Перед матчем в Никосии освежил в памяти встречу этих же двух сборных на Кипре менее чем двумя годами ранее в квалификации Евро-2020. 5:0 c еще, наверное, десятью упущенными голевыми моментами. Честно говоря, детали той игры из головы уже успели вылететь, так что смотрел нарезку моментов и удивлялся — сборная России была похожа на ураган. Соотношение ударов было — 3-25, в створ — 0-13. Да, у киприотов случилось удаление, но уже при счете 0:2 и после полудюжины голевых моментов.
Смотрел я этот видеоотчет, вспоминал также 4:0 с Шотландией в том же отборочном цикле — и понимал, что это была еще чуть-чуть изменившаяся сборная с ЧМ-2018. И что сто раз прав Андрей Талалаев, сказавший после этого Евро, что команду Станислава Черчесова сгубил перенос турнира на год. Потому что именно за это время ресурс той команды выработался, а новую тренерский штаб начал строить только перед финальным турниром чемпионата Европы. А то и по ее ходу, если вспомнить замены Шунина и Семенова на Сафонова и Дивеева после матча с Бельгией.
И вот — новая игра на Кипре. Счет, слава богу, в нашу пользу — и давайте этот главный факт тоже не будем воспринимать как должное, поскольку команда Валерия Карпина забила киприотам на два гола больше, чем в марте Словения и Словакия вскладчину. Надо уметь ценить любую победу.
Игру сделали те, кто в порядке в РПЛ
Вот только других хороших новостей в ней было немного. Внезапный плеймейкер Федор Смолов, отдавший обе голевые передачи. И если в первом случае он классно придержал мяч и вовремя катнул его под пулевой выстрел Александру Ерохину, то второй пас понравился мне даже больше — «шведой», в одно касание, тоненько. В «Локомотиве» Рифат Жемалетдинов отдает результативные передачи Федору, в сборной тот вернул партнеру должок. И Рифат хладнокровно исполнил, положив вратаря, — хотя в какой-то момент показалось, что может уже и не забить. Первый его гол за сборную, кстати, — мои поздравления!
Если выход в стартовом составе Смолова напрашивался и скорее вызывало удивление, что он в своей нынешней форме не получил ни минуты с Хорватией, то появление с первых секунд Ерохина считаю главным кадровым достижением Карпина в этом матче. Не соглашусь с теми, кто всю заслугу в первом голе приписывает Смолову, — разделил бы ее между ассистентом и голеадором пополам, а то и с небольшим перевесом последнего. Потому что поди еще попади в «девятку» с такого угла, если ты игрок РПЛ. Но зенитовец и играет здорово на старте сезона — как и Смолов и Жемалетдинов. Сработали те, кто пока в наибольшем порядке по сезону. В этом смысле все логично. Кстати, Ерохин вскоре после истечения первого получаса игры еще и голевой момент Кипра нейтрализовал, бросившись под удар с убойной позиции. Так что он во всех смыслах молодец.
Аплодисменты и Гильерме — за продолжение уверенности и спокойствия, показанных им в матче с Хорватией. Работы-то у него сейчас внезапно оказалось не меньше. Тренер вратарей сборной Виталий Кафанов здраво рассудил, что после безупречной игры русского бразильца с фаворитом группы менять голкипера — занятие лишнее. И опять же — как уверенно работает Гильерме в чемпионате страны (Суперкубок не берем), то же происходит и в национальной команде.
У меня нет ни малейших вопросов к Карпину по стартовому составу. Суператакующему — что логично с Кипром. Одновременно в нем вышли Смолов, Алексей Миранчук, Денис Черышев (два года назад сделавший тут дубль), Александр Головин, Ерохин. То, что Арсен Захарян теперь оказался в запасе, при режиме игр сборной через два дня на третий для 18-летнего парня выглядело логично.
16-9 по ударам в пользу Кипра
А вот дальше хорошие новости быстро закончились. Суператакующий состав не означает суператакующий футбол.
По ударам — 16-9 в пользу Кипра. Это что вообще такое? Особенно если вспомнить 25-3 в пользу России в 2019-м. Да и даже 4-3 в створ в нашу пользу на фоне тех 13-0. Три желтые карточки у нашей команды. И 19-8 (!) по фолам.
Не понимаю, почему Россия встала после 10-й минуты. Игра давалась, забили (теперь уже понятно — слава богу) быстрый гол, еще моменты были. Додавите, забейте второй — вопрос почти закрыт. Как это, собственно, и произошло два года назад.
А теперь наши после гола Ерохина чуть поатаковали еще — и решили отчего-то перекурить. Рассудив, видимо, что Кипр забьет парочку в свои ворота сам — даже без наших заходов в его штрафную. Но дальше почти до конца тайма шло хуже и хуже. Киприоты сначала середину перейти не могли, потом увидели — играть-то дают. После 30-й минуты осмелели окончательно — и тут пришлось Ерохину под потенциально голевой удар бросаться, Гильерме удар с близкого расстояния вылавливать, а еще один пришелся выше ворот. Россия же на все это только одной хорошей атакой и ответила, но Миранчук пробил во вратаря, а Черышев — в защитника.
