Туристическая отрасль всегда чувствительна к кризисам. От любых экономических потрясений она страдает первой и восстанавливается последней. Но впервые она оказалась в ситуации, когда турпоток – по крайней мере, международный – был фактически перекрыт из-за введенных ограничений. Пока громких банкротств туроператоров удается избежать. Но многих путешественников ожидают проблемы в новом сезоне.
Участники отрасли все еще подсчитывают потери за прошлый год. Но уже по итогам первых 10 месяцев 2020-го международный туризм сократился более чем на 70% – до уровня 1990 года, отмечала Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO). Из-за ограничений на поездки и опасений потребителей прошлый год стал «худшим в истории туризма». По данным организации, отрасль лишилась почти миллиарда долларов дохода. А это в 10 раз превышает потери, которые понесла индустрия в 2009 году из-за глобального экономического кризиса. В России снижение оборотов, по официальным данным, было чуть меньше, чем в целом по миру. По информации Ростуризма, сокращение составило около 60% по сравнению с прошлым годом. В обычное время выручка достигала около 3,7 трлн рублей, но на фоне коронавируса она с трудом дотянула до 1,6 трлн. Эксперты дают более пессимистичные оценки. Так, по словам аналитика «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, в среднем индустрия сократила доходы на 80%. В таком трудном и непредсказуемом положении туризм еще не был ни разу, подтверждают участники отрасли. «Ни экономические кризисы 2004 и 2008 годов, ни политический кризис и введение санкций в 2014-м так не влияли на ситуацию, как это сделала пандемия», – говорит директор компании Tsar Voyages Людмила Доронина. Внутренний туризм, который вынужденно начали осваивать путешественники, не спас индустрию. Тем более что в поездках по стране россияне относительно редко пользуются услугами операторов, предпочитая бронировать билеты и гостиницы самостоятельно. Кроме того, фактически под запретом оказался детский и школьный отдых, который раньше составлял заметную долю на внутренних направлениях. «Несмотря на возросшую популярность внутреннего туризма, из-за ограничений на посадку пассажиров и роста цен на билеты и гостиницы количество поездок внутри страны сократилось на 35% – с 68 миллионов до 42», – рассказывает Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями (АУФИ).
На фоне снижения оборотов для туроператоров может оказаться критичной их долговая нагрузка, добавляет эксперт Института мировой экономики и бизнеса РУДН Мохаммед Селим. «Некоторые компании взяли кредиты и получили отсрочку по платежам, но им все-таки нужно будет все возвращать, несмотря на приостановку деятельности. Поэтому бизнес придется закрывать и объявлять банкротство», – говорит он.
Размер имеет значение
По словам Селима, нынешняя ситуация коснулась всех – начиная от крупных операторов и заканчивая маленькими агентствами. Некоторые туркомпании фактически закрыты более года. В то же время игроки, работающие на нескольких рынках, имеют подушку безопасности, могут маневрировать и адаптировать свою стратегию к новым условиям, продолжает эксперт. Он уверен, что компании, которые имеют зарубежные активы или финансируются из-за рубежа, пока в безопасности: у них есть возможность диверсифицировать свой бизнес. Но многие операторы локального уровня находятся на грани закрытия, несмотря на попытки переориентироваться на внутренний рынок. «По нашему мнению, волна банкротств коснется туроператоров среднего звена, – прогнозирует эксперт Института мировой экономики и бизнеса РУДН. – Мелкие компании (микротурфирмы) смогут переждать кризис, закрыв офис, и работать на удаленке, сведя затраты, таким образом, к нулю. Средние турагентства, как и в 2014 году, обанкротятся. Мы помним пример турфирмы «Нева». Однако пока в строю остается топ‑7 системно значимых компаний, рынок будет жить, считает Валерий Емельянов из «Фридом Финанс». Эти операторы обслуживают 80% туристического потока и «фактически держат на себе всю индустрию». «Не исключено, что для поддержки ключевых компаний государство введет некие льготы и послабления, привязанные к доле внутреннего туризма или каким‑то иным показателям. Громких банкротств, вероятно, удастся избежать», – предполагает аналитик.
