Пятнадцать лет назад «Глицинию» уже продавали. Дача приглянулась… российским властям. Здесь Владимир Путин побывал в 2004 г. во время официального визита в тогда ещё украинский Крым. Президент Украины Леонид Кучма ничего не имел против того, чтобы на полуострове появилась официальная резиденция российского президента. А пока шли переговоры, на Украине случились выборы и новый президент Виктор Ющенко распорядился контракт по продаже «Глицинии» расторгнуть, вернув аванс.
Изначально госдача, построенная в 1955 г., состояла из 14 комнат, парадной столовой на 40 человек, Каминного и Банкетного залов. Здание находится в полусотне метров от моря, Никита Хрущёв довольствовался пляжем, который был огорожен обычным дощатым забором. А чтобы от моря и солнечных ванн ничего не отвлекало, он распорядился провести прямо туда телефон. Крытый бассейн с подогревом появился здесь только в 1961 г.
Позже инфраструктура расширилась, появились спортплощадка, сауны, баня, бар на берегу, несколько корпусов для отдыхающих. У «Глицинии» пляж с 400-метровой набережной и причалом для яхт, а также прекрасный парк.
Открытые и закрытые
Существовала своя «табель о рангах», касавшаяся размещения на госдачах. Например, «двойка» – госдача № 2, также построенная в Нижней Ореанде, предназначалась для отдыха Председателя Президиума Верховного Совета СССР. «Двойка» представляет собой улучшенный проект «Глицинии», эти дачи возводились и были закончены примерно в одно время.
Принимали здесь зарубежных лидеров. Так, гостил на этой даче глава Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин. Охране и обслуге дачи он запомнился тем, что прибыл вообще без вещей, всё необходимое ему пришлось приобретать в Ялте. А ещё он много времени проводил в парке, у моря, просто наслаждаясь видами, – считал это самым правильным отдыхом.
Госдача № 3, «Малая Сосновка» – небольшой, но вместительный бревенчатый домик – появилась за Массандровским дворцом по распоряжению Сталина в 1949 г. Дом был изготовлен на московской фабрике и собран на месте. Но воспользоваться этой своей дачей «отец народов» уже не успел, больше в Крыму ему не удалось побывать. В доме, состоящем из кабинета, спальни, столовой и нескольких вспомогательных помещений, полностью сохранилась «сталинская» обстановка: массивная, тяжёлая мебель, бронзовые люстры.
Несмотря на скромный вид этой резиденции, здесь часто бывали другие советские лидеры – Никита Хрущёв, Леонид Брежнев. Кстати, именно по распоряжению Брежнева в «Малой Сосновке» появился второй, парадный, объект – «Шатёр». В 1973 г. был возведён стеклянный павильон с переговорным и банкетным залами. Для отделки «Шатра» использовали ценные породы деревьев, гранит и туф. В этих залах руководители СССР, а потом и Украины принимали иностранные делегации, проводили важные переговоры. Виктор Янукович во время своего правления дополнил инфраструктуру резиденции вертолётной площадкой.
«Малая Сосновка» в историю вошла как место… дележа Черноморского флота между Россией и Украиной. Именно в домике Сталина, в его спальне, переоборудованной в ещё один кабинет, встретились в 1992 г. Борис Ельцин и Леонид Кравчук. Сейчас эта резиденция открыта для посещения туристами.
Госдача № 4 – Юсуповский дворец в Кореизе. Для одного из богатейших людей царской России, князя Феликса Юсупова, проект дворца создал знаменитый архитектор Николай Краснов. В украинские времена Юсуповский дворец был передан Ялте и сдан в аренду коммерческой фирме. В люкс-отеле класса VIP, рассчитанном на 57 мест, отдыхали звёзды, состоятельные люди из постсоветских стран и дальнего зарубежья, российские и украинские депутаты.
Площадь территории всего дворцово-паркового комплекса 9,5 га. Сейчас бывшая госдача, принадлежавшая в 1920-х гг. ВЧК, позже ставшая официальной правительственной резиденцией, находится в ведении Управления делами Президента РФ. Сюда водят экскурсии и принимают гостей статусных мероприятий. Во время Ялтинской конференции именно этот дворец занимал Сталин.
От «Маёвки» до «шестёрки»
У некоторых советских руководителей были собственные предпочтения. Член Политбюро СССР Михаил Суслов, например, любил отдыхать на даче № 5 в Мисхоре, которую ещё называли «Маёвкой». Эта вилла, выстроенная в начале ХХ в. чехом Карелом Крамаржем, изначально носила имя «Барбо». В ней насчитывались 13 жилых помещений и 7 служебных, да ещё отдельный флигель и галерея. Здесь были теннисный корт и бассейн, а окружал здание сад с лаврами, кипарисами, маслинами, олеандрами. Национализирована вилла «Барбо» была во время первого пришествия большевиков в 1918 г. А после окончательного установления советской власти в Крыму на вилле – уже «Маёвке» – стали отдыхать первые лица государства, среди которых был, например, военачальник и член ВЦИК Михаил Фрунзе.
Начиная с 1960-х гг. «Маёвку» часто предоставляли зарубежным гостям и делегациям. Когда в 1963 г. в Крым прибыл король Афганистана Мухаммед Захир Шах, Суслова, который как раз наслаждался отпуском, Хрущёв попросил съехать на другую дачу – «четвёрку» в Кореизе. Заодно для афганской же делегации Брежнева, который тогда занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, выселили с занимаемой госдачи № 7 «Чаир» (она тоже находится в Мисхоре), ему пришлось перебраться в Мухалатку.
В «Чаире» до 1966 г. (до занятия должности генсека ЦК КПСС) останавливался Леонид Брежнев. Любил эту дачу председатель КГБ Юрий Андропов – резиденция использовалась и для проведения переговоров.
