Рейтинговое агентство Moody’s оценило влияние конфликта на Украине на отрасли глобальной экономики — ОТ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДО ПРОИЗВОДСТВА УДОБРЕНИЙ. Данные события создают риск дальнейшего роста цен и перебоев в цепочках поставок.
Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service оценило последствия событий на Украине для таких глобальных отраслей, как оборонная промышленность, авиастроение, автомобилестроение, полупроводниковая и химическая промышленность. Вооруженный конфликт порождает новые риски для экономики, финансов и безопасности по всему миру, отмечает агентство, которое 31 марта перестало рейтинговать всех российских эмитентов. РБК изучил соответствующие обзоры Moody’s, датированные 30 марта.
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
После начала специальной военной операции на Украине глобальные оборонные бюджеты, в том числе в Европе и США, будут увеличиваться, что является позитивным фактором для выручки оружейных компаний, полагает Moody’s. В то же время военно-промышленные корпорации не застрахованы от более широких рисков инфляции издержек и перебоев в цепочках поставок, оговариваются аналитики. В начале марта президент США Джо Байден подписал оборонный бюджет, предусматривающий общие ассигнования Пентагону в размере более $725 млрд в 2022 финансовом году, начавшемся 1 октября 2021-го (включая $13,6 млрд помощи Украине). А на 2023 финансовый год Байден запросил у конгресса $813 млрд на цели национальной обороны. Параллельно правительство Германии собирается нарастить военный бюджет до €100 млрд (по сравнению с €64,8 млрд в 2021-м). «Мы ожидаем, что и другие государства увеличат бюджеты в ответ на этот кризис, чтобы модернизировать оборудование и улучшить боеготовность существующих оборонных ресурсов», — пишет Moody’s. Планы нарастить оборонные бюджеты наверняка приведут к новым контрактам для таких производителей, как американские Raytheon Technologies и Lockheed Martin, европейские Airbus, BAE Systems и Leonardo SpA (бывшая Finmeccanica). Последние, вероятно, станут бенефициарами планов Германии заменить стареющие истребители Tornado на более современные боевые машины, указывает Moody’s. Кроме того, Берлин рассчитывает на будущий ввод в строй франкогермано-испанской перспективной авиационной системы Future Combat Air System (FCAS), которая предусматривает создание беспилотников и истребителя шестого поколения, а также франкогерманский проект танка следующего поколения от консорциума Rheinmetall, Kraus-Maffei Wegmann и Nexter. Западные оборонные производители обычно не закупают сырьевые материалы напрямую в России, но все равно могут пострадать от возможной нехватки компонентов, добавляет агентство. Moody’s также ожидает роста спроса на профессионалов в области негосударственной разведки и кибербезопасности. Это может усугубить и без того существующий дефицит высококвалифицированных нишевых работников в этих сферах, предупреждают эксперты.
САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ
Россия — третий по величине в мире производитель титана, который используется в производстве крепежных элементов, шасси и других авиационных компонентов. Впрочем, с 2014 года большинство американских и европейских производителей диверсифицировали цепочки поставок, уйдя от российской зависимости, утверждает Moody’s. Такие авиаконцерны, как Embraer и Boeing, заявляют о более чем достаточных запасах титановых изделий и портфеле действующих контрактов с поставщиками титана из других стран. Американская компания Howmet Aerospace (поставщик титановых деталей для авиационной промышленности) сообщала о недозагруженных мощностях по производству авиационного титана, поэтому она, скорее всего, выиграет от увеличения спроса со стороны самолетостроительных корпораций, прогнозирует агентство.
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ
Основной риск для автомобильной промышленности — дальнейший рост цен на сырье, включая алюминий, никель и палладий. В то же время конкретные проблемы с поставками для немецких и восточноевропейских автозаводов будут, скорее всего, связаны с приостановкой отгрузок специфических автокомпонентов, производимых на украинских предприятиях, например автомобильной электропроводки. Стоимость алюминия с начала 2022 года выросла на 25%, никеля — более чем на 70%, указывают аналитики агентства. При этом цены на стальной горячекатаный рулон после четырех месяцев снижения снова пошли вверх и остаются намного выше исторических средних значений. Колебания цен на сырье могут существенно влиять на прибыли автопроизводителей, поскольку на материальные затраты приходится около двух третей общей себестоимости их производства, оценивает Moody’s. Агентство не видит серьезного риска перебоев с поставками российских никеля и палладия на мировой рынок. В любом случае на Россию приходится около 11% общемирового объема производства никеля, составляющего 2,5 млн т в год (металл используется в производстве аккумуляторов для электромобилей; Tesla предупреждала, что в ее цепочках поставок может быть продукция «Норникеля»). Мощности по производству никеля в Индонезии должны существенно увеличиться во второй половине 2022 года, а выпуск металла в Австралии, по прогнозам, должен вырасти на 15– 20% за год по июнь 2022-го. Больше рисков для мировой промышленности представляет собой зависимость от российского палладия — на него в 2020 году приходилось 40% мирового производства этого металла, который широко используется в каталитических конвертерах для автомобилей. Альтернативный источник палладия — ЮАР, которая обеспечивает 30% мировых поставок, однако в 2022 году существенного прироста добычи палладия в стране не ожидается.
МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ
Moody’s считает, что сокращение международных закупок российских минеральных удобрений (и белорусского хлористого калия) положительно скажется на глобальном спросе на удобрения североамериканского производства. Цены на удобрения останутся выше $1000 за тонну на протяжении большей части 2022 года, прогнозирует агентство. При этом североамериканские производители выигрывают от более низкой себестоимости продукции, поскольку цены на природный газ в США выросли не так значительно, как в Европе (газ, например, является основным сырьем для выпуска азотных удобрений). В то же время 24 марта Минфин США издал генеральную лицензию, которая разрешила беспрепятственные поставки в США минеральных удобрений из России (если только они осуществляются не подсанкционными поставщиками и не с участием подсанкционных банков). Ожидается, что эта лицензия снимет излишнее давление на российских экспортеров удобрений. Россия также является одним из крупнейших в мире производителей серы, которая также используется в удобрениях (уступает по объемам выпуска только Китаю и США; серу в России, в частности, производит «Газпром» как побочный продукт переработки углеводородов). Мировые цены на серу значительно выросли в последнее время, и Moody’s ожидает их дальнейшего роста. $