Небольшая поддержка
Ссылаясь на тяжелое положение отрасли, в феврале участники туриндустрии попросили правительство отменить для них налоги и сборы. Ассоциация туроператоров России (АТОР) направила соответствующее письмо вице‑премьеру Дмитрию Чернышенко. В АТОР считают необходимым освободить профильные компании от налога на прибыль, взносов в Пенсионный фонд, а также фонды медицинского и социального страхования. Кроме того, предлагается ввести для туроператоров налоговые льготы в период с 2022 по 2025 год по аналогии с теми, что раньше вводились для IT‑индустрии. В отличие от других отраслей, туризм не только недополучил прибыль, но и остался с неисполненными обязательствами перед клиентами, подчеркивают в ассоциации. Прошлым летом глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление о возврате денег за аннулированные из‑за коронавируса туры и переносе путешествий. Оно касается тех, кто до 31 марта 2020 года полностью или частично оплатил российские или зарубежные поездки. Согласно постановлению, туроператоры получили 1,5 года отсрочки для выполнения обязательств. Оказать все оплаченные услуги нужно до 31 декабря 2021 года. Путешественники могут рассчитывать на возврат средств или равнозначный тур. Причем, если его стоимость увеличилась, оператор не вправе требовать доплаты. А учитывая выросший курс доллара, подорожало большинство зарубежных поездок. Пока правительство не ответило на предложения отрасли о поддержке и обходится более или менее косметическими мерами. Так, в прошлом году власти уменьшили отраслевые сборы. Взнос в резервный фонд «Турпомощи», из которого оплачивают эвакуацию туристов, снизили до символического 1 рубля. На защите путешественников это никак не скажется, полагают эксперты. «Нужно понимать, что «Турпомощь» и некое страхование ответственности турфирмы – это все‑таки форс‑мажорные варианты. Сокращение отчислений в резервный фонд говорит о том, что расходы на те эпизоды, когда турфирма не сможет своевременно вывезти клиентов, по сути, берет на себя государство», – объясняет Алексей Кричевский. Однако вместе с тем был сокращен и взнос в фонд персональной ответственности туроператоров – с 1% до 0,25% от общей цены турпродукта. Недавно Ростуризм предложил выплачивать из этого фонда компенсации за зарубежные туры, купленные до 31 марта 2020 года. Но пока неизвестно, поддержит ли это решение правительство и хватит ли денег для всех выплат.
Игра на выбывание
Главное финансовое препятствие для туроператоров – не взносы в фонды, а гарантийное письмо от страховой компании, отмечает Мохаммед Селим. Без такого письма компанию исключат из реестра Ростуризма, и она не сможет работать на рынке. Для тех, кто специализируется на выездном туризме, это письмо стоит от 1 до 1,5 млн рублей, говорит эксперт. Вдобавок многие страховые компании сейчас отказываются работать с мелкими игроками, так как банкротство даже маленькой турфирмы может обанкротить самого страховщика. В прошлом году из реестра Ростуризма ушло 230 компаний, напоминает Валерий Емельянов. Сейчас в списке – немногим более 400 операторов. До конца марта им нужно продлить страховки и получить финансовые гарантии. «Рискну предположить, что около 300 фирм или даже больше этого не сделают, а следовательно, будут автоматически вычеркнуты из реестра Ростуризма. В стране останется примерно шестая часть от того числа туроператоров, которые у нас были до пандемии», – прогнозирует аналитик. Этот прогноз уже начинает сбываться. В конце февраля стало известно, что сразу 37 российских тур‑ операторов покинули реестр. Самые частые причины – добровольная самоликвидация, прекращение работы с выездным туризмом или проблемы со страховкой. Поскольку больше половины операторов еще до лета добровольно сдадут лицензии, их клиентам придется через страховую возвращать деньги за перенесенные или отмененные туры, предупреждает Емельянов. «Думаю, в среднем люди потеряют более двух третей того, что они заплатили», – говорит аналитик. В АТОР также признают, что с выполнением обязательств в рамках постановления о переносе туров могут быть проблемы. Хотя у операторов есть 1,5 года на то, чтобы отправить путешественников в ранее купленные поездки, на практике это оказалось почти нереально. Большая часть зарубежных направлений остаются закрытыми. А значит, возможности подобрать равноценный тур очень ограниченны и во многих случаях речь пойдет о денежной компенсации.