Невозможно было оценить 30 минут тайма — с 10-й по 40-ю — позитивно. И начали возникать серьезные опасения, что если во второй половине сыграть так же пассивно, могут приключиться и крупные неприятности, как в марте 1997-го. В сенсационном и роковом для сборной России ничейном отборочном матче ЧМ-98, после которого в раздевалке произошло что-то такое, что Борис Игнатьев больше не вызывал Мостового и Карпина...
Гол Жемалетдинова вскоре после начала второго тайма заставил было выдохнуть (слегка), но после 60-й минуты, как точно сформулировал Карпин, стало «очень плохо». Называя вещи своими именами, Кипр целыми отрезками Россию просто возил. Тогда как у нас, за исключением первой десятиминутки, более не было ни одного отрезка с преимуществом. То, что островитяне в итоге так и не забили, больше похоже на не слишком заслуженную удачу. С середины второго тайма посыпался фол за фолом — наши игроки за хозяевами элементарно не успевали. А в последние 15 минут наша команда и вовсе постыдно отбивалась.
Почему сборная встала?
После игры главный тренер оценил игру правильно и адекватно. Черное назвал черным. Вопрос по его тезисам у меня возник другой — какие могут быть проблемы с физподготовкой, о которых Карпин сказал? В сентябре-то. И что тогда будет в ноябре, когда у россиян традиционно сыплется «физика»?
С чего этим проблемам быть сейчас? «Спартак», «Рубин» и «Сочи» не дотянули до второго этапа квалификации Лиги чемпионов и Лиги конференций соответвенно, то есть провели всего по два лишних матча в сравнении с остальными. «Зенит» с «Локомотивом» в еврокубках пока вообще не начинали. Кубка России для клубов РПЛ еще не было.
Откуда усталость, которая действительно, исходя из событий на поле в Никосии, была очевидна? После Евро, бедненькие, толком не отдохнули? А что тогда говорить об игроках сборных, которые прошли дальше группового турнира и вообще дошли до конца?
Не стал бы пока ни за это утомление, ни за обилие вдруг случившихся травм предъявлять тренеру по физподготовке Луису Мартинесу, с которым Карпин, кстати, советуется больше всех на скамейке во время матчей. На данный момент у Мартинеса элементарно не было времени как-то воздействовать на командные процессы — если не считать уход прежних врачей сборной во главе с Эдуардом Безугловым, не нашедших с ним взаимопонимания. Когда на пресс-конференции после Хорватии кто-то спросил Карпина о том, как будет строиться подготовка к матчу на Кипре, тот рассмеялся: какая, мол, подготовка, если завтра у нас восстановление, а послезавтра — уже предыгровая тренировка? Когда в этом смысле Мартинес мог что-то сделать в любую сторону?
Сезон едва успел начаться, а сборная включила режим доходяг. Это тревожит — в октябре-то играть в Словении и со Словакией, а в ноябре — в Хорватии. Там-то что будет?
Головин и Миранчук пока не тащат
И еще. Карпин все-таки решил ротировать капитанов, как они с Георгием Джикией и анонсировали на пресс-конференции перед Хорватией. С повязкой на Кипре вышел Дмитрий Баринов. Но игра ему откровенно не удалась. Похоже, его, вроде бы уверенного в себе парня, капитанство в сборной сковало, а не раскрепостило. Хотя, может, дело в том, что и в чемпионате полузащитник после перенесенной операции на крестообразной связке колена далек от оптимальных кондиций — и Карпин хотел тем самым подхлестнуть его уверенность в себе. Увы, нет ощущения, что это сработало.
Нет ощущения, что интегрированы уже в игру новой сборной легионеры — Головин и Миранчук. Футболист «Монако» действует слева в тройке полузащитников, и не сказать, что доставка мяча из обороны в атаку в его исполнении выглядит убедительной. А главное, роль вожака команды, которая, казалось бы, полагается ему по статусу, все никак не придется Александру впору.
Миранчук с Хорватией играл ложную «девятку», с Кипром — правого форварда, но непохоже, что любая из этих позиций ему так уж хорошо подходит. А роли «десятки» в карпинских 4-3-3 просто нет. Расположить трех полузащитников не в линию, а треугольником с Миранчуком на вершине? Ну уж с Кипром и Мальтой это точно можно сделать. А вот с более сильными соперниками — уже рискованно.
В общем, это была плохая игра при хорошем вроде бы составе. С более сильной командой очки мы потеряли бы обязательно. Здесь, к счастью, этого не произошло. Но по ходу осени сборная России привыкла из года в год регрессировать, а не наоборот. И даже если команда наберет сейчас в трех матчах семь очков — тревога никуда не уйдет. Если уж отбиваемся на Кипре — что будет с теми, кто лучше?