Рубль стремительно падает вниз вместе с ценами на нефть. Россияне перед Новым годом озаботились не только тем, что подарить родным, друзьям, но и как бы повыгоднее распорядиться обесценивающимися деньгами. Но на что их хватит? Эксперты предрекают скорый рост цен бытовую технику и электронику (БТиЭ). Уже в январе–феврале 2015 года они подорожают на 20%. Только это не все. Падающий «деревянный» раскрутит инфляцию и на наши гардеробы. Доля импорта на российском рынке обуви и одежды доходит до 90%. В результате прейскурант в универмагах взлетит как минимум на 30%.
По данным Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в последние 5 лет совокупный объем отечественного рынка БТиЭ активно развивался. В прошлом году он достиг показателя в 1 трлн 157 млрд рублей. Однако в 2014-м рынок стагнировался: будет либо ноль, либо рост окажется в несколько десятых долей процента. В рублях объем не изменится, но в долларах за счет девальвации национальной валюты емкость уменьшится минимум на четверть.
Производство бытовой техники демонстрировало отрицательную динамику на протяжении почти всех прошедших месяцев 2014 года. По итогам января–сентября спад составил 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство одного из ключевых видов продукции — холодильников — сократилось почти на 10%, а стиральных машин — на 4%.
Большинство российских розничных компаний сектора БТиЭ работают по рублевым контрактам, но есть и те, что заключают договоры в валюте. И те, и другие уже ощутили дискомфорт при закупках.
Психологическое давление и приближающийся Новый год заставляют россиян все быстрее расставаться с обесценивающимися с каждым днем рублями из-за опасений, что его дальнейшее удешевление неизбежно приведет к росту ценников в магазинах. Для многих потребителей (44%, по данным аналитиков проекта Hi-Tech) приобретение товаров является оптимальным вариантом не потерять сбережения. Причем большую часть из них составляют покупатели электроники.
Впрочем, покупательский спрос на нее неоднороден. Сейчас нормальная ситуация наблюдается в центральных и некоторых южных регионах. А вот на северо-западе и особенно в Сибири рынок давно плохо себя чувствует. Эксперты отмечают интересную тенденцию: если в 2012 году во время колебания курса рубля дорожали телевизоры, в начале 2014-го — бытовая техника, то в следующем году цены будут расти на все подряд.
Первое полугодие этого года для многих сегментов бытовой техники и электроники оказалось провальным. Продажи фототехники упали на 28–30%, принтеров, сканеров — на 10%. Основными драйверами рынка пока остаются смартфоны, планшеты, телевизоры, а также крупная бытовая техника. Здесь пусть небольшой, но рост.
В телеком-сегменте очень заметно влияние сотовых операторов, которые зачастую под собственной маркой субсидируют производство — как правило, в Китае — B/C-гаджетов (среднего уровня и недорогих. — «МК»). Одновременно активно развивается направление так называемых «фаблетов» — смартфонов с большими сенсорными экранами. По оценкам экспертов, доля «серого» импорта на телеком-рынке составляет 16–17%. Может быть, поэтому средняя цена на смартфоны в этом году упала почти на 20% — до 8,6 тыс. рублей. Средняя стоимость планшетов снизилась с 12,6 тыс. в 2013 году до 9,6 тыс. рублей в нынешнем. А вот средняя цена на ноутбуки, наоборот, немного подросла — до 21,8 тыс. рублей.
Одним из самых заметных трендов сезона стало активное продвижение на рынок телевизоров высокой четкости — более 2/3 из них имеют изогнутый экран, обеспечивающий лучшую глубину картинки.
К неожиданностям можно отнести колоссальный рост продаж — на 514% в первом полугодии — внешних аккумуляторов: специальных чехлов и устройств, позволяющих заряжать несколько девайсов одновременно (планшет/смартфон). А ведь они появились на рынке недавно — только в 2012 году.
Роста цен не избежать
«Подорожание стартанет с января 2015 года, когда иссякнут старые запасы сетевого ритейла, — говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. — В меньшей степени подрастут цены на технику, собираемую в России. Это довольно внушительная доля: 95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников, более 60% микроволновых печей. Все иностранные производители, которые строят заводы, делают это в центральной части России (в Санкт-Петербурге, Калуге, Рузе, Твери, Липецке, Елабуге...), поближе к основным рынкам сбыта. Но роста все равно не избежать, поскольку ценообразующие комплектующие (компрессоры, электродвигатели и т.д.) импортируются из-за рубежа и часто покупаются за валюту. Еще больше, до 15–20%, подорожают планшеты, фото- и видеокамеры, автомагнитолы, мелкая бытовая кухонная техника (миксеры, блендеры), фены, бритвы. Этот сегмент у нас вообще не производится».
