Попытка либерализации полетов между Россией и Грузией провалилась. Чтобы отстоять интересы национального перевозчика Georgian Airways, в одиночку конкурирующего с крупнейшими российскими авиакомпаниями, Грузия отказала в разрешении на регулярные рейсы в Тбилиси "Трансаэро" и сократила рейсы "Аэрофлота" и "Сибири" с 14 до 10 в неделю. По данным "Ъ", "Трансаэро", уже начавшей продажу билетов, разрешат перевезти пассажиров чартерными рейсами.
Грузинские авиавласти с 8 декабря сократят общее количество рейсов "Аэрофлота" и "Сибири" (бренд S7) между Москвой и Тбилиси с 14 до 10 в неделю, сообщили "Ъ" в Минэкономики Грузии. Меры приняли в Агентстве гражданской авиации страны (подотчетно Минэкономики) на основании "категорического требования" национального перевозчика Georgian Airways. Агентство также отказалось дать "Трансаэро" и "Глобусу" (дочерняя компания "Сибири") "постоянную лицензию на регулярные полеты", добавили в министерстве.
На прошлой неделе Georgian Airways обвинила "Аэрофлот" в искусственном занижении цен на авиабилеты между Москвой и Тбилиси, в результате чего загрузка рейсов грузинской компании сократилась на 60-70% (см. "Ъ" от 25 ноября). Гендиректор Georgian Airways Иясе Зауташвили грозился вообще прекратить полеты на этом направлении. По его данным, годовой пассажиропоток Georgian Airways на маршруте Москва--Тбилиси составляет 60 тыс. человек (данные российских авиакомпаний не раскрываются). По данным источников "Ъ" в Тбилиси, для решения проблемы в пользу грузинского перевозчика были подключены "всевозможные связи в депутатских кругах и даже патриархия".
Регулярное прямое авиасообщение между Россией и Грузией было отменено в 2006 году (на короткий период восстанавливалось в 2008 году до военного конфликта в Южной Осетии). В 2010 году "Сибирь", "Уральские авиалинии" и Georgian Airways возобновили чартерные рейсы. О возобновлении регулярного сообщения сообщили в сентябре, а уже 26 октября "Аэрофлот" совершил первый полет из Москвы в Тбилиси.
По последним договоренностям, на этой линии ограничений по числу назначенных перевозчиков больше нет. Но разрешение властей РФ использовать маршрут получили 12 компаний, тогда как Georgian Airways — единственный перевозчик от Грузии. При этом в соглашении о воздушном сообщении двух стран от 1993 года указано, что при "эксплуатации договорных линий назначенная авиакомпания должна принять во внимание интересы другого перевозчика, работающего на том же маршруте".
В "Аэрофлоте" подтвердили "Ъ" получение телеграммы от Грузии с указанием сокращенного количества частот. В "Сибири" и Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе РФ заявили, что готовы на переговоры, предложение направят авиавластям Грузии. По данным источников "Ъ", вчера поздно вечером в Минтрансе должно было пройти совещание по этой проблеме. В "Трансаэро", уже открывшей продажи билетов на рейс из Москвы в Тбилиси (вчера они еще продавались на сайте), говорят, что позиция компании не изменилась. Там поясняли, что "Трансаэро" получило допуск и назначение в качестве перевозчика на линии Москва--Тбилиси нотой МИД РФ и пассажиры, оформившие билеты, финансово не пострадают. По данным "Ъ", Грузия разрешит "Трансаэро" осуществить рейсы по проданным билетам на чартерной основе. Дальнейшая схема работы "будет вырабатываться в отдельном порядке".
Источник "Ъ" в туристической отрасли отмечает, что направление между Москвой и Тбилиси "очень дефицитное". "Воздушным мостом" был Киев, через который шел транзит из РФ, но "на фоне политических событий прямой маршрут стал крайне востребованным". Ограничение прямых рейсов может болезненно отразиться на пассажирах, полагает собеседник "Ъ". "Грузия имеет право вводить ограничения не только в рамках авиационного регулирования, но и антидемпингового законодательства",— подчеркивает Борис Рыбак из Infomost, добавляя, что авиавласти РФ обязывали первых иностранных лоукостеров устанавливать тарифы не ниже определенного уровня.