Комфорт и уют – первые ассоциации, которые возникают во время разговоров об «умном доме». Он понимает с полуслова, он словно продолжение тебя: разбудит на работу, сварит кофе и напомнит о важных делах. Он позаботится о продуктах, которые закончились в холодильнике, польет газон, защитит от всех нештатных ситуаций, пока тебя нет. А к вечеру обеспечит теплую атмосферу и просмотр любимого кино. Это идеальный дом. Дом, который думает за тебя.
Бытовые вопросы – те, которые рано или поздно приходится решать всем, независимо от профессии и социального положения. Всю свою историю человечество работало над облегчением быта. Эта работа привела к возникновению новой концепции под условным названием «умный дом».
Для многих такие дома все еще кажутся фантастикой. Но то, что они пока не стали массовым явлением, – лишь вопрос времени и развития технологий. Глобально рынок умных домов, по данным компании Strategy Analytics, к концу 2018 года достигнет $93 млрд, тогда как в 2017 году насчитывал $84 млрд. К началу 2023 года его объемы прогнозируются на уровне $143 млрд. К этому времени около 14% всех домохозяйств станут обладателями хотя бы одной «умной системы», которая входит в понятие «интеллектуальный» дом.
Российских домохозяйств в этой статистике, разумеется, немного. Главным образом речь идет о технологически развитых странах. Хотя и у нас этот рынок не стоит на месте. По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, в 2016 году его объемы составили 11,2 млрд рублей, что на 21,7% больше показателей 2015 года. Аналогичные темпы прироста, по прогнозу аналитиков, сохранятся до 2020 года, но «умные дома» не смогут стать «массовым продуктом». Причины – в консервативности соотечественников и их низкой покупательной способности.
Впрочем, это понятие часто относят не только к жилым домам, но и к промышленным помещениям. По словам руководителя комитета по строительству московского отделения «Опоры России» Олега Филиппова, в России около 2–3% жилых домов можно назвать «умными». «Чем технологичнее субъект Федерации, тем больше предпосылок для внедрения систем «умный дом» как в жилой, так и в промышленный сектор, потому что для системы безразлично, каким по функционалу имуществом управлять», – заметил он.
Не всем по карману
Стоимость «умного дома» в России сегодня очень сильно варьируется, объясняют эксперты. «Нужно понимать, что система имеет порядка 15–20 подсистем, – объясняет Филиппов. – Приобретатель может выбрать из них то, что ему нужно. Можно установить только управление светом или теплом или добавить вентиляцию, кондиционирование, подключить «умный» холодильник. В зависимости от набора функций, от способа управления системами, от срока ее службы стоимость может существенно колебаться. Например, систему управления светом можно купить за $50. Если устанавливать ее с расчетом на более долгие перспективы, то от $150. И так по каждой отдельно взятой подсистеме и в комплексе. Предел стоимости ограничен только потребностями клиента и функционалом системы».
«Вы можете поставить управление освещением за 150–200 тысяч рублей, – согласен основатель и владелец компании Factorial group Андрей Шутов. – Но если мы говорим о сочетании разных уровней управления и освещением, и климат-контролем, и системой мультимедиа, и системой безопасности, то стоимость может достигать приличных сумм».
Однако профессионалы условную 100‑метровую квартиру, где установлены отдельные элементы за 150–200 тысяч, не назовут «умным домом». Базовые бюджетные решения обойдутся такой квартире в 600–700 тысяч рублей. Дорогой вариант – около 4 млн рублей. И тут уже роль играет стоимость самой квартиры. Если она находится в центре Москвы и стоимость ее квадратного метра достигает 250–300 тысяч рублей, то бюджетный вариант «умного дома» обойдется хозяину всего в 5% от стоимости квартиры. Если же речь идет о квартире в Подмосковье примерно по 100 тысяч рублей за квадратный метр, то тот же вариант будет стоить уже 10% от стоимости жилья. «Хорошее технологическое решение может достигать 30–40% от стоимости квартиры, – отметил Шутов. – Человеку в таком ценовом сегменте покупки жилья нет смысла ставить «умный дом», только если ему очень уж нравится этот район».
