Мы с Джессикой начинаем разговор с ее последнего фильма «Глаза Тэмми Фэй» (18+). Это байопик о телепроповеднице, которая вместе с мужем Джимом Беккером создала в 1970‑1980‑х годах крупнейшую в США религиозную телесеть и даже тематический парк развлечений. Личность противоречивая: она одной из первых заговорила на телевидении о ВИЧ и много сделала, чтобы снять стигму с заболевания. В то же время и Тэмми Фэй, и ее мужа обвиняли в финансовых махинациях. Более того, Беккера приговорили к 45 годам тюрьмы за изнасилование — позже, правда, он обжаловал решение и даже вернулся на телевидение, проведя в заключении всего пять лет. В общем, странную парочку предстояло сыграть Честейн и Эндрю Гарфилду.
Настолько странную, что перед съемкой первой сцены Джессика собрала коллег в круг помолиться. Нет, вовсе не из-за собственных религиозных убеждений, а потому что именно так поступила бы ее героиня: «Так я моментально вылетела из зоны комфорта. Это был способ выбраться из собственной головы и сосредоточиться на чужой и чуждой мне личности». Вернее, один из способов. Во время работы над ролью Джессика встречалась с родственниками Фэй, брала уроки вокала и стоически терпела семичасовой грим. «Честно говоря, я была в ужасе, когда мы приступили к съемкам, — признается она. — Пришлось играть невероятно эмоционального человека. Тэмми Фэй ничего не стоило горько расплакаться, а через пару минут рассмеяться. А под всем этим гримом я даже воздуха не чувствовала».
В чем сила, Джессика?
Чувствительная Тэмми Фэй — скорее исключение в фильмографии Честейн. Если пробежаться по главным фильмам актрисы, выяснится, что чаще всего она играет сильных женщин: например, беспринципную лоббистку в «Опасной игре Слоун» или аналитика ЦРУ, которая ведет охоту на Усаму бен Ладена в «Цели номер один». Хотя, интересуюсь я у Джессики, уместно ли в 2022 году использовать словосочетание «сильная женщина»?
По ее мнению, нет: «Это значит, что мы поддерживаем предубеждения. Считается же, что большинство женщин слабые. Но ведь на самом деле мы способны на невероятные вещи! Например, родить ребенка».
В марте Честейн исполняется 45 лет, и более двадцати из них она работает в индустрии, где идет борьба за гендерное равенство. В 2017‑м Джессика была в числе звезд, кто публично отреагировал на первое расследование о харассменте в Голливуде — его провели журналисты The New Yorker и The New York Times. Тогда она написала в твиттере, что о процветании харассмента ее предупреждали еще до начала карьеры, и отрицать происходящее — значит поддерживать и укреплять его.
«Все мои знакомые женщины очень сильные. Просто нам всем с рождения промывают мозги».
А за год до этого Честейн открыла продакшен-компанию Freckle Films, ориентированную именно на женщин. «Я использую свои возможности, чтобы рассказывать истории, которые считаю важными», — поясняет она. Кстати, «Глаза Тэмми Фэй» — продюсерский проект Джессики. В производство фильма «Код 355» о женщинах-спецагентах она тоже вложила деньги. Помимо Честейн в нем сыграли Пенелопа Крус, Диана Крюгер, Люпита Нионго и Фань Бинбин, и все они согласились на меньшие гонорары, чем обычно. Правда, Джессика предложила коллегам процент от кассовых сборов: «Но все сказали мне, что впервые за карьеру почувствовали себя хозяйками фильма. Это очень простая, но радикальная для нашей индустрии идея: если известность актрис используют для раскрутки кинокартины, так почему бы им не стать ее боссами с самого начала? Может быть, мы изменим наконец систему, в которой ценность женщины определяется ее возрастом и красотой? Я уверена, что сможем!»
