Что новые советские люди думали о сексе и не боялись сказать
95 лет назад, после публикации статьи Александры Коллонтай «Дорогу крылатому Эросу!», в СССР началась оживленная дискуссия о новых отношениях между полами и о месте любви и секса в строящемся пролетарском государстве. Пока партийные деятели разбирались с теоретической частью вопроса, сотни новых советских людей писали письма в редакции, стараясь понять, как теперь жить. Weekend перечитал эти письма и попытался выяснить, что хотели знать о сексе новые советские люди и почему книги, написанные для них, не могли им помочь
«Нужно отметить, до какой степени человек в своей половой жизни „не один", как ложна мысль, что здесь сфера, где мы можем распоряжаться своей жизнью, как нам угодно. Наоборот, мы должны подчеркнуть, что этот интимнейший акт глубоко социален и что общество и социальная среда затрагиваются им в очень сильной степени»
М. Рубинштейн, «Половой фактор и его роль в культуре», 1924
«Вы разводите всякую теорию, а не даете практики. Например, неизвестно, можно ли любить сразу двух девчонок, особливо если позволяет темперамент, а тем более что алиментов как будто не предвидится»
Константин Козырев, письмо в редакцию «Смены», 1926
«Недавно в одном из центральных городов Союза к заведующему Отделом охраны матмлада в приемную вкатили два бравых рабфаковца коляску с категорическим требованием принять на воспитание их коллективного ребенка. "То есть как это?" — удивилась заведующая Охматмлада, врач, не позабывшая еще элементов физиологии. "Ну да,— взволнованно заявляют рабфаковцы,— мы оба являемся отцами этого ребенка, так как одновременно были в половой связи с его матерью"»
Софья Смидович, статья «О любви», «Правда», 1925
«Половая жизнь мешает общественной в том смысле, что чувствуешь острую потребность в половой жизни, удовлетворить боишься, и получается упадок энергии, работоспособности, озлобление, пессимизм, извращенное фантазерство»
Студентка, анкета И. Гельмана о половой жизни учащихся Москвы, 1923
«Я не знаю, может быть, я слишком прост, только думаю так: ежели ты настоящая пролетарская косточка, так в новом быте не запутаешься... Как надо любить? — Тут рецепта не придумаешь. А надо помнить одно: не обижай товарища по классу, не подрывай силу работника. Класс — первее всего, ему в любви своей подчиняйся»
Комсомолец Петр Сидоров, письмо в редакцию «Смены», 1926
«При желании я мог бы обладать всеми комсомолками, которых знаю. После доклада одна комсомолка вместе с другими товарищами подошла ко мне. Я видел ее в первый раз. Мы стали говорить на тему моего доклада. Потом все понемногу разошлись, и мы остались с ней одни. Она проводила меня до квартиры и осталась у меня до утра. Я встретил ее случайно несколько месяцев спустя. К счастью, она не забеременела»
Комсомолец, выступление на диспуте о любви в Ленинграде, 1926
СЕКС И БЫТ
«Половая энергия может переходить в различные виды трудовой энергии, и наоборот — неиспользованная потребность в труде может усиливать половую чувственность»
А. Успенский, «Половая жизнь и ее отклонения», 1926
«Жениться можно и моментально, а что я после буду делать? Хорошо, если она студентка, тогда кое-как, а если жениться на такой, когда надо ее обеспечить. Средств нет. А удовлетворять себя надо. Выход один — случайные знакомства. Как зверь кидаешься на женщину и смотришь на нее, как на матку, а не человека»
Студент, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Получая 25 р., никакой черемухи не купишь. Нечего и говорить, о том, чтобы сходить один-два раза в хороший театр или кино. Нет целых брюк, нет денег для стирки белья. Нельзя любить красоту, когда наволочка и полотенце не стираны, когда у студента нет места, где он мог бы спокойно отдохнуть, побыть с любимой девушкой, проявить нежность и человеческую ласку. Отсюда и грубость и разврат»
Письмо в редакцию «Правды», 1927
«К чему совместные занятия в вузах? Даже жена при совместных занятиях влияет настолько, что ослабевает внимание и мысли незаметно начинают вращаться вокруг красивой женской фигуры, полового акта и т. д.»
