Жилищно-коммунальному комплексу требуется снижение государственного влияния на отрасль и стимулирование самих жильцов к модернизации их недвижимости, говорится в аналитическом докладе Центра стратегических разработок (ЦСР), посвященном проблемам ЖКХ. ЦСР рекомендует изменить пропорции затрат на жилищные и коммунальные услуги в пользу первых. Фактически центр предлагает увеличить коммунальные тарифы, которые сейчас не покрывают текущие издержки из-за законодательных ограничений, а за счет экономии ресурсов и энергоэффективности повысить качество жилищных услуг.
Стратегической задачей на ближайшие десять лет для российского жилищно-коммунального комплекса является «структурный маневр», следует из аналитического доклада ЦСР «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой». Предполагается, что вместо «замораживания» тарифов на коммунальные услуги необходимо стимулировать работы по повышению энергоэффективности жилищного фонда — при сохранении нынешнего уровня средней доли расходов домохозяйств на оплату ЖКУ (11%). Текущие обязательные платежи граждан за капремонт (в январе—мае 2018 года собрано 68,1 млрд руб.) эту задачу не решат, «более того, ее решение административным путем заведомо не приведет к положительному результату», говорится в докладе. Целесообразным в ЦСР считают увеличение расходов на содержание жилья за счет их перераспределения внутри совокупного платежа: «Необходимо капитализировать деньги на улучшение недвижимости, а не на оплату потерь тепла и воды».
Главное решение для запуска инноваций в жилищном секторе ЦСР видит в уходе от политики государства «все или почти все решать за собственников жилья», стимулировании частных инициатив жителей, повышении ответственности собственников жилья за состояние недвижимости, а также в упрощении процедуры принятия решений.
Например, отсутствие ответственности сособственников по общим обязательствам (на основании решений общего собрания), в частности, препятствует привлечению кредитных средств для проведения капремонта или повышения энергоэффективности — «сообщество собственников не рассматривается в качестве заемщика, а ТСЖ справедливо считаются ненадежными заемщиками». В результате управление собственников общим имуществам замещается «внешним управлением». Стимулировать собственников предлагается созданием для них относительно недорогих кредитных продуктов, а также компенсацией части расходов на повышение энергоэффективности из бюджета в зависимости от результата.
Параллельно с привлечением средств жильцов в модернизацию жилого фонда ЦСР рекомендует заниматься и общим обновлением коммунальной инфраструктуры. Пока низкое качество коммунальных услуг и ненадежность инфраструктуры объясняется высоким износом основных фондов и плохим финансовым состоянием коммунальных предприятий. При этом ключевая причина тяжелого финансового состояния коммунального сектора — тарифы на коммунальные ресурсы, не покрывающие текущие издержки (в частности, из-за политического ограничения на рост тарифов ниже уровня инфляции). «Изменение ситуации зависит в первую очередь от снижения такого административного (а сейчас — и законодательного) давления и децентрализации полномочий по установлению тарифов до муниципального уровня»,— считают в ЦСР. Возможный рост коммунальных тарифов, по мнению авторов доклада, может стимулировать и снижение расходов на коммунальные ресурсы за счет существенного уменьшения потребления ресурсов (в первую очередь тепловой и электрической энергии).