Минувшие выходные стали для столицы самими снежными за последние почти 70 лет. Москва же не раз успешно справилась с последствиями обильных осадков. Дороги чистые, снег с тротуаров убран, асфальт обработан специальными противогололедными материалами. Однако есть факторы, которые доставляют горожанам серьезные неудобства. Успехи и недочеты уборки московских дорог обсудили эксперты в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы».
Обильные снегопады — далеко не самое редкое природное явление в столичных широтах. Детишкам сугробы в радость. Ребята высыпают из своих квартир во дворы лепить снеговиков и прокатиться с ветерком на горке. Пока детвора развлекается, автомобилисты борются со стихией. Первый этап — очистить своего «железного коня» от снега. А дальше — в путь, с максимальной осторожностью из-за снежной пелены и слегка скользкой трассы.
Воздушные хлопья в большом количестве стали опускаться на Москву сравнительно недавно.
Прирост снега в отдельные дни доходил до пяти сантиметров, а то и выше. Коммунальные службы незамедлительно вывели на улицы примерно семь тысяч единиц специализированной дорожно-уборочной техники. Благодаря слаженной работе специалистов уже на следующее утро не возникло даже намека на транспортный коллапс.
За содержание основных магистралей отвечает государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги». По словам заместителя руководителя ведомства Андрея Соколова, первоочередная задача специалистов — обеспечить трафик больших потоков транспорта.
— Он несказанно вырос по сравнению с тем, что было, скажем, в советские годы, — сказал он. — Когда я был маленьким, во дворе стояла одна машина, и в магазин заезжал грузовик с хлебом. Сейчас все вокруг заставлено транспортом. Из-за снега скорость снижается, причем осадки никуда сами по себе не уходят. Мы очищаем дороги до черного асфальта, иначе и быть не может. В противном случае при тех скоростях, которые сейчас разрешены на городских объектах, автомобиль может налететь на снежную «нашлепку» и попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Технологии отработаны
Одна из основных проблем зимы — реагенты. Практически каждый хотя бы однажды сокрушался из-за белого налета на ботинках, который ничем не оттирается. А автомобилистов раздражает колонна техники, разбрасывающая реагенты и перекрывающая практически все движение. У дорожников на этот счет своя правда.
— Противогололедный материал не предназначен для того, чтобы растопить весь выпавший снег, — поясняет Андрей Соколов. — Он нужен, чтобы не дать снегу прилипнуть к асфальту, тем самым предотвращая образование ледяной корки. Бывает, мы обрабатываем жидким противогололедным материалом, когда осадков в Москве нет. Дело в том, что влажность в атмосфере есть всегда, вода конденсируется на дорогах и превращается в лед. В основном это случается там, где есть инженерные сооружения, такие как мосты и эстакады.
В течение дня по Москве совершается около 16 миллионов поездок. Задача ответственных служб — обеспечить безопасность перевозок людей, заявил директор Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян.
— Конечно, трафик города 30-летней давности нельзя сравнить с сегодняшней ситуацией, — подчеркнул эксперт. — По всем показателям аварийности зимой происходит меньше дорожно-транспортных происшествий, чем летом. Этой зимой произошло 1991 ДТП, а летом — 2974. Эта победа была одержана, на мой взгляд, действительно благодаря той работе, которая делается с точки зрения обеспечения безопасности.
Специалисты заметили, что столь положительная динамика складывается в том числе благодаря общей сознательности водителей. В неблагоприятных погодных условиях автомобилисты ведут себя на трассе гораздо осторожнее. Весомый вклад дорожных служб в позитивную статистику заключается в чистых, убранных зимних проезжих частях, подчеркнул Норайр Блудян.
Раньше в обиходе горожан существовало такое понятие, как «подснежник». Так ласково называют автомобили, которыми владельцы принципиально не пользуются зимой. В современных реалиях водители пользуются личным транспортом едва ли не ежедневно. Возник вопрос: а нужно ли зимой бороться за «летний» трафик?
— Сегодня в Москве более 3,5 миллиона водителей, — заявил руководитель комитета по развитию устойчивых транспортных систем Московской торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Лобарев. — Буквально 20–30 лет назад эта цифра было на 40 процентов меньше. На уборке последствий снегопада работают 60 тысяч человек, а при необходимости можно задействовать 90 тысяч. Если раньше были стандарты уборки — 1 сантиметр за 1 день, то на сегодняшний день 10 сантиметров выпавшего снега коммунальщики должны расчистить в течение суток, а за 2–3 дня его вывести. Это сложно, ведь нужно привести в порядок 3600 километров дорог — расстояние как от Москвы до Челябинска и обратно.