Студент, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Много приходилось слышать о вреде онанизма. Я лично, работая тяжело физически и занимаясь онанизмом иногда, довольно часто, не испытывал никакого физического утомленияи чувствовал себя хорошо, тогда как в школе устаю, совершенно не занимаясь онанизмом. По-видимому, не так страшен черт, как его рисуют»
Курсант пехотной школы, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Работаешь восемь часов, да еще ходьба, плохие квартирные условия — ведь надо же что-нибудь приятное получить в жизни. Дивчины то же самое; я знаю девушку "целомудренную" на производстве, ей девятнадцать лет, она страшно страдает от этого. Надо сходиться так, чтобы от этого никто не страдал. О публичных домах говорить не приходится, это те же "белые рабыни", это дикость и некультурность.Но вечерка — дело другое, девушка идет из-за удовольствия (после разных двух парней не забеременеешь)»
Рабочий Семен Замковый, письмо в редакцию «Смены», 1927
СЕКС И ВОЗДЕРЖАНИЕ
«Капитал половой энергии должен до поры до времени сохраняться в неиспользованном напряжении, он должен дальше тратиться более или менее подконтрольно и бережно, но он должен расти и накопляться, иначе вместе с ним окажутся подорванными связанные с ним культурно-творческие возможности и боевой пыл борца за лучшую жизнь»
М. Рубинштейн, «Задачи, пути и средства полового воспитания», 1926
«Хотелось бы сложить свою половую жизнь в виде кратковременных любовных отношений,которые не связывали бы жизнь, а проходили бы известными периодами. Я хочу жить самостоятельно, не зависеть ни от кого материально и проч.»
Студентка, анкета И. Гельмана о половой жизни учащихся Москвы, 1923
«Девушки, внимание! Во-первых, да здравствует целомудрие! Во-вторых, не меняйте мужей больше двух раз, а то незаметно скатитесь до двадцать второго мужа! В-третьих, если у тебя в половом быту не все ладно, катай на север, занимайся спортом, ходи на охоту, а после "основательно" приезжай к мужу. Партработу в этих случаях можно побоку»
Комсомолец Р. Бегак, письмо в редакцию «Молодой гвардии», 1926
«Ввиду скверного материального положения жениться мне невозможно, к проститутке идти не хочу: с одной стороны, вред для себя, с другой — для всего рабоче-крестьянского государства. Поэтому продолжаю и теперь, т. е. будучи вполне сознательным человеком, онанировать, ибо исхода нет»
Студент, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Я проклинал себя, проклинал минуты злоупотребления, но все было напрасно. Через день, два начинал опять онанировать. Воображение играло большую роль. Я помню, что представлял себе женщин, красивых женщин с их грудями и красивыми движениями и ласками»
Студент, анкета С. Голосовкера о половой жизни учащихся Казани, 1927
«Мне, как комсомольцу, неприлично и стеснительно производить некоторые действия, но в то же время неудобно оставаться в таком положении, как старика или монаха. А потому и прошу исключить меня»
Комсомолец, письмо в бюро производственной ячейки В. Сылды (Тагильский округ), 1925
СЕКС И БРАК
«Никто не думает советовать нашей молодежи вести аскетический образ жизни. Это было бы монашеством. Но весь вопрос заключается в том, что эта половая жизнь должна быть так регулируема, чтобы она не приносила вреда обществу в целом. А это можно достигнуть в том случае, если каждый вступающий в половую связь подумает хоть немного о последствиях этой связи»
С. Григоров и С. Шкотов, «Старый и новый быт», 1927
«Ну что с того, что я нахожусь в любовных отношениях и женат, когда в течение 3-х лет то подпольная работа, то армия и прочие причины не позволяют жить вместе. Мы недалеко живем друг от друга и ежедневно почти видимся, но материальные условия не позволяют нанять нам комнату, чтобы совместно жить. Мы оба — настоящие монахи. Вопрос только в том, который из нас честнее монах. Я, например, предаюсь онанизму, хотя очень умеренно, она довольствуется только тем, что иногда во сне имеет половое сношение, а иногда даже и не со мною. Такая жизнь — дрянь»
