ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Oct. 30, 2017

«Мы постоянно в борьбе: и как чиновники, и как врачи»

Рейтинг: 0

Автор: Елена Лория. Известия

Министр здравоохранения Вероника Скворцова — о новых методах лечения рака, индивидуальных лекарствах и грядущих изменениях в российской медицине

Глава Минздрава Вероника Скворцова приняла участие в глобальной конференции ВОЗ по неинфекционным заболеваниям. О том, как Россия борется с ними, какие инновационные биопрепараты станут доступны россиянам уже в следующем году, когда диабетиков избавят от ежедневных инъекций, что изменится в порядке диспансеризации с 1 января 2018 года и какие еще нововведения ждут курильщиков, министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала в интервью "Известиям".

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ПАЦИЕНТА

Сейчас неинфекционные заболевания (НИЗ) - сердечно-сосудистые, онкологические, хронические респираторные, а также диабет - признаны важнейшими проблемами здравоохранения в мире. Может ли Россия перенять какой-то опыт у зарубежных коллег?

Мы можем не только перенять, но и дать. По шкале эффективности разных государственных систем в плане борьбы с неинфекционными заболеваниями мы устойчиво находимся в десятке лидеров среди 194 стран. Но свои нюансы есть в каждой стране. Есть, например, такая финансовая мера - увеличение акцизов на продукцию, приносящую вред здоровью человека: алкоголь, табак, отдельные продукты питания. Здесь большинство стран движется вперед быстрее, чем мы. Нам еще предстоит этот путь пройти, но мы по нему уверенно идем.

То есть Минздрав будет настаивать на повышении акцизов на спиртное и сигареты? Но можно предположить, что тот же Минпромторг будет против. Вы готовы к этому?

Мы постоянно живем в борьбе: и как чиновники, и как просто врачи. Не помню, когда у нас ее не было. Мы к этому готовы. Социальный блок, здравоохранение - это всегда самые уязвимые области.

Минздрав сейчас активно занимается развитием биомедицины и разработкой биопрепаратов. Что конкретно в ближайшее время будет доступно российским пациентам?

Основные разработки, которые находятся на стадии выхода в клинику, - это прежде всего новые способы терапии онкологических заболеваний. Высокотехнологичная фармакология сегодняшнего дня связана с препаратами на основе моноклональных антител: на их основе появляются таргетно действующие иммунопрепараты. Один из них - анти-PDl - успешно прошел вторую фазу клинических исследований и вошел в третью фазу - исследование, в котором будет принимать участие несколько научно-медицинских центров Москвы и Петербурга. Препаратов типа анти-PDl сейчас еще четыре, все находятся на разных стадиях клинических исследований.

О лечении каких видов рака идет речь?

Анти-PDl эффективен при запущенной стадии метастазирующей меланомы, немелкоклеточном раке легких, раке почки и мочеточника и ряде других. Это разные типы рака, но их объединяет единство механизма, по которым наша иммунная система его видит и различает. При применении препарата анти-PDl мы видим сокращение метастаз на 40% и иногда полный регресс первичного очага. Это очень важно: исчезает источник, рождающий метастазы. Дальше легче работать с таким пациентом.

Появился препарат, который влияет на другую группу онкологических заболеваний. А также еще два, которые можно использовать в сочетании с первыми двумя. У них пока нет названий, только номера.

Чьи это разработки?

Отечественные. Например, ученые одной петербургской компании одними из первых разработали технологию, которая позволяет, забирая клеточный материал из организма человека, преобразовывать генетически и возвращать в организм модифицированные клетки. Что оказывает потрясающее воздействие на патологические процессы.

Открывается принципиально новая персонализированная фармацевтика, когда эти препараты выпускают не отдельные заводы, а на территории клиники формируется "чистая" зона, работающая как малое фармпредприятие для пациентов. Их госпитализируют за три-четыре недели до самой манипуляции, берут материал, обрабатывают и создают из него фактически лекарство. Такой механизм уже работает, например, в Национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова в Москве. Рассматривается возможность организации еще двух современных производств в Петербурге на базе Алмазовского центра и в Москве на базе Онкологического центра.

То есть в России уже созданы индивидуальные лекарства?

Да, они созданы для конкретного человека. Это важно - одна и та же опухоль по исходному клеточному составу в каждом организме персонифицирована, продолжает мутировать, и возникают персональные онкомаркеры.

В будущем мы сможем определять их с помощью жидкостной биопсии, а наработав индивидуальный "коктейль" из нескольких препаратов, которые нужны человеку, мы увидим регресс онкологического заболевания. Сейчас пока это наше будущее, но оно уже настолько очевидно, что мы постараемся пройти этот отрезок очень быстро.

О каких сроках идет речь?

Думаю, первые результаты появятся в период от трех до пяти лет.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни