Таксист, выловленный мной в хаосе дневного трафика возле Мраморной арки на углу Гайд-парка, настороженно смотрит на адрес места назначения. «Это что, в Пэкхеме?» В итоге мы сорок минут тащимся по лондонским улицам на юг: белый мрамор особняков сменяется коричневым кирпичом многоэтажек, строгие вывески бутиков уступают место кричащей рекламе супермаркетов, ветер за окном драматично подхватывает мусорные пакеты. Затем мы сворачиваем к опорным аркам железной дороги: в каждой обустроен свой мелкий бизнес — шиномонтаж, покраска кузова, сход-развал... И вот наконец абсолютно черные ворота со скромной надписью Richard Quinn. Таксист, дождавшись оплаты, дает по газам, и я остаюсь один посреди аутентичной лондонской промзоны. Черные ворота заперты, за ними — тишина.
Пока я раздумываю, кому написать или позвонить, откуда-то из-за угла появляется молодой веснушчатый парень с рыжеватой бородой и фигурой Винни Пуха. Фланелевая рубашка и кепка с коротким козырьком работают не хуже визитной карточки — это и есть Ричард Куинн, самый перспективный дизайнер Соединенного Королевства и новый приглашенный «гений» Moncler. Веснушки, открытая улыбка, крепкое рукопожатие. Кстати, с этого момента я мог бы считать, что знаком с английской королевой через одно рукопожатие, если, конечно, сделать вид, что ее величество, глава Содружества и защитница веры, вообще жмет хоть кому-то руку.
Так или иначе, Ричард Куинн в прошлом году удостоился встречи с Елизаветой II, причем для этого ему даже не пришлось отправляться в Букингемский дворец. Королева сама пришла на его показ в рамках лондонской Недели моды, где сидела бок о бок с дамой-командором ордена Британской империи — Анной Винтур. Но если «королевой Анной» на показе не удивишь, то королева до того показов не посещала. После шоу Елизавета II вручила дизайнеру первую государственную фэшн-награду: Award for British Design — золотую розу, случайно или нет перекликающуюся с любимыми цветочными принтами Ричарда Куинна.
На вопрос, волновался ли он, обнаружив в первом ряду своего показа настоящую королеву, Ричард отвечает не задумываясь: «Ни капельки. Поймите, я вижу ее по телевизору с самого детства. Как будто рос рядом с ней». Типично британская ирония — Ричард Куинн не только живет и работает в этом самом простонародном Пэкхеме, здесь он родился и вырос в семье подрядчика, занимавшегося строительными лесами. В сказке про Золушку мы, наверное, назвали бы Патрика Куинна лесником. На шутливый вопрос, не жалеет ли Ричард, что не продолжил отцовское дело, он только мотает головой: «Я у папы подрабатывал, пока был студентом, на каникулах. Это очень тяжелый труд».
К счастью, то, что возвращаться на стройку не придется, Ричард Куинн понял довольно рано: едва начав обучение в Сент-Мартинсе, он получил стипендию Стеллы Маккартни, а подарком на выпускной в 2016 году стал приз H&M Design Award и 50 тысяч фунтов на новую коллекцию. Понимал ли он еще на студенческой скамье, что талантливее большинства однокурсников? Видно, что вопрос вызывает у вундеркинда изрядное смущение, но в итоге он без обиняков и уточнений говорит: «Да». Лучший выпускник курса сейчас и сам отчасти преподает — двери его мастерской всегда открыты для молодых дизайнеров, которым нужно напечатать собственный принт или просто посоветоваться: «Я не вижу в них конкурентов и могу объективно взглянуть на то, что у них получилось. Я верю в сотрудничество».
Слухи о том, что ему предлагают должность креативного директора в том или ином «историческом» Доме, периодически будоражат герметичный фэшн-мирок, но если сваты от условных «диоров» и заезжали в дебри Южного Лондона, уехали они несолоно хлебавши. «Не то чтобы я принципиально против такой работы, но должно совпасть много факторов: что это будет за Дом, что за команда, сколько у меня будет свободы и, конечно, смогу ли я сохранить свой бренд. Это принципиальный для меня вопрос — я чувствую, что мы тут не сделали и двух процентов от того, что можем». Хороший повод трудиться в режиме 24 на 7? Нет. «Мы работаем с девяти до шести, пять дней в неделю. Хотя что я говорю — вы же видите, что в мастерской пусто, все уже отдыхают». На часах — час. В календаре — пятница.
Все логично, ведь потогонка и работа на износ противоречат принципам этичного бизнеса, которые для Ричарда важны принципиально. В конце концов, экономить можно на других статьях расходов — например, на секретаре или пиар-агенте: на все вопросы, как и на все звонки, дизайнер отвечает самостоятельно. Вообще бренд Richard Quinn — это четыре человека, два этажа, несколько принтеров для ткани, три огромных раскройных стола и бескрайний цветочный сад, спрятанный в голове этого бородатого фантазера. По его словам, если можно было бы выбрать один принт на все случаи жизни, «это были бы розы». Неудивительно, что итальянский бренд Moncler, неизменно тяготеющий к визуальности, позвал британца в свою команду «гениев».
«Было здорово оказаться в проекте Moncler Genius, в одной компании с Симон Роша и Крейгом Грином, — Куинн первым делом вспоминает других выпускников Сент-Мартинса. — К тому же для меня это была невероятная возможность взглянуть на большое производство. Попробовать себя на совершенно новом уровне. Я думаю, на сегодняшний момент это лучшая коллаборация, какая у меня была. Материал, цвета, очень много тонкой ручной работы — вам наверняка тоже понравится». На вопрос, носит ли он Moncler сам, Ричард отвечает утвердительно: «Раньше я, конечно, не мог себе это позволить. Но сейчас в Милане купил кое-что из коллаборации с Крейгом Грином». Доступность моды — еще одна тема, которая заботит парня из рабочего квартала. Конечно, это здорово, когда Амаль Клуни, собираясь на Met Gala, предпочитает твое платье шедевру Тома Форда, но куда больше ему «нравится встречать знакомый принт на лондонских улицах».
Красные дорожки, конечно, тоже важны, но Ричард Куинн — скромный парень, избегает гламура и отказывается считать себя звездой: «Я окружен очень здравомыслящими людьми: если я вдруг поймаю звездную болезнь, они сразу вернут меня с небес на землю». Напоследок спрашиваю, где теперь стоит награда от ее величества: дома или у родителей? «Дома. Ну то есть у родителей. Я просто до сих пор живу с родителями».