Менеджер сетевого магазина электроники Томас Будрис подтвердил, что повышение неизбежно. «Мы готовимся к этому, делаем разумные товарные запасы на самые востребованные категории, — заявил он. — Ни для кого не секрет, что изменение стоимости пропорционально колебаниям курса рубля. Еще в начале 2014 года, когда произошло первое падение рубля, многие партнеры подняли ценовую планку, но тогда все прошло незаметно (в среднем подорожание в январе–феврале составило 6,8%. — «МК»). Сейчас значительное количество поставщиков уже уведомили о грядущем росте. Сроки и методология разные: от немедленного повышения до плавного (в течение января–февраля 2015 года), от всего ассортимента в целом до отдельных номенклатур. Могу сказать определенно: в этом году вырастут как минимум 80% закупочных цен».
Это еще неплохо, потому что доля импорта в поставках, например, обуви и одежды доходит до 90%. Их закупки — от элитных до народных марок — также ведутся в евро и долларах, поэтому стоит ждать увеличения стоимости этих товаров пропорционально росту.
Уже сегодня невооруженным глазом видно, что появляется все больше пустых витрин: модные магазины, особенно в крупных городах, уходят с насиженных мест и переезжают в торговые центры на периферию, закрывают точки, созданные не столько для торговли, сколько для маркетинга и престижа.
Вместе с тем наиболее дальновидные и практичные ритейлеры уже просчитывают возможные потери: «Пока еще одежда реализуется по старым ценам, и в ближайший месяц-полтора эта политика не изменится, — рассказал «МК» один из крупнейших ритейлеров в европейском модном сегменте. — Но уже с января придется менять ценник в большую сторону. Оптимизировать издержки мы планируем за счет сокращения расходов на рекламу, придется также закрыть магазины в регионах. Вместе с этим мы готовимся открыть торговлю в Интернете и разрабатываем стратегию индивидуальной работы с нашими постоянными клиентами — владельцами дисконтных карт. Менять ассортимент на более дешевый мы не собираемся, а вот запустить несколько дополнительных линеек планируем».
Верхнюю одежду ритейлеры советуют покупать сейчас, со следующего сезона она будет стоить принципиально дороже — на 30% и больше.
Схожая ситуация — с косметикой и парфюмерией, где до 80% ингредиентов закупается за границей.
На сегодняшний день жалоб в Федеральную антимонопольную службу на рост стоимости БТиЭ пока не поступало. «Мы можем проверить сети на наличие коммерческого сговора, если обращения будут касаться нескольких торговых сетей и одной группы товаров, — пояснили в пресс-службе ФАС. — То есть если нам поступит множество жалоб на подорожание чайников в нескольких магазинах, мы готовы отреагировать и провести проверку, которая займет до 30 дней».
Новый год нас не спасет
В другом магазине представитель пресс-службы Юлия Зотова была более оптимистична. По ее словам, пока большинство производителей берут на себя риски и сдерживают цены на технику перед предновогодним ажиотажем, когда продажи вырастают в разы. Но есть компании, которые уже предупредили о повышении отгрузочных цен на 8–12 тыс. рублей.
Сейчас дополнительный интерес подогревают инфляционные ожидания покупателя. Активный скачок потребительского спроса был зафиксирован в ноябре: люди начали «высокий» предновогодний сезон раньше, чем прежде. Но если в прошлом в лидерах были традиционные товары — новогодние подарки: смартфоны, телевизоры и мелкая бытовая техника, — то сейчас ситуация меняется. Интерес к мелкой технике потихоньку спадает, но остается повышенный спрос на телевизоры и крупную бытовую технику, то есть на дорогие товары, которые можно рассматривать как вложение накоплений.
Наконец, не забудем, что многие магазины совместно с производителями под Новый год традиционно запускают стимулирующие акции вроде различных рассрочек, «суперцен», подарочных смартфонов или радиомагнитол. Есть предложения и посложнее. Скажем, приобретая до 11 января товар, клиент получает купон, который можно использовать для оплаты до 50% от стоимости следующей покупки или определенных услуг.
Ритейлеры говорят, что к концу 2015 года БТиЭ может заметно подешеветь, если курс рубля стабилизируется хотя бы на нынешнем уровне. Точнее, цены могут вернуться примерно к нынешнему уровню. Но в это верится с трудом.