Столяр, анкета И. Гельмана о половой жизни учащихся Москвы, 1923
«Один партийный работник — муж моей приятельницы — предложил мне сойтись с ним на одну ночь, ссылаясь на то, что жена сейчас больна и не может его удовлетворить. Просил выполнить эту роль меня. На мой отказ обругал меня дурой — мещанкой, которая не понимает коммунистической точки зрения на половые отношения и подходит к ним как обывательница. Перестал даже со мной здороваться»
А. Рубцова, письмо в редакцию «Правды», 1925
«Я был молод, здоров, сильный и должен был, в силу природы, иметь половую связь с женщиной. В результате получилось что же? 118 фактических жен. Многие, может быть, скажут мне: ты человек распущенный, ты развратник. Но я осмелюсь этим людям возразить, что меня заставляла так жить сама жизнь. Не мог же я таскать с собою жену из города в город, из деревни в деревню, с одного фронта на другой. В один приезд заведешь с женщиной связь, а во второй приезд ее не окажется почему-либо»
Партийный работник Фотин, письмо в газету «Красное Прикамье», 1926
«Наряду с имеющимся у меня мужем увлекаюсь другими интересными для меня лицами.Выражается это в половом отношении желанием целоваться, половым актом это никогда не заканчивается, так как он, как таковой, особого интереса для меня не представляет. Мужа, конечно, в это не посвящаю, так как мужчины все больше собственники, даже коммунисты»
Студентка, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Живем в разных городах; бываем вместе редко. Половые потребности заглушаются утомительной работой и пробуждаются во время отдыха. В результате бессонница и сновидения, изображающие близость с мужем»
Студентка, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
СЕКС И РЕВОЛЮЦИЯ
«Как бы велика ни была любовь, связывающая два пола, как бы много сердечных и духовных скреп ни связывало их между собою, подобные же скрепы со всем коллективом должны быть еще более крепкими и многочисленными, еще более органическими»
А. Коллонтай, «Дорогу крылатому Эросу!», 1923
«Половых сношений нам нельзя избегать. Если не будет половых сношений, то не будет и человеческого общества»
«На нас смотрят как на отсталых, как на мещанок, не освободившихся до сих пор от взглядов буржуазного общества. Существует убеждение, что не только воздержание — "мещанство", но также и материнство — "мещанство". Это имеет место в большой мере и среди старых партийцев мужчин, которые, искушенные в "делах любви", умело ловят нас на удочку: "Ты же коммунистка, что за мещанство?"»
Комсомолка, письмо в редакцию «Правды», 1925
«На мой вопрос казначею одной коммуны: "Как строятся ваши взаимоотношения с девушками и как вы думаете поступить с женитьбой?", тот ответил: "Мы живем с нашими девушками гораздо лучше, чем могут жить идеальные братья и сестры. Мы о женитьбе еще не думаем, потому что мы слишком заняты, и к тому же совместная жизнь с девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем остро половые различия личин. А если этот вопрос и станет перед нами, мы его, конечно, разрешим"»
Рабочий, письмо в редакцию «Смены», 1926
«Тов. Смидович не допускает мысли о любовных отношениях между людьми, не кончающихся рождением ребенка. А мы эту мысль допускаем. Революционерам и коммунистам не приличествует безусловное преклонение перед силами природы. Природа устарела и к тому же плохо организована»
Комсомолка Нина Вельт, письмо в редакцию «Смены», 1926
«К сожалению, на бульвары ходят и рабочие, и рабочая молодежь. Какой-нибудь фабзайчик не может иметь "свою любимую", этому мешают различные условия. Один сознательный комсомолец рассказывал, что комсомолка отдалась только после того, как он назвал ее "мещанкой". И он хвалился "своим дипломатическим приемом". А назавтра он ее и забыл»