Маленький крымский посёлок Мухалатка стал местом размещения четырёх правительственных дач: № 6, 8, 9 и 10. Собственно, самой Мухалатки уже нет – её территорию полностью заняли госдачи № 6 и 9 – те, что ближе к морю. А верхняя часть посёлка теперь именуется Олива.
«Шестёрка» (как и госдача № 10) считалась резервной, в советское время её «придерживали» именно для статусных гостей, но не «первых лиц». Известна она тем, что в неё в 2000-х гг. не единожды наезжал украинский экс-президент (а тогда депутат Верховной рады, позже министр) Пётр Порошенко.
Последний отпуск Андропова
Госдача № 8 построена на месте дворца купца и мецената Кокорева. В этом роскошном здании в 1920-х гг. устроили дом отдыха, тут бывали Сталин, Фрунзе, Бухарин, Крупская, Орджоникидзе. Во время войны здание было не полностью разрушено, уцелело и было сохранено крыло, где жила Надежда Крупская.
«Девятка» в советское время была любима первым секретарём ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким. Там в последний раз, незадолго до смерти, провёл отпуск генсек Юрий Андропов. Президенты Украины тоже регулярно здесь отдыхали и работали: «девятка» строилась не только как резиденция, но и как место для переговоров, на территории можно разместить гостей. Здесь были выстроены прекрасные теннисные корты и 25-метровый бассейн с морской водой… «Объект «Заря», она же госдача № 11, был выстроен в середине 80-х гг. прошлого века. Переполненная отдыхающими Ялта и ближайшие курортные посёлки уже не были тихими, уединёнными, а морская вода у берега достаточно чистой. Место для новой резиденции нашли у мыса Сарыч, в паре километров от посёлка Форос.
Основное здание «Зари», занимающей около 50 га, – трёхэтажный дворец, отделанный мрамором, с алюминиевой черепицей (для усиления сейсмобезопасности). Здание окружено большим парком, для которого специально завозили чернозём. На территории есть административные и хозяйственные постройки, гостевой дом, кинозал, спортивные и теннисные площадки, бассейн, дорожки для бега, собственные пляжи, к которым можно добраться на лифте или эскалаторе.
Именно здесь первый свой отпуск в качестве главы государства провёл Михаил Горбачёв.
У украинских президентов отношение к «Заре» было разное: её очень любил Леонид Кучма (по его приглашению там дважды отдыхал Борис Ельцин с женой). А вот Виктор Ющенко предпочитал отдыхать в других крымских резиденциях, хотя по его распоряжению интерьер некоторых помещений поменяли.
Два охотничьих домика – «Дубрава-2» и «Зелёный Гай» – относились к комплексу госдачи № 12.
В апреле 2014 г., после возвращения Крыма в Россию, Госсовет республики принял решение о национализации 10 госдач и резиденций.
Была передана в собственность республики госрезиденция № 3 в Массандре «Малая Сосновка. Шатёр». Национализировали охотничий домик в урочище «Дубрава-2» на территории Крымского природного заповедника, резиденцию «Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс» в Кореизе. «Маёвка» и «Чаир» (госдачи № 5 и 7), а также четыре объекта в Оливе (бывшей Мухалатке) и резиденцию «Заря» в Форосе.
Все числятся гособъектами, распоряжается ими служба охраны ФСО РФ в Крыму. Масштабные работы на госдачах в Оливе, новые заборы и ограждения вызвали недовольство местных жителей. В посёлке, на который распространяется режим охранной зоны госдач, теперь запрещено возведение любых капитальных строений без согласования с ФСО.
Мнение эксперта
Историк, член общественного совета при Государственной архивной службе Республики Крым, руководитель ООО «Крымские межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарёв:
– Для дач советских лидеров в Крыму использовали как уже имеющиеся здания, так и строили эти объекты «с нуля». Юсуповский дворец в Кореизе, например, в 1921 г. стал местом отдыха сотрудников ВЧК, позже здесь была официальная резиденция Сталина – госдача № 4. Вилла «Барбо» в Мисхоре также стала правительственной дачей. В середине 1950-х гг. начались «большие дачные стройки» в Крыму, одна за другой возникали недалеко от моря резиденции, пригодные для круглосуточного проживания.
В 1920-х гг. многочисленные виллы, дачи, усадьбы Южнобережья распределялись и перераспределялись между различными ведомствами. Лучшие из лучших, как, например, курорт Суук-Су, становились домами отдыха аппарата ВЦИК, хороший выбор имели чекисты и военные. Например, особняк «Уч-Чам» княгини Марии Барятинской занимали сначала команды связи 412-го и 413-го полков, а затем он стал одним из корпусов санатория Ленинградского военного округа. Ялтинский дворец графа Мордвинова превратился в санаторий Наркомата ВМС СССР, а потом там отдыхали высшие чины Минобороны.
Порой ведомства вступали в схватки за здания. Например, имение «Сельбилляр», принадлежавшее тоже роду Барятинских, было сначала передано Наркомпросу и превратилось в Народно-художественный музей – сюда свозили картины, гравюры, иконы из национализированных имений и особняков. В 1924 г. здание потребовалось Наркомздраву для организации дома отдыха для крымских татар. Битва ведомств длилась 3 года, музей был закрыт (этому способствовало землетрясение 1927 г., нанёсшее урон зданию). Его восстановили, но назначение здравницы изменили, организовав противотуберкулёзный санаторий.
Стоит отметить, что при «освоении» южнобережной элитной недвижимости власть не забывала о ленинском декрете от 21 декабря 1920 г., в котором предписывалось использовать дворцы бывших царей и великих князей «под санатории и здравницы рабочих и крестьян». Самый известный из них – «крестьянский курорт Ливадия».