Одна перспектива совершить революцию в Голливуде будоражит Джессику, и она продолжает: «Ни один из моих фильмов не снимался в Лос-Анджелесе, так почему я должна слушать какого-то парня, который сидит в своем офисе и с которым я никогда не встречалась? Нет ничего более сильного и пугающего, чем хорошо организованная и наделенная властью группа людей. И если подумать об этом, начинаешь понимать, почему вся индустрия прицельно работала на то, чтобы женщины в ней держались порознь».
Говорит спасибо
Актриса бросала вызов не только Голливуду, но и жизненным обстоятельствам. Она выросла в Северной Калифорнии, в любящей, но бедной семье. Джерри Честейн была еще подростком, когда родила Джессику, и в метрике вместо имени отца девочки поставили прочерк. Существует версия, что юная мама актрисы, будучи фанаткой рок-музыканта Майкла Монастерио, могла забеременеть от него. Но сама Джессика ее не подтверждает. Девочку растил отчим Майкл Хейсти, который работал пожарным, Джерри стала поваром в вегетарианском ресторане.
Старшая из пяти детей, в школьные годы Джессика увлеклась театральными постановками. На уроки актерского мастерства денег не было, поэтому девочка выполняла несложные поручения преподавателей студии. «Мне повезло, что вокруг были люди, которые видели мои страдания и понимали, как мне плохо. Они мне помогли, и лишь благодаря им я сейчас на своем месте, — говорит Честейн. — Позже я никогда не думала, как получить побольше от своей известности, мне даже тошно говорить об этом. И мой бунтарский дух, думаю, появился из-за условий, в которых я выросла. У нас было мало вещей, иногда не хватало денег даже на еду. Я не хочу, чтобы другие люди побывали на моем месте».
После окончания обычной школы Джессика поступила в Джульярдскую — это одно из самых престижных в США учебных заведений в области искусства. И первой в своей семье получила высшее образование. Разумеется, денег на оплату колледжа не было, но Честейн выиграла именную стипендию Робина Уильямса: каждые два года проходил конкурс, по результатам которого актер полностью оплачивал учебу одного из студентов.
Они так никогда и не встретились — «Я стеснялась, вдруг он подумал бы, что я его преследую?» — но до сих пор в своих интервью Джессика не устает говорить, что невероятно благодарна Робину.
Движение вверх
Закончив обучение, Честейн несколько лет играла в театре, снималась в малобюджетных фильмах и сериалах, но действительно заметных ролей ей не давали. Все изменилось в 2011 году, в ее 34 года. Сначала Джессика снялась у Терренса Малика в «Древе жизни», потом появилась в «Прислуге», за которую получила первую номинацию на «Оскар». В тот же год вышло еще четыре фильма с ее участием. И после этого карьера Джессики Честейн начала стремительно развиваться.
Насколько тебе повезло воспользоваться жизненными шансами, можно понять, когда перед глазами совсем другие примеры, считает Честейн: «Я была первой в семье, кто не забеременел до 17 лет, то есть будучи, по сути, ребенком. Это оказало огромное влияние на мою жизнь, у меня появился выбор, куда двигаться». Джессика вспоминает, как в подростковом возрасте ходила в Planned Parenthood, которая бесплатно раздает средства контрацепции молодым женщинам. Сегодня Честейн регулярно делает пожертвования этой организации в знак благодарности.
«Я знаю, что такое, когда ты ничего не значишь и у тебя ничего нет».
По семейным обстоятельствам
Джессика мало говорит о личной жизни. Я знаю, что ее мужа зовут Джан Лука Пасси ди Препозуло, он итальянский граф и работает в сфере модного PR. У пары две маленькие дочери, поэтому я просто не могу не спросить, изменило ли материнство отношение актрисы к работе. «Я стала задумываться о том, как появление детей влияет на человека, еще снимаясь в «Белоснежке и охотнике 2». Крис Хемсворт тогда очень переживал, что не успевает вечером уложить детей. Когда он возвращался домой, они были уже в кроватках, — вспоминает Джессика. — Поэтому еще до замужества я начала думать: если мы проводим по 16 часов на площадке, то должны создаваться условия, чтобы все участники съемки могли проводить время с детьми. Причем я говорю сейчас не только о женщинах, о мужчинах тоже».
