Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могут перейти на неоригинальные детали из-за нехватки "родных" запчастей. Их дефицит чреват авариями и затягиванием ремонтов, отмечают эксперты. Власти намерены смягчить требования к ремонту НПЗ -такую меру прорабатывает Минэнерго совместно с Минпромторгом, выяснили "Известия". Сейчас это запрещено нормами промышленной безопасности. Представители крупного нефтяного бизнеса ещё в прошлом году предлагали правительству пересмотреть правила, но реализацию меры отложили для изучения её последствий. "Известия" оценили плюсы и минусы предлагаемых изменений.
В России могут смягчить требования к ремонту для нефтеперерабатывающих предприятий - Минэнерго совместно с Минпромторгом и нефтяными компаниями прорабатывает вопрос использования неоригинальных запчастей в рамках механизма обратного инжиниринга, рассказали "Известиям" в Министерстве энергетики.
- Подготовлен проект дополнения перечня приложений к постановлению правительства "Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 и 2023 годах" новым приложением, вводящим временную меру, позволяющую решить вопрос использования неоригинальных запасных частей для обеспечения безопасной и бесперебойной эксплуатации импортного оборудования на предприятиях нефтегазового комплекса, - явили в Минэнерго.
Обратный инжиниринг - это процесс создания копии детали по уже существующему образцу. Он не находится под запретом - законодательство России и правовые нормы Евразийского экономического союза допускают замену запчастей и комплектующих без согласования с изготовителем оригинала. Однако положения тех-регламента Таможенного союза (ТР ТС 010/2011), а также правила промбезопасности, утверждённые Ростехнадзором, устанавливают необходимость соблюдения предприятиями руководства по эксплуатации оборудования. А эти нормы требуют использовать только оригинальные запчасти.
В итоге, используя копии деталей, заводы рискуют попасть под штрафы, поэтому потенциал применения обратного инжиниринга в России пока ограничен, сказал "Известиям" источник в отрасли. Представители крупного нефтяного бизнеса ещё в прошлом году предлагали правительству пересмотреть правила, но реализацию меры отложили, чтобы лучше оценить её последствия для производственной безопасности и избежать рисков роста аварийности, добавил он.
- Минпромторг совместно с Минэнерго и нефтегазовыми компаниями прорабатывает возможность гармонизации законодательства, а именно обеспечение нормативного правового закрепления условий, при которых использование неоригинальных запасных частей при условии прохождения ими входного контроля эксплуатирующей организации и наличии ограничений, установленных руководствами (инструкциями) производителей, не будет квалифицировано надзорными органами как нарушение перечисленных выше требований к ремонту эксплуатируемого на опасном производственном объекте импортного оборудования, - подтвердили в Минпромторге.
"Известия" направили запросы в Ростехнадзор и нефтяные компании.
До введения масштабных антироссийских санкций значительная часть оборудования в нефтепереработке в России состояла из иностранной продукции, теперь же поставки иностранных запчастей осложнены либо невозможны, напомнил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Так, с началом СВО страны Запада усилили санкционное давление на Россию - с марта 2022 года США и ЕС ввели рестрикции против российских компаний, ограничили РФ доступ к западным технологиям.
- В условиях поставок иностранного оборудования в Россию содержались жёсткие ограничения о заказе запчастей только у изготовителя либо конкретных поставщиков. Что важно - конструкторской документации к закупаемому иностранному оборудованию у РФ не было, и теперь, чтобы произвести отечественные комплектующие и запчасти, необходимо её заново разрабатывать. Отсюда и вытекает так называемый механизм обратного инжиниринга, - отметил ответственный секретарь комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТИП Дмитрий Полохин.
До 80% сложного оборудования для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий поставлялось из-за границы - первое время у компаний ещё был запас иностранных комплектующих, но за год-полтора после введения санкций он закончился, добавил эксперт.
- Вопрос об обратном инжиниринге поднимался неоднократно. Речь идёт о том, чтобы изучить отдельные детали и целые агрегаты, а затем организовать производство копий на наших мощностях. То есть организовать производство у нас. А пока работает параллельный импорт, доставка в рамках которого, правда, может затягиваться, - отметил зам-гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
По словам Дмитрия Гусева, на фоне новых ограничений российские ВИНКи (крупные нефтяные компании) усилили работу по импортозамещению - кто-то рассматривает варианты замены оборудования поставками аналогов из дружественных стран, кто-то закупает "запрещёнку" через сложные логистические схемы.