Тем не менее Олег Филиппов убежден, что если пять–семь лет назад «умный дом» могли себе позволить только богатые люди, то теперь он доступен и среднему классу. Однако не все с ним согласны. «Я бы сказал, что «умными домами» чаще владеют мужчины в возрасте до 40–50 лет, – сказал директор по продажам RDI Валерий Кузнецов. – Нередко у них высшее техническое образование или любовь к технике и новейшим гаджетам. При этом уровень их дохода позволяет делать такие затраты, а значит, это скорее владельцы бизнеса или топ-менеджеры, но никак не рядовые работники даже с очень высокими зарплатами».
Одни затраты
Помимо обеспечения комфорта и безопасности «умные дома» призваны экономить затрачиваемые ресурсы. Технологии способны собирать информацию, в какое время и какой прибор расходует больше энергии, чем должен, выявлять таким образом неисправности, предупреждать аварии. Более того, система может самостоятельно выключать свет, обнаружив отсутствие движений, отключать отопление и кондиционирование, когда хозяина нет дома, вернув необходимую температуру к его возвращению.
Все это, безусловно, экономит ресурсы, но экономит ли бюджет? «По имеющимся данным в нашем комитете, в среднем экономический эффект достигает от 5 до 10% в год», – говорит Филиппов. Однако гарантия на систему, по словам Шутова, обычно составляет 2–4 года. Получается, что, даже не достигнув окупаемости на коммунальных платежах, система начнет ломаться и требовать ремонта.
«В средней комплектации система может обойтись в сумму от $5–15 тысяч, и это не премиум-комплектация, – согласен Кузнецов. – По оценкам продавцов, экономия составляет до 30% всех затрат на коммунальные услуги. На сегодняшний день затраты значительно превышают экономию, если не учитывать форс-мажорные обстоятельства. Если, например, «умный дом» перекрыл воду и защитил вас от залива соседей снизу, то один этот факт может покрыть все затраты на установку системы».
Однако экономический эффект можно получить и без умной системы. «Входят ли в стоимость «умного дома» энергосберегающие лампочки? – задается вопросом Шутов. – Я, например, не поставлю систему «умного дома», а лампочки все равно поставлю – и в том, и в другом случае получу экономию».
Дороговизна – основной фактор, почему «умный дом» пока не столь популярен в России. Плюс сложность монтажа. «Ирония в том, что система целиком мало кому по карману, а установка ее отдельных частей обходится дороже, чем использование альтернативных способов, – отметил Кузнецов. – Например, установить отдельную систему автоматического полива дешевле, чем смонтировать ее в составе «умного дома».
Вице-президент, директор департамента по эффективности «Лидер Инвест» Павел Матвеенко считает, что проблема – в отсутствии комплексных решений. «На каждую систему устанавливается отдельное реле, каждое из которых стоит по 5–6 тысяч рублей, делается отдельная проводка, – рассказал он. – Мало того, что человек должен сначала найти и купить все необходимое оборудование, потом ему нужно еще заплатить за проект, за монтаж, который часто сопряжен с ремонтом. Также необходимо разработать уникальное программное обеспечение, которое объединит всю эту систему в одно целое».
В результате набегает приличная сумма, и это отталкивает потенциальных покупателей. Стоимость системы «умный дом» для целого жилого комплекса экспертами оценивается в сотни миллионов рублей. «Но если закладывать все это на этапе проектирования в расчете на многоквартирный дом, стоимость снизится многократно», – полагает Матвеенко.
С другой стороны, рынок зависит от спроса. И если он развивается, значит, спрос есть. «Один человек скажет, что ему сейчас нецелесообразно тратить большую сумму, он поставит энергоэффективные лампочки и будет самостоятельно включать и выключать свет, – рассуждает Андрей Шутов. – А другой человек ответит, что у него дом в 500 кв. метров и он не набегается их выключать, поэтому хочет на планшете видеть, что в винном погребе горит свет».