Без последствий расчистка дорог, конечно, не обходится. Многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда колонна снегоуборочной техники практически полностью перекрывает все полосы для движения. Все ради того, чтобы дорожное полотно зимой счищалось едва ли не до летнего состояния. Не всем водителям такой подход по душе, сказал в ходе обсуждения председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
— Когда их чистят — это целое дело, многие автомобилисты звонят и говорят о том, что дороги чистятся, но когда это происходит, фактически создается транспортный коллапс. Но это же не зависит от тех, кто занимается уборкой, у них есть определенная задача, которую надо выполнить. Убирать город в любом случае надо. Не совсем корректно говорить, что трафик зависит от чистоты дорог. Водители сами выбирают, ехать им сегодня на автомобиле или нет. И очень здорово, когда человек, выезжая на машине, уверен в том, что город к тому моменту уберут, — сказал Валерий Солдунов.
Он добавил: уборка дорог в Москве по качеству несравнимо выше, чем в других регионах России.
Еще одна проблема зимних магистралей — колея. Ее образование на асфальте грозит серьезными последствиями для автомобилистов. Скажем, при перестроении из полосы в полосу колеса вполне может повести, а это в большинстве случаев прямой риск дорожно-транспортного происшествия. Колея, как правило, возникает в случаях, когда дорогу не счищают до асфальта, говорят эксперты.
— Это действительно серьезная проблема, — отметил Норайр Блудян. — Колея во многом зависит от интенсивности транспортных потоков. Если обратить внимание, в Москве она образуется и в летнее время на асфальте. А теперь представьте, что мы искусственно ее создадим на наших дорогах, если не станем очищать ее до черноты. Это будет катастрофа.
Технология уборки дороги предполагает расчистку снега в так называемую лотковую часть тротуара — это полтора метра вдоль бортового камня. Уже оттуда сугробы вывозятся на снегосплавные пункты. До начала нулевых дорожное полотно посыпали песко-соляной смесью. Сейчас на тротуарах и во дворах применяется противогололедный материал с мраморной крошкой, а магистрали обрабатывают твердым или жидким реагентом.
— В Москве применяются те материалы, которые в свое время прошли все соответствующие экспертизы, — подчеркнул Андрей Соколов. — Только они предназначены для закупки. Каждая партия противогололедного материала проходит экспертизу. Если там состав каких-то элементов разнится, вся партия возвращается поставщику. Экспертизу проводит независимая лаборатория.
Чужой транспорт
В городском потоке вместе с общественным транспортом и личными автомобилями находятся машины такси и каршеринга. Вопрос обслуживания этого транспорта стоит остро. Как водители такси проходят медицинское освидетельствование, исправен ли технически каршеринговый автомобиль и заменена ли у него летняя резина на зимнюю, проверить клиенту очень сложно. Однако эксперты уверяют: порядок в этой сфере в целом наведен.
— Руководители этих автопредприятий в жестком режиме контролируют выпуск и возвращение такси. К сожалению, есть водители, которые формально приписаны к таксопаркам, формально получают путевые листы, у них есть все записи и штампы о медицинской комиссии и техническом состоянии автомобиля. Эти проблемы, безусловно, существуют. В сфере каршеринга все компании выполняют те же жесткие требования смены резины.
И владельцы этих фирм — не самоубийцы, чтобы от этого отступать, — подчеркнул Норайр Блудян.
Проблемы пешеходов
Неудобства зима доставляет не только автомобилистам, но и пешеходам. Зачастую снег на тротуарах превращается в жидкую грязную массу. А это и испорченная обувь, и следы брызг на одежде. Ходить по грязевой каше москвичам удовольствия явно не доставляет. По словам Андрея Соколова, убирать тротуар должны уже не «Автомобильные дороги», а балансодержатель, то есть районная администрация. Глава муниципального округа Арбат Центрального административного округа города Москвы Евгений Бабенко прокомментировал подобную ситуацию фразой: «У семи нянек дитя без глаза». Из-за нестыковки во взаимоотношении ведомств пешеходам приходится шагать по хляби на тротуарах.
— Жалуются же в основном не автомобилисты, — подчеркнул Евгений Бабенко. — Водителю самое главное — доехать. Но он вспомнит о том, что не нужно реагентом обрабатывать дворы, когда, например, выйдет погулять с собакой, а потом не сможет ей лапы отмыть. Чистят двор, потом этот снег вместе с реагентом вывозится на дорогу, и эта огромная черная куча закрывает один ряд дорожного полотна. И никаких знаков не ставится. Сколько раз я видел, когда водители едва не натыкались на эту кучу. А по стандартам мы должны убрать ее через три дня.
Вектор разговора сместился с оживленных магистралей и шоссе в тихие уютные московские дворы. Проблем там тоже хватает, но власти стараются их постепенно решать.
— Убранный снег с реагентами у нас перестали сбрасывать на газоны, — рассказывает Евгений Бабенко. — За это ввели очень большие штрафы. Когда это происходило, газоны приходилось менять каждую весну. Вот этот снег вместе с реагентом вывозится на дорогу, и делается кучка. Она должна быть тут же вывезена, поэтому я и говорю о некой «передаче эстафеты». Я почистил дорогу, вымел двор, и это нужно так же быстро убрать, о чем я говорил выше.
Эксперты единодушно подчеркивают, что выстроенная система уборки дорог в Москве раз за разом в целом доказывает свою эффективность. А проблемы, которые были подняты в течение часовой беседы, вполне решаемы.