Минэкономики направило в регионы ориентировочные цифры измененного макропрогноза до 2024 года. Следующий трехлетний бюджет составляется исходя из предположения о том, что в 2021 году рост ВВП с избытком компенсирует падение 2020 года, а в посткризисной реальности не будет опускаться ниже 3% в год. К сентябрю можно ожидать и дополнительного улучшения прогноза, что на деле может увеличивать, а не уменьшать напряженность бюджетного процесса.
По состоянию на июль 2021 года Минэкономики ожидает по итогам этого года как минимум полной компенсации падения ВВП за прошлый год. По данным “Ъ”, ведомство для целей бюджетного проектирования в регионах информировало власти регионов РФ о текущей версии (по состоянию на начало июля) и параметрах среднесрочного макропрогноза до 2024 года. Прежний, представленный в правительство в середине апреля, предполагал выход на докризисный уровень ВВП РФ осенью 2021 года и рост в 2021 году на 3,3% (в 2020 году этот показатель ожидался на уровне 2,9%). Формально прогноз пока не изменился, новая официальная его версия готовится Минэкономики к концу августа. Ведомство пошло на то, чтобы представить регионам обновленные цифры во избежание занижения параметров региональных бюджетов, которые составляются уже сейчас, и это решение поддержано правительственной комиссией по бюджетным проектировкам.
На практике это означает, что проект бюджета на 2022–2024 годы по крайней мере пока составляется — исходя из тех же цифр. В частности, в этой версии рост ВВП в 2022 году, по мнению экономистов Минэкономики, составит 3,8%.
Учитывая падение ВВП в 2020 году на 3%, из этого следует, что восстановительный рост 2021 года с небольшим избытком (около 0,6%) компенсирует прошлогоднее падение.
Ведомство теперь считает, что даже несмотря на осложнение эпидситуации (схожие цифры заболеваемости, но по крайней мере сейчас без волны локдаунов) экономика РФ уже вышла на докризисные показатели.
Основные изменения в прогнозе в сравнении с апрельским вызваны в первую очередь изменением дефляторов ВВП (номинальный ВВП в новой версии вырастет почти на 40% с 2020 по 2024 год), в основном это следствие изменения оценок нефтяных цен. Минэкономики по-прежнему полагает, что на 2021 год придется пик нефтяных цен (среднегодовая цена $65,9 за баррель ниже, чем текущие), в 2022 году снижение будет незначительным ($64,8 за баррель), в 2024 году цены снизятся до $57,4 за баррель.
В свою очередь, ведомство ждет существенного укрепления рубля в 2022 году, до среднегодового 70,2 руб./$ с возвратом к 72,8 руб./$ к 2024 году. Инфляционные прогнозы на 2021 год усилены — 5% по итогам года. С одной стороны, в министерстве уверены в том, что в июле «инфляция начинает выдыхаться» и к концу 2021 года вернется к «таргету» Банка России в 4% годовых и останется на том же уровне. С другой стороны, Минэкономики обращает внимание на то, что Россия сейчас не выглядит в международном сравнении страной с высокой инфляцией (если не брать в сравнение Японию или Швейцарию): прирост уровня инфляции в РФ в 1,1 п. п. существенно ниже прироста в еврозоне (2,3 п. п.), США (3,6 п. п.), Бразилии (3,5 п. п.), не говоря о Малайзии (5,8 п. п.) и экономике-лидере по абсолютному приросту цен летом 2021 года — Турции (порядка 16% год к году, прирост уровня — 2 п. п.).
На практике это, видимо, будет означать немалый вклад импорта инфляции в российское потребление при нейтральной политике ЦБ.
Пока неизвестно, действительно ли мировая экономика вступила в полосу повышенной инфляции и на какой срок, но последнее решение Европейского центробанка, вполне допускающего и даже приветствующего превышение таргета по инфляции в еврозоне (2%), выглядит симптоматично. В мире после пандемии COVID многие, кажется, будут готовы попытаться «разменять» более высокий рост цен на экономический рост, тогда как в России при «бюджетном правиле» и достаточно уверенной денежно-кредитной политике ЦБ, в которой избегают мягкости, такое развитие событий менее вероятно. Отметим, что пока никаких сведений о федеральных бюджетных проектировках нет, судя по отдельным комментариям последних недель, в Белом доме не готовы отказываться от утвержденной еще год назад бюджетной консолидации в рамках «бюджетного правила», и бюджетная политика будет в 2022–2023 годах умеренно жесткой.
Вполне позитивный «промежуточный» прогноз Минэкономики, где сейчас скорее беспокоятся о недоинвестировании и возможном ограничении роста ВВП,— во многом попытка правительства не превратить бюджетную политику в неумеренно жесткую. С точки зрения большинства параметров прогноз очень позитивен. Так, рост инвестиций в 2022 году ожидается на уровне выше 5% год к году, реальной зарплаты — на 2,4–2,5% в год, реальных располагаемых доходов — на том же уровне, что на практике означает относительно медленное восстановление предпринимательских доходов, но в этой части к августу возможно улучшение оценок.
Вообще, исходя из текущих трендов, даже с учетом слабых темпов вакцинации и новой эпидемической вспышки к августу прогноз Минэкономики будет оптимистичнее представленной сейчас «справочной» версии для регионов.
Впрочем, это довольно умеренный оптимизм. Так, в обработке Минэкономики не ждет никаких чудес до 2024 года, когда рост в ней должен составить 3,7%. На 2021 год это всего 2,5% на фоне того, что во всем промпроизводстве ожидается среднегодовой рост в 4% (за счет восстановления ТЭК). Оборот розницы будет расти, по этим оценкам, на 2,9–3% в год (в 2021 году ожидается что-то вроде вакханалии потребления, 6,9% роста продаж в товарах и 14,3% в услугах после спада в 3,2% и 14,8% соответственно в 2020 году). Наконец, экономическое ведомство ждет снижения уровня безработицы к 2024 году до 4,5% (в 2021 году — 5,1%, в 2022-м — 4,7%) при ощутимом росте числа занятых в экономике — до 72,4 млн при «кризисных» 70,6 млн в 2020 году, и это даже с учетом пенсионной реформы — спорное предположение с учетом российской демографии и ожидаемых миграционных трендов.
Таким образом, по существу базовое предположение Минэкономики — в 2022 году экономические последствия пандемии можно будет считать исчерпанными, все возвратится в докризисное состояние, но с лучшими, возможно, существенно лучшими перспективами. Вчера же «ВТБ Капитал» выпустил аналитический обзор «Станет ли 2022 год повторением 2019-го?», из которого вполне следует: скорее всего, станет. При всей благостности прогнозов, отметим, второе полугодие 2021 года — достаточно опасный период с точки зрения рисков смены курса. Соблазн попытаться превратить неплохую ситуацию в «прорывную» очень велик, и бюджетный торг, идущий сейчас практически бесшумно, может в одночасье стать очень острым. У федеральной власти сейчас заведомо есть деньги и возможность увеличивать госрасходы, тогда как финансовая стабильность как вещь, уже имеющаяся, может цениться меньше.