Германские национал-социалисты никогда не называли себя фашистами. Если итальянский фашизм «видел свою цель прежде всего в строительстве сильного государства, “Stato Totalitario” как основы обновлённой “Impero Romano”, то главной гитлеровской идеей была ведущая роль расы, расистские основания будущей империи, в создании которой сильное государство было только средством, но никак не самоцелью», — писал историк Карл Дитрих Брахер (ФРГ).
В предвоенные годы существовал своего рода «фашистский интернационал», в рамках которого итальянские фашисты сотрудничали с германскими нацистами и соперничали с ними. Это «сотрудничество-соперничество» отразилось и на взаимоотношениях лидеров — Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера.
В начале 1920-х годов Гитлер был митинговым крикуном крайне правого толка, которого знали лишь завсегдатаи мюнхенских пивных. Муссолини же был лидером Национальной фашистской партии, диктатором, с 1922 года — премьер-министром Италии. После 1936 года его официальный титул звучал так: «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, дуче фашизма и основатель империи». Титул Гитлера был скромнее: с января 1933 года — рейхсканцлер Германии; с августа 1934 года — фюрер и рейхсканцлер; с мая 1935 года — фюрер, рейхсканцлер и верховный главнокомандующий.
Когда Гитлер формировался как политик, он восхищался Муссолини, брал с него пример. А мюнхенский пивной путч 1923 года подражал фашистскому походу на Рим 1922 года. В книге «Майн кампф» Гитлер писал: «Я готов честно признать, что в тот период я был исполнен искреннего восхищения перед великим человеком по ту сторону Альп… Муссолини по праву может быть назван в числе великих мира сего благодаря своей решимости не делить Италию с марксистами, но разрушить интернационализм и спасти от него родное отечество».
Гитлер отправлял Муссолини письма с просьбой прислать ему на память фото итальянского дуче с автографом. Но Бенито не обращал внимания на своего поклонника из Германии: ведь он — «светоч и гений» фашизма, вождь, человек, создавший новую социальную теорию и воплотивший её в жизнь; а Гитлер — малоизвестный баварский шовинист с сумасбродными идеями, к тому же австриец по происхождению.
Дуче считал фюрера сумасшедшим и «чрезвычайно опасным идиотом». Когда два диктатора впервые встретились под Венецией 17 июня 1934 года, Гитлер два часа подряд пересказывал Муссолини книгу «Майн кампф»! Дуче поделился со своим окружением впечатлением, которое на него произвёл фюрер: «Это просто болтливый монах». В узком кругу Муссолини позволял себе и такие высказывания: «Гитлер не слишком блещет умом. Его голова напичкана философскими и политическими ярлыками, причём совершенно бессмысленными».
Отношения между Муссолини и Гитлером изменились после того, как в 1933 году Гитлер пришёл к власти. Дуче испытывал к новоявленному рейхсканцлеру смешанные чувства: с одной стороны, Гитлер был его поклонником и подражателем, с другой — «вставшая с колен» Германия могла представлять угрозу для Италии: под властью Муссолини была слаборазвитая страна; итальянцы не хотели воевать за фашизм и «великую итальянскую империю». У дуче возникло чувство глубокой исторической несправедливости: почему германскому «дегенерату» дано всё, а ему, подлинному «пророку фашистской веры» — ничего?
Во внешней политике Италии доминировал принцип «решающего веса» (peso determinante), когда страна, чтобы оказаться в стане победителей, предпочитала вступать в союз с одной из великих держав и становиться «решающим весом». Этим принципом было обусловлено вступление Италии в Первую мировую войну, и она, будучи членом Тройственного союза, в итоге выступила на стороне Антанты. После Первой мировой итальянскому обществу казалось, что Италия обделена плодами победы. Реваншизм стал той благодатной почвой, на которой взросли семена национализма и фашизма.
Сторонники Муссолини жаждали воссоздать былую славу Рима, но при этом не ставили задачи уничтожения той или иной нации или расы. Дуче открыто издевался над нацистской «расовой теорией»: «Если бы она была верной, тогда высшей расой были бы лапландцы, так как они живут севернее всех». Во время своего первого визита в Италию фюрер был сильно разочарован отсутствием личного антисемитизма у Муссолини. Но в 1938 году Муссолини под прямым нажимом Гитлера принял «расовые законы», хотя ранее называл антисемитизм «чисто германским злом». В результате в нацистские концентрационные лагеря было депортировано семь тысяч итальянских евреев, из которых шесть тысяч погибли. При этом Муссолини говорил, что он ни капельки не верит в эту «дурацкую антисемитскую теорию» и следует ей «исключительно по политическим мотивам».