За городом нужнее
Зачастую люди вкладывают разное значение в понятие «умный дом». Все эксперты подтвердили, что для такого дома недостаточно иметь только одну из подсистем. Все-таки это некий набор функций. Отдельные же элементы «умного дома» россияне используют активно. Так, например, случилось с датчиками антизатопления. Сегодня многие владельцы квартир стремятся их установить.
«Потому что они стали доступны на рынке, – отметил Андрей Шутов. – Научились их делать, это достаточно простая технология. Другое дело, что управлять этим процессом не обязательно. Есть упрощенная схема: датчик издает звуковой сигнал, и человек понимает, что у него случилась протечка. Он либо решает проблему, либо выключает сигнал, если он сработал во время, допустим, мытья полов».
«Мы проводили собственное исследование среди сотрудников и клиентов и выявили стандартный набор ожиданий от системы «умный дом»: управление освещением и теплым полом, сигнализация и система видеонаблюдения, умные счетчики, – рассказал Матвеенко. – Все, что сверх этого, практически не востребовано». По его мнению, причина в отсутствии информации о возможностях и преимуществах таких систем.
При этом чаще «умные дома» характерны для загородных строений, чем для квартир. «В частном доме, как правило, не нужна никакая диспетчеризация, – пояснил собеседник. – Частный дом – это зона ответственности его собственника». Оборудование же принципиально не отличается.
Как заметил Валерий Кузнецов, некоторые функции «умного дома» неприменимы и бесполезны в городской квартире. К примеру, управление подогревом горячей воды. «В своем коттедже компьютерное управление может экономить от 10% до 30% затрат на тепло. А в городской квартире с централизованными услугами эти функции не востребованы», – сказал он.
Загородный дом в принципе может иметь более широкие функции. Там «умные дома» на сегодняшний день нужнее. Например, такие опции, как поливка газона, видеонаблюдение за периметром, открытие ворот, наружное и декоративное освещение, система стаивания снега с крыши, контроль температуры воды в бассейне, закрытие мансардных окон во время дождя.
«В многоквартирном доме функционал будет более базовым, это будет более массовый продукт, – уверен Шутов. – Можно будет считать стоимость вплоть до того, что человек называет серию дома, количество комнат и площадь квартиры, а поставщик услуг тут же озвучивает, какие есть варианты».
Восстание машин
Любая техника может давать сбои и ломаться. И «умный дом» здесь не исключение из правил. «Механические части больше склонны к поломкам в силу изнашивания, но бывают проблемы и с электроникой, – признал Валерий Кузнецов. – Продавцы таких систем говорят, что при использовании оригинальных деталей «умный дом» прослужит долго. Однако опыт их использования еще не так велик, чтобы можно было вести какую-то статистику».
Человеку «умный дом», по его словам, угрожает разве что коротким замыканием при попытке просверлить стену в том месте, где проложен кабель. К досадным недоразумениям чаще приводят нестабильная работа электросети, временное отсутствие интернета и пресловутый человеческий фактор. В результате отопление по команде не включается и вы приезжаете в холодный дом. Или же, наоборот, включается пустой тостер, так как даже «умный дом» хлеб в него не положит.
Но существует также киберугроза, и дом, напичканный камерами ради безопасности, может превратиться из союзника во врага. Продавцы «умных» систем это прекрасно понимают. «Чем больше и сложнее ваша система, передающая данные по беспроводным каналам, тем больше вероятность риска проникновения, получения информации, управления вашими приборами», – отметил Андрей Шутов.
Руководитель группы исследования уязвимостей систем промышленной автоматизации и интернета вещей Kaspersky Lab ICS CERT Владимир Дащенко рассказал, что «умные дома» далеки от безопасности, как показало их исследование. «Множество решений имеют уязвимости, которые лежат «на поверхности» – их достаточно просто найти. Такими уязвимостями часто пользуются кибернегодяи для своих противоправных действий», – сказал он.