Долгое восстановление
Быстро выбраться из кризиса у туристической отрасли не получится – это признают и ее участники, и власти, и независимые эксперты. На протяжении всего 2021 года эпидемиологическая обстановка будет серьезно сдерживать все виды туризма в России и мире, предполагают в Аналитическом центре при правительстве РФ. Это, по мнению специалистов, дает отрасли время для инфраструктурного и институционального развития внутреннего туризма. Нужно вкладываться в гостиничную и региональную инфраструктуру, согласен Алексей Кричевский. По его подсчетам, в эти направления надо инвестировать по меньшей мере 2 трлн рублей с горизонтом освоения 5–7 лет.
Однако маловероятно, что эти средства появятся в отрасли в ближайшее время. Примерно две трети своих доходов российские игроки зарабатывают на путешествиях за рубеж. «Поэтому ключ к выживанию всей туриндустрии – открытие границ. Чем быстрее это случится, тем меньше будут потери со стороны бизнеса», – подчеркивает Валерий Емельянов. К началу марта границы для россиян на взаимной основе открыли более 20 стран. Однако авиасообщение восстановлено не со всеми. К примеру, рейсы в Великобританию были приостановлены еще в конце декабря. Это решение многократно продлевалось и продолжает действовать до сих пор. Кроме того, некоторые страны пересматривают свои обещания открыться для путешественников из России. Так, Кипр планировал принимать россиян с 1 марта. Но в итоге кипрские власти занесли РФ в так называемую «серую» группу стран, откуда допускаются только отдельные категории граждан.
По прогнозам UNWTO, возвращение к уровню 2019 года по количеству международных прибытий займет от 2,5 до 4 лет. «Новости о начале вакцинации повышают желание потребителей путешествовать, но до выздоровления отрасли еще далеко», – поясняет генеральный секретарь организации Зураб Пололикашвили.
Принять риски
С учетом нынешнего положения туризма и туманных отраслевых перспектив путешественникам стоит морально приготовиться к накладкам. Мохаммед Селим советует диверсифицировать риски, отдельно покупая разные услуги – отель, авиабилеты, страховки, трансферы и экскурсии. Билеты и гостиницы при этом лучше бронировать напрямую или через крупные агрегаторы, а трансферы и экскурсии заказывать у надежных международных компаний с агентствами или филиалами в стране назначения. Либо выбирать оператора уровня топ‑10 и приобретать все у него. Однако размер и оборот тур‑ оператора – далеко не гарантия безоблачного отдыха, возражает гендиректор компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин. «Эти показатели не всегда говорят о надежности», – считает он. По его словам, в первую очередь нужно проверять наличие компании в реестре на сайте Ростуризма. Стоит обратить внимание на размер финансовой гарантии и сроки ее действия, которые в реестре тоже отражены. И, конечно, изучить репутацию компании и отзывы в интернете. Сегодня 100% гарантии вылета не дает ни один туроператор и ни одна авиакомпания, добавляет Валерий Емельянов. И дело не только в их финансовом состоянии, но еще и в ситуации с пограничным режимом. Эти риски туристам придется принять. «Причем, подчеркну, нет гарантий ни с пакетным выездом, ни при самостоятельном путешествии, – говорит аналитик. – Если вы готовы рискнуть, стоит выбирать путевку у того оператора, который занимает не меньше 10% рынка. Таких в стране всего семь штук, и им вряд ли дадут обанкротиться».