Тарифы на ЖКУ с 1 июля поднимутся на 3,2-6,5% в зависимости от региона. Расценки увеличат в соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 октября 2021 года, сообщили "Известиям" в ФАС. На 2023 год тарифы определят только осенью 2022-го -вероятно, правительство будет смягчать последствия инфляции, считают эксперты.
Уровни, на которые могут подорожать коммунальные услуги для граждан в разных регионах в этом году, утверждены распоряжением правительства РФ от 30 октября 2021 года, сказали "Известиям" в пресс-службе ФАС. Согласно документу, в зависимости от субъекта тарифы могут подняться на 3,2-6,5%.
Например, самая низкая допустимая планка повышения тарифов утверждена в Республике Марий Эл (3,2%). Также довольно маленькие показатели в Удмуртии (3,4%), Республике Алтай (3,4%), Камчатском крае (3,8%).
Напротив, наиболее высокий уровень подорожания ЖКУ - в Чеченской Республике (6,5%). В Татарстане и в Крыму показатель составит 6,2%, в Дагестане -6%.
Как писали "Известия", тарифы индексируют из-за инфляции. Допустимое повышение определяют исходя из прогноза среднегодового роста цен. Правительство устанавливает предельные индексы повышения платы в каждом регионе; это касается тарифов на отопление, горячую и холодную воду, водоотведение, газ, электричество и вывоз мусора.
Расценки на коммунальные услуги повышают раз в год -1 июля. Подорожание не может превышать размер инфляции, напомнил глава комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. По прогнозам Минэкономразвития, по итогам 2022-го рост цен в стране составит более 17%.
- Да, формально в следующем году планка может быть поднята до цифр инфляции, но уверен, что этого не произойдёт. Нельзя перекладывать все подобные проблемы на граждан. Будем искать и предлагать адекватное решение по повышению, - подчеркнул парламентарий.
По мнению зампреда комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрия Гордеева, скорее всего, тарифы на коммунальные ресурсы на 2023 год повысят так же, как и в этом году.
- Двузначных цифр роста тарифов на ЖКУ не было уже десять лет, и правительство будет пытаться всячески смягчить негативные последствия от инфляции. При этом правильно было бы также увеличить адресные меры поддержки малоимущим гражданам, - отметил эксперт тематической площадки ОНФ "Жильё и городская среда" Павел Склянчук.
В 2023 году могут возникнуть проблемы, связанные с недофинансированием отрасли из-за высокой инфляции в 2022-м, сказал Сергей Пахомов. В этом случае необходимо будет искать решения по дополнительной поддержке отрасли, но точно не за счёт жителей, добавил он.
Если индексация тарифов в 2023 году останется на прогнозном уровне в 4%, то, очевидно, не будет в полной мере отражать потребности в замене инфраструктуры и её обслуживании, пояснили в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ).
- Мерами поддержки отрасли, а значит, и сдерживания роста цен на жилищные услуги могут стать, например, субсидирование выпадающих доходов управляющих организаций на оплату ЖКУ для льготных категорий граждан, льготные кредитные программы, решения по НДС и штрафам, - отметил Сергей Пахомов.
По мнению члена комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ, доцента департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Сусаны Киракосян, правильнее не искусственное сдерживание тарифов, а адресная поддержка граждан с низкими доходами в части оплаты ЖКУ.
- Сдерживание тарифов необходимо не для всех домохозяйств. Это зависит от уровня доходов. Ведь от искусственного сдерживания роста тарифов в итоге проигрывают и коммунальные предприятия, и конечные потребители, - отметила она.
Это проблема населения в том числе, поскольку качество услуг, которые они получают от недофинансированных предприятий ЖКХ, может снижаться, уточнил генеральный директор ПАО "ГИТ" Валерий Ковалёв. Впрочем, по словам создателя инвестиционной компании Klopenko Group Егора Клопенко, инфляция и повышение тарифов необязательно должны коррелировать на 100%.
- Показатель инфляции учитывает очень много факторов, которые не имеют прямого отношения к стоимости услуг ресурсных компаний. Надо понимать, что процесс повышения тарифов долгосрочный и призван постепенно выравнивать экономический смысл тарифов в нашей стране с их фактической стоимостью, - рассказал он.
По мнению директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова, проблему недофинансирования можно решить двумя способами: субсидированием предприятий ЖКХ из бюджета или существенным повышением эффективности их работы.
При этом государство приняло ряд мер поддержки отрасли ЖКХ, отметили в РАВВ. В том числе коммунальным предприятиям разрешили не выполнять инвестиционные программы без тарифных последствий и дали временную возможность не применять укрупнённые сметные нормативы при реализации проектов инвестпрограмм.
Также в России созданы механизмы поддержки граждан в сфере ЖКХ. Например, доступна субсидия на оплату услуг для семей, у которых более 22% доходов уходит на оплату коммуналки, напомнили в ФАС.