ТОП 10 лучших статей российской прессы за July 7, 2020
После пандемии в церковной среде вспыхнула дискуссия
Автор: Геннадий Окороков. Вечерняя Москва
Вчера митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл написал открытое письмо духовнику Среднеуральского женского монастыря схиигумену Сергию. Архиерей заявил, что проповеди схиигумена «полны не только глупостей, но и клеветы и лжи». На волне ограничений, предпринятых для борьбы с эпидемией, возникли и другие разногласия среди духовенства Русской православной церкви. «ВМ» подробнее разбирается в скандалах, возникших внутри церковной ограды.
Из режима ограничений духовенство и прихожане выходят не только с молитвами, но и с чередой необычногромких скандалов, подобно граду, обрушившихся церковное строение.
Мятежный игумен
Самый громкий скандал связан с именем схиигумена Сергия, духовника Срендеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Проповеди отца Сергия регулярно появляются в русском сегменте интернета, но с декабря прошлого года, когда схиигумен сделал заявление, что страной управляет чуть ли не предтеча Антихриста, церковное священноначалие, до этого смотревшее на речи монаха сквозь пальцы, решило высказаться. Сама ситуация, когда высшие иерархи Русской православной церкви выступают с публичным порицанием своих подопечных, хоть и не редкость, но каждый такой случай получает определенный резонанс. На этот раз ситуация заострилась особенно, поскольку из уст лица духовного звучали слова, которые обычно привыкли слышать от непримиримых оппозиционеров.
Слова отца Сергия произвели эффект, подобный искрам, упавшим на сухую траву.
Екатеринбургский и Верхотурский митрополит Кирилл, который несет ответственность за духовную жизнь чад в том числе и Срендеуральского монастыря, запретил отцу Сергию проповедовать.
— Вы не должны возглавлять совершение Божественной Литургии и сослужить на ней, равно как не должны совершать иные общественные и частные богослужения, Таинства и требы, не исключая чин экзорцизма. Это требование тем более уместно, что Вы предпочли уйти за штат клира Екатеринбургской епархии, что само по себе предполагает ограничение прав священнодействия. Вы не можете принимать исповедь ни в храме, ни в келии. Вы не можете покидать территорию ИоанноБогословского мужского скита без моего письменного благословения. Вы не можете совершать монашеские постриги и благословлять кому-либо их совершение. Вы не лишаетесь права возлагать на себя наперсный крест и причащаться Святых Христовых Таин, — гласил указ правящего архиерея. Формулировки не допускали каких-либо разночтений и не располагали к расширенному толкованию.
— По православному учению, церковь в любом случае сохраняет единство, даже если от нее отделяются некие люди.
Что касается самого схиигумена Сергия, сохранил ли он единство с церковью, то у меня есть сомнения на этот счет. У меня нет совсем свежей информации по нему, поскольку я не слежу внимательно за каждым его заявлением, но его направление конечной точкой имеет раскол. Не оказаться в расколе он может, если покается. Это в принципе возможно, — так прокомментировал «ВМ» ситуацию священник Георгий Максимов.
Последовало еще несколько видеозаписей отца Сергия, где он призвал привлечь к ответственности власть предержащих.
Спустя месяц последовал указ о запрещении в священнослужении без права ношения наперсного креста впредь до решения епархиального суда Екатеринбургской епархии.
Это одна из самых строгих санкций, которую может наложить священноначалие на клирика. Но и эта мера не смирила мятежного монаха.
Чем более ужесточались меры против отца Сергия, тем более он распалялся. В середине июня обращения следовали чуть ли не каждый день. Снова появилась тема Антихриста, управляющего страной, к которой монах добавил, что церковный суд его не может судить, но только Поместный собор. Дошло до того, что настоятельница монастыря игуменья Варвара с сестрами покинула обитель.
Известный консервативный публицист, редактор сайта, где выступают авторы, придерживающиеся в основном сходных взглядов, Анатолий Степанов, который достаточно редко выступает с критикой церкви, на этот раз заговорил даже о расколе:
«Схиигумен Сергий (Романов) в течение полугода своими проповедями и заявлениями последовательно нагнетал атмосферу вокруг себя, повышал градус критики сначала государственной власти, а потом и церковной… Он отказывается подчиниться и епархиальному церковному суду, и своему правящему архиерею, и Священному Синоду, и Святейшему Патриарху. Вполне логично в итоге, что он заявил о том, что прекращает поминать Патриарха и своего правящего архиерея, т. е. схиигумен Сергий уходит в раскол».
Что интересно, не все консерваторы-традиционалисты приняли эту позицию. Еще один известный православный публицист Константин Душенов стоит за отца Сергия. Он утверждает, что в речи отца Сергия нет ничего, что противоречит вероучению православной церкви.
Среди верующих у схиигумена тоже есть группа сторонников, которые группируются вокруг монархической идеи. В социальных сетях они активно обсуждают ситуацию. Критические высказывания в свой адрес они воспринимают в штыки и настойчиво демонстрируют неготовность вести какой-либо диалог. Точка зрения отца Сергия признается единственно верной, а остальное — от лукавого.
Слова протоиерея Петра Мангилева, члена церковного суда Екатеринбургской епархии, о схиигумене Сергии объясняют, почему его речи признали опасными.
— …«Проповедь» не в мирном духе выдержана и содержит агрессивные призывы, которые несвойственны христианину и не должны звучать ни с церковной кафедры, ни из уст священника, тем более схимника. Понимаете, слово, которое говорит священник, даже если он, кажется, говорит от себя и даже оговаривается, что это его личное мнение, все равно так или иначе воспринимается слушающими в сопряжении с его саном. И если он говорит неразумное, это вызывает обличение церкви в целом. Здесь священник все равно говорит не как частное лицо, как бы он ни старался. Все равно авторитет сана он использует, что, конечно же, привело к соблазну многих людей, — сказал Петр Мангилев.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.