Честейн идет дальше и начинает рассуждать о том, что в дискуссии о балансе карьеры и родительства мужчины часто игнорируются. «Мне кажется, в современном мире недооценивается роль отца, хотя отношения ребенка с папой очень важны. Мужчины, в свою очередь, должны понимать, что для женщин карьера значит ничуть не меньше, чем для них самих. Если мы найдем баланс во всем этом, сможем построить гораздо более здоровое и счастливое общество».
Джессика ломает гендерные стереотипы не только на словах. В мини-сериале «Сцены из супружеской жизни» ее героиня Мира расстается с мужем, и их совместная дочь решает жить с отцом. Это сюжетный переворот классического кино Ингмара Бергмана 1970‑х годов, где из семьи уходил мужчина. Честейн объясняет: «Если бы героев не поменяли ролями, я бы просто-напросто отказалась от съемок. Мне было интересно рассказывать эту историю, потому что Мира не чувствует себя одинокой, нелюбимой и расстроенной, когда совершает свой выбор. В реальности его делают не многие женщины».
«Здорово, когда мужчины говорят о своих чувствах к детям. Общество должно видеть в этом силу».
Видеотека
Не самые очевидные проекты Честейн, посмотрев которые вы убедитесь, что она отличная актриса.
«Кориолан», 2010
Школьницей Джессика прогуливала уроки, чтобы в одиночестве почитать Шекспира. Уже взрослой она сыграла в его трагедии, которую по-своему изложил актер Рейф Файнс, взяв на себя обязанности режиссера. Джессика и Ванесса Редгрейв появляются в образе женщин, которые пытаются заставить мужчин прекратить вершить насилие.
«Убийство в «Восточном экспрессе», 2010
До своего большого прорыва Честейн появилась в одном из эпизодов детективного сериала. Ей прекрасно удалась роль тихой, но нервной гувернантки, уверенной, что есть преступления, которые нельзя искупить.
«Мама», 2013
Мистический ужастик — не то, что ждешь от актрисы Честейн. Еще меньше ждешь ее в образе циничной рокерши, да еще и с развитым материнским инстинктом. Звучит интригующе, не так ли?
«Исчезновение Элеанор Ригби: Он, она, они», 2013‑2014
Три фильма — два взгляда на отношения, их крах и попытку начать сначала. Как можно догадаться, взгляды мужчины и женщины. По задумке режиссера Неда Бенсона картин должно было быть две, но по просьбе продюсеров он собрал еще и общий фильм. Честейн и Джеймс Макэвой оказываются идеальной экранной парой, которая учится понимать и принимать друг друга.
«Фрекен Юлия», 2014
Экранизация знаменитой пьесы Стриндберга. В кресле режиссера Лив Ульман, главная актриса Ингмара Бергмана, кстати, сыгравшая в оригинальных «Сценах из супружеской жизни» 1973 года. Джессика и Колин Фаррелл разыгрывают болезненную историю любви между аристократкой и камердинером. Эмоции так и бьют через экран.
«Багровый пик», 2015
Тоже мистический, но все же не совсем ужастик Гильермо дель Торо, больше похожий на викторианскую сказку. Джессика играет очень странную сестру главного героя (Том Хиддлстон), одно лишь присутствие которой выводит его молодую жену из себя.
«Большая игра», 2017
Режиссерский дебют гения сценарного мастерства Аарона Соркина о владелице подпольного казино. Одна из тех ролей, которые так любит Джессика. Ее героиня разрабатывает дерзкий бизнес-план и становится миллионершей. Правда, не совсем честным путем.
«Код 355», 2022
Джессика Честейн в образе Джейсона Борна, если бы тот вдруг стал женщиной. Ее героиня — секретный агент, который объединяет девушек из спецслужб разных стран — идеальный пример сестринства даже в мире разведки. Неудивительно, что сценарий заинтересовал актрису.