы, которые всегда считали моей проблемой, стали моим главным достоинством. В «Терминаторе» Джеймс Кэмерон сказал, что реплика «I’ll be back» стала самой известной, потому что я говорю, как машина, как киборг. Не думаю, что мой голос какой-то металлический, но если бы не мой акцент, то я бы не выглядел так колоритно.
Политика интересовала Шварценеггера с первых дней его пребывания в Америке. Он дважды избирался на пост губернатора штата Калифорния. Его первым решением на посту губернатора Калифорнии был отказ от получения зарплаты в 175 000 долларов в год – он жертвовал ее на благотворительные цели. «Когда я стал губернатором, у меня было две цели: рост экономики и защита окружающей среды, – вспоминал Шварценеггер. – Некоторым людям трудно было понять, как сочетать эти две цели. Но теперь Калифорния в Америке – лидер в области защиты окружающей среды, и мы собираемся стать мировыми лидерами, чтобы быть источником вдохновения для всех».
Правило четвертое: Много работай
Никто не достигает успеха случайно, ну, может быть, за исключением каких-то везунчиков. Все достигают успеха только благодаря своей работе. Я делал все, что только было возможно. Кровью и потом. Человек может проиграть, потому что он недостаточно усердно работает. Мохаммеда Али в 1970-е годы спросили: сколько приседаний вы делаете? Он ответил: «Я начинаю считать, только когда чувствую боль». Так становятся чемпионами.
Все в жизни достигается через боль. И я просто выхожу из себя, когда люди говорят: ой, у меня нет времени заниматься в тренажерном зале. На спорт всегда можно найти время. Вы же не можете сказать: у меня нет времени на то, чтобы стать умнее. Или: у меня нет времени, чтобы свой бизнес развивать. В сутках 24 часа. Мы 6 часов спим, еще 18 часов у нас остается. Можно за это время сделать все. Некоторые из вас скажут: мне на сон надо больше 6 часов. Тогда спите быстрее!
Я никогда не мог себе позволить потерять ни одного часа, ни одной минуты. Я знал, что это окупится, что это воздастся сторицей. Помните: вы не можете взобраться на гору, если будете держать руки в карманах. Так что нужно оторвать зад от дивана и начать работать.
Правило пятое: Не только бери, но и отдавай
Последнее правило, самое важное: нужно не только брать, нужно что-то и отдавать взамен. Я думаю, что у всех у нас есть обязательство сделать что-то для нашего общества, города, страны. Мы должны делать что-то не только для себя. Потому что нас будут судить не по тому, что мы сделали, а по тому, сколько мы отдали. И я чувствую огромную ответственность, я считаю, что должен отдать так много, как могу.
У всех у нас есть обязательство сделать что-то для нашего общества, города, страны
Когда Шварценеггер стал губернатором, он имел четкую цель – хотел создать новую инфраструктуру в Калифорнии (штат на 8 месте в мире по доле ВВП на душу населения). На его предложение заняться новым масштабным строительством, ему говорили: «Нам на это надо 5 миллиардов». «Какие 5 миллиардов? Нам нужны 500 миллиардов!» – отвечал Шварценеггер. Все смотрели на него как на сумасшедшего. В итоге Арнольд добились 60-миллиардных инвестиций в новую инфраструктуру Калифорнии – в построение новых домов, школ, дорог, и туннелей.
Мне нравится одно выражение, которое я как-то услышал. Суть в том, что не надо смотреть на себя в зеркало, а надо разбить это зеркало, и тогда вы увидите за ним миллионы людей – это люди, которым нужна помощь.
Не старайтесь подстроить мир под ваши представления. Смотрите на мир открытыми, реальными глазами. И я счастлив помогать людям, я чувствовал себя даже более счастливым, чем на премьере фильма. Я продолжил продвигать спорт и идеи здорового образа жизни в Америке, я занимаюсь продвижением Специальной Олимпиады (
для лиц с отклонениями в умственном развитии – Ред.), продолжил создавать лучшее будущее для наших детей. И именно поэтому я открыл институт Шварценеггера в Южной Калифорнии, в котором студенты могут найти ответы на самые сложные вопросы. Таким образом, я отдаю миру, а студенты, которые учатся в этом институте, будут потом отдавать свои знания другим.
Помните о слове «мы». Для того чтобы жить полной жизнью, вы должны отдавать, чтобы после вас мир стал лучше, чем когда вы в него пришли. Если вы последуете этим правилам, то не только оставите след в истории, вы оставите наследие, которым будете гордиться.
Помните о цели, мыслите глобально, не обращайте внимания на то, что говорят другие, оторвите задницу от дивана и работайте на всю катушку, изменяйте мир, делайте его лучше. Если не мы – то кто? Если не сейчас – то когда?