Политическую систему, созданную Гитлером в Германии, Муссолини считал «варварской и дикарской», «способной только на убийство, грабёж и шантаж». «Тридцать веков истории позволяют нам с величайшей жалостью смотреть на некоторые доктрины, проповедуемые за Альпами потомками тех, кто был неграмотен, когда в Риме были Цезарь, Вергилий и Август», — заявлял Муссолини в 1934 году.
Итальянские фашисты многое заимствовали из Древнего Рима, включая внешнюю атрибутику, которую у них частично переняли немцы. Например, нацистский салют — выброшенная вперёд правая рука — был скопирован у итальянцев, подражавших древнеримскому приветствию. Фашисты же переняли у нацистов прусский церемониальный шаг, который в Италии называли римским (passo romano) или гусиным (passo d'oca).
Комментируя массовую резню в «Ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года, Муссолини сказал французскому журналисту Мишелю Кампана: «Мне должно было быть приятно, что Гитлер совершает свою революцию по нашим образцам. Но они — германцы. Поэтому они кончат тем, что погубят нашу идею. Они попрежнему такие же варвары, как во времена Тацита и Реформации». Муссолини опасался, что Гитлер попробует присоединить Австрию к Третьему рейху и тем самым ликвидировать «буфер» между Италией и Германией. 25 июля 1934 года нацисты предприняли попытку свержения правительства Австрии. Канцлер Австрии Энгельберт Дольфус, прозванный за свой рост (148 см) Миллиметтернихом, был противником аншлюса. Германскому национал-социализму он предпочитал итальянский фашизм. В ходе переворота Дольфус был убит эсэсовцами, переодетыми в австрийскую форму. Однако австрийские военные и полицейские быстро подавили мятеж. Муссолини, друг и союзник Дольфуса, был взбешён его убийством. Для защиты суверенитета Австрии дуче направил на итало-австрийскую границу четыре дивизии. Попытка переворота провалилась. Фюрер пошёл на попятную.
Италия вместе с Англией и Францией осудила действия Германии и безоговорочно поддержала независимость Австрии. Этот недолговечный союз западных демократий с фашистской Италией получил название «Фронт Стреза» и был направлен исключительно против Третьего рейха. Отношения между итальянским и германским диктаторами достигли низшей точки. «Этот назойливый человек… этот Гитлер — существо свирепое и жестокое. Он заставляет вспомнить Аттилу. Германия так и осталась со времён Тацита страной варваров. Она — извечный враг Рима… Европейская цивилизация будет разрушена, если позволить этой стране убийц и педерастов завладеть нашим континентом», — возмущался дуче в августе 1934 года.
Муссолини полагал, что сможет использовать страх Запада перед германским нацизмом и потребовать для Италии территориальных уступок на Балканах, в Средиземноморье и в Африке. Однако после агрессии Италии против Эфиопии в 1935 году отношения Италии с Англией и Францией ухудшились. Лига Наций наложила санкции на Италию, что подтолкнуло Муссолини к сближению с Гитлером. 11 декабря 1937 года Италия вышла из Лиги Наций (Германия покинула её в октябре 1933 года).
В марте 1938 года Германия аннексировала Австрию. Хотя Муссолини не раз клятвенно обещал, что встанет на защиту своего северного соседа от нацистской оккупации, на этот раз он занял сторону агрессора, и Гитлер не скрывал своего ликования по поводу того, что аншлюс не вызвал у Муссолини никаких возражений.
Прежде чем предпринять свой следующий агрессивный шаг — аннексию Судетской области и уничтожение Чехословакии как государства — Гитлер стремился укрепить отношения с Муссолини, который надел тогу миротворца. По инициативе дуче 29 сентября 1938 года в Мюнхене была созвана мирная конференция по Чехословакии с участием Гитлера, Муссолини, премьер-министров Великобритании Невилла Чемберлена и Франции Эдуара Даладье. Подписанное в ночь с 29 на 30 сентября 1938 года соглашение предусматривало, что Чехословакия уступит Германии Судетскую область.
22 мая 1939 года в Берлине был подписан «Стальной пакт» — военный союз Италии и Германии, который предопределил судьбу двух государств во Второй мировой войне. Гитлер остался доволен: «При встречах с дуче я всегда испытываю особую радость; он грандиозная личность».
10 июня 1940 года Италия, объявив войну Великобритании и Франции, вступила на стороне Германии во Вторую мировую войну…