Комсомолец Девешинский, письмо в редакцию «Молодой гвардии», 1924
СЕКС И РАЗВРАТ
«Всякое немедленное повторение совокупления есть уже излишество — это нужно твердо усвоить»
А. Успенский, «Половая жизнь и ее отклонения», 1926
«Я считаю, что весь разврат современной молодежи содержится в одежде, которая раздражает зрительные нервы и отвлекает от общественно полезной деятельности! В самом деле, я, как и многие другие, не могу смотреть равнодушно на всякое декольте. А на основании вышеизложенного я предлагаю прекратить разврат в одежде, закрывая тело целиком и полностью. Это даст возможность любить женщин не за их наружность, а за внутренность»
Егор Селихвостов, письмо в редакцию «Смены», 1926
«У нас распространены вечерки, где идет проба девушек, это, конечно, безобразие, но что же делать, раз публичных домов нет»
Рабочий, письмо в редакцию «Смены», 1927
«На одном из студенческих собраний было внесено весьма "оригинальное" предложение: "Нужно наладить сближение между ВУЗами с преобладающим женским и мужским составом". Другими словами, превратить ВУЗы с преобладающим женским составом в дома свиданий. Это уж совсем дикое предложение»
Студент, письмо в редакцию «Красного студента», 1924
«Один товарищ-женщина, с которой я работаю, сказала как-то в разговоре: "Я хочу мужа не на время", и про это привела примеры из среды наших товарищей. Не знаю сам, чем это объяснить. Мне передавали знакомые с хвастливостью, что они составили целую очередь на девушку, приехавшую из другого города. Как искоренить такое вредное явление? Это ведь несчастье»
Студент, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928
«Мы говорим много и пишем много о половой распущенности, имеющей место среди молодежи. Поэты мало отразили эту распущенность. И если она не найдет своего отражения, то комсомольская поэзия не будет вполне объективным и полнозвучным выражением нашей любви и ее противоречий»
Без подписи, письмо в журнал «Комсомолия», 1926
СЕКС И ЧЕЛОВЕК
«Борьба с известным врагом всегда легче, нежели борьба с неизвестным. Поэтому необходимо, чтобы молодежь отчетливо понимала и знала, что такое половая жизнь»
Д. Ласс, «Здоровая половая жизнь», 1930
«Товарищи, извините за выражение. Я сам себе удивляюсь, что много требуется сношения. Я сильно возбуждаюсь, не могу сидеть возле женщин и волнуюсь от их близости. Я сбился с пути с девочками, не могу совладать с собою. Прошу оказать помощь. Я в последнее время стал слаб в половом отношении»
Студент, анкета И. Гельмана о половой жизни учащихся Москвы, 1923
«Я лично надеюсь, что скоро наука избавит меня от восхищения женским полом и тем прекратит мои страдания и даже кошмары»
Кустарь, письмо в редакцию «Смены», 1926
«Вечно вертится один и тот же разговор: почему я не хочу? Почему "они" только хотят одного и потом уйти, совсем не считаясь с тем, что я могу исковеркать свою жизнь абортом и сознанием того, что я только удовлетворила его, и он уйдет? Почему это все они хотят тайком жить где-нибудь на траве? Я не думаю тащить в ЗАГС, а просто жить вместе, если я гожусь в подруги жизни»
Комсомолка Лида, письмо в редакцию «Смены», 1926
«Может быть, вам покажется странным, что я почти не заполнила анкеты. Я никак не могу ответить на вопросы, потому что еще ни разу в жизни не увлекалась мужчинами и не испытывала никаких побуждений к половому влечению. А вот к женщинам я никак не могу быть равнодушна. Влюбляюсь безумно, провожу время на свиданиях, сыпятся жгучие поцелуи, ласки, и вот мне кажется, что я этим удовлетворяюсь. Я люблю одну девушку до сих пор… Дайте мне определение, кто и что я из себя представляю».
Студентка, анкета С. Голосовкера о половой жизни учащихся Казани, 1925
«Любопытно очень, какая в самом деле половая жизнь?»
Студентка, анкета Д. Ласса о половой жизни учащихся Одессы, 1928