Получается, фактически любой хакер способен провернуть сценарии голливудских ужастиков, когда «умный дом» помогает в убийстве хозяина или собирает на него компромат. В Kaspersky Lab ICS CERT не так давно обнаружили брешь, которая позволяла «клонировать» камеру через архитектурные уязвимости облачного управления и послать «жертве» измененный видеопоток. «На основании других исследований мы выяснили, что потенциально злоумышленники могут делать все что угодно с элементами «умного дома» за счет уязвимостей в контроллере: например, отключить отопление, выключить свет, включить/выключить сигнализацию и т. д.», – отметил Дащенко.
Впрочем, для большинства зло-умышленников «умные» устройства представляют интерес в виде вычислительных мощностей для добычи криптовалюты, боевых единиц для DDoS-атак, перевалочных пунктов для использования в качестве опорных точек для развития других атак. «Однако не стоит исключать сценарий, когда злоумышленники будут искать и другую выгоду получения несанкционированного доступа к «умным домам», – предупредил эксперт. – Например, отключение охранной сигнализации для совершения ограбления или же слежка за обитателями дома».
Полностью исключить вариант удаленного взлома невозможно. Но регулярное обновление прошивок и программ элементов дома, использование сложных и разных паролей помогут повысить его защищенность.
Все умнее и умнее
Так как технологии становятся дешевле, они непременно будут доступнее для массового потребителя, уверены эксперты. «Сегодняшний смартфон мощнее, чем компьютеры, которые запускали первые космические корабли на орбиту, – заметил Валерий Кузнецов. – А еще десяток лет назад мобильный телефон сам по себе не был сильно распространенным явлением. Поэтому система «умный дом» тоже будет модернизироваться и станет доступна по более демократичной цене. Уже сегодня некоторые части этой системы используются достаточно активно. Яркий пример – система контроля за электричеством в отелях и дачных коттеджах, когда все обесточивается на время отсутствия человека. Современные отопительные котлы многие производители оснащают программаторами, которые следят за температурой в помещении и сами включают и отключают подогрев. Они же контролируют давление в отопительной системе и в случае необходимости принимают соответствующие меры».
С другой стороны, к этому будет вести и удорожание стоимости владения жилыми домами и их эксплуатации. «В довольно близкой перспективе мы будем указывать в цене квартиры две стоимости – цена объекта недвижимости и стоимость его эксплуатации, как это сейчас делают в европейских городах, – уверен Павел Матвеенко. – И мы ожидаем, что спрос на «умные» здания, которые позволяют оптимизировать расходы собственников, существенно вырастет. Мы настолько в этом уверены, что уже сегодня строим наши жилые комплексы по стандартам энергоэффективности А и А+ и выступили с законодательной инициативой – распространить налоговые льготы на владение объектами недвижимости до конечных покупателей».
Потребителей будет подстегивать не только экономическая выгода и комфорт, но и развитие так называемых «умных городов». «Контролирующим органам гораздо проще будет учитывать, сколько отпущено тепла, сколько отпущено горячей и холодной воды и сколько канализационных стоков, – отметил Олег Филиппов. – Это эффективнее, нежели пользоваться трудом техников‑смотрителей».
В России есть специальная национальная программа под названием «Умный город». Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев во время форума «Открытые инновации» заявил, что на цифровизацию экономики и страны правительство планирует направить 2 трлн рублей. «Теперь нам надо построить «умный дом» в масштабах всей страны», – сказал он.
Несомненно, на уровне городов можно добиться заметного экономического эффекта. Еще пять лет назад Аналитический центр при правительстве РФ проанализировал почти 3 тысячи домов в Южном административном округе Москвы. Выяснилось, что 322 дома перепотребляют энергию и переплачивают за отопление на сумму почти 740 млн рублей в год. По площади эти дома составляли всего 4,64% от общей площади исследуемых домов, а по потреблению тепловой энергии – 22,4%.
Внедрение «умных» систем в промышленности также сыграет заметную роль. Потому что на долю потребителей жилых домов приходится около 42% тепловой энергии и только 16% электроэнергии и 25% природного газа.