Президент на последнем по счету, декабрьском заседании Совета по правам человека сказал, что «мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж». Имелись в виду протесты «желтых жилетов» во Франции, которые начались в связи с намерением правительства поднять цены на топливо, потом переросли в массовые акции протеста с битьем витрин магазинов и другими актами вандализма, и наконец, дошли до политических требований — вплоть до отставки правительства.
Видеокартинки из Парижа ужасали: разбитый город, Елисейские Поля не узнать, Триумфальная арка расписана граффити, разобранные мостовые из булыжника, горящие автомобили.... Какое может быть отношение ко всему этому? У нормального человека только один вариант ответа: нет, такого я не хочу.
Простые-то люди в нашей стране точно не хотят. Вот, к примеру, были у нас массовые протесты в связи с принятием властями решения о повышении пенсионного возраста. Все мирно и спокойно.
А возьмите статистику по забастовкам последних лет. Знаете, сколько у нас в России фиксируется ежегодно забастовок? В 2017 году была, по данным Росстата, всего лишь одна забастовка с участием 89 человек. Потери рабочего времени составили 89 человеко-дней, то есть люди бастовали один день. За январь–октябрь 2018 года были отмечены две также непродолжительные по времени забастовки, в которых участвовали 93 и 56 человек соответственно. Нет, не хотят люди бастовать, категорически не хотят. Ну, может, и хочет кто-нибудь, но не рискует. Факт остается фактом: в России сегодня практически нулевая забастовочная активность трудящихся.
С народом понятно, а сама власть ненароком не хочет «как в Париже»? Что за вопрос, конечно, нет! Кто же хочет рисковать самой властью. Нет и еще раз нет.
Тогда так вопрос поставим: конечно, власть не хочет, но своими действиями не подталкивает ли к тому, чтобы было как в Париже? А на вопрос в такой постановке уже как-то сразу, не задумываясь, отрицательно ответить не получается. Для пущей объективности давайте проанализируем решения властей последнего времени с точки зрения стимулирования ими народного недовольства.
Во-первых, было принято ключевое в этом плане решение о повышении пенсионного возраста. Люди, разумеется, в массе своей крайне недовольны тем, что им много лет обещали-обещали не делать этого, заверяли, что ни у кого и в мыслях нет такого, и вот тебе подарочек, пожалуйста.
Во-вторых, с 2019 года начал вводиться налог на самозанятых. Да, пока это коснется только зарегистрированных фрилансеров из четырех регионов России, включая Москву. Да, все это пока эксперимент. Да, ставки налога (4% и 6%) не выглядят большими. Но как же не вовремя и стратегически неправильно это делается! Неправильно, потому что если бы не пытались хоть что-то содрать с самозанятых, глядишь, и развились бы некоторые из них до малых, а то и до средних предприятий. А там уже действующие налоги принесли бы казне гораздо больше денег, чем те, что по крохам сегодня можно собрать с самозанятых.
В-третьих, с повышением ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% ускорилась инфляция, жизнь стала дороже. Теперь придется забыть о рекордно низкой инфляции 2017 года (2,5%) и надеяться, что в наступившем 2019-м мы не выйдем на двузначный уровень. А инфляция, и об этом россияне не успели забыть, это очень тяжелый налог, в особенности чувствительный для бедного населения.
В-четвертых, региональные власти в плане усиления фискальной нагрузки на население тоже, похоже, стараются не отстать от власти федеральной. В Москве ярчайший тому пример — это значительное повышение тарифов на парковку, который на 237 центральных улицах столицы теперь составил 380 рублей, а штраф за неуплату парковки вырастает с 2500 рублей до 5000 рублей.
В-пятых, даже садоводов и дачников заставили дополнительно раскошелиться с 2019 года. Теперь членские взносы на счета своих товариществ они должны вносить только по безналу, заплатив соответствующие комиссионные банку. Казалось бы, из этого-то что проблему делать, деньги-то совсем небольшие. Да, небольшие, но для тех же пенсионеров это очень чувствительные траты.
В-шестых, увеличились тарифы на услуги ЖКХ. Это, конечно, традиционное увеличение, но от осознания этого как-то не легче.
В-седьмых, будет дорожать бензин. До весны вроде как цены на топливо заморозили, но до весны осталось всего-то полтора месяца. А что будет дальше? Если одновременно было заявлено, что от планов повышения акцизов на топливо никто отказываться не собирается, мы все понимаем: цены вырастут.
Этот перечень того, как государство уже увеличило фискальную нагрузку на граждан, можно продолжать.
Как вы думаете, какую реакцию все это вызывает у людей? Понятное дело, какую: раздражение и недовольство. По-другому и быть не может, потому что это снижение уровня жизни населения.
К тому же еще учитывайте, на каком фоне происходит данное сильное увеличение фискальной нагрузки: четыре года подряд — с 2014 по 2017 годы — в России снижались реальные располагаемые денежные доходы населения (накопленным итогом примерно на 11%). Все думали, что наконец-то в 2018 году эта негативная тенденция будет изменена. Поначалу так и казалось: накануне президентских выборов, в марте 2018 года, много денег было вбухано в бюджетную сферу, чтобы как-то подтянуть зарплаты ее работников. Подтянули, даже показалось, что это факт может резко положительно сказаться на соответствующей итоговой цифре по результатам 2018 года. Но вдруг в ноябре 2018 года реальные располагаемые денежные доходы населения вновь сильно упали: на 2,9% в годовом выражении. Удалось ли при этом снова выйти в плюс по итогам всего 2018 года, скоро узнаем. Ясно одно: если и удалось, то рост доходов людей в прошлом году был микроскопическим.
И вот на таком фоне, после стольких лет падения реальных располагаемых денежных доходов населения и фактически неудавшегося их роста в год президентских выборов, власти резко увеличивают фискальную нагрузку на граждан…
Мало того, все эти малопопулярные, мягко говоря, меры еще и собираются реализовывать в социально-экономических условиях, которые будут только ухудшаться. Можно, конечно, по-прежнему продолжать говорить о том, что Россия войдет к 2024 году в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечив темпы экономического роста выше мировых. А мне хочется спросить у властей: вы сами-то верите, что такое возможно, когда цены на нефть падают, а экономика остается очень зависимой от сырьевого экспорта; когда санкции усиливаются; когда растет налоговая нагрузка; когда растет неопределенность экономической ситуации; когда о необходимых реформах в большей части забыли, а все надежды связываются лишь с реализацией национальных проектов, на которые еще надо собрать денег... Нет, даже сами власти, по-моему, не очень-то и верят во все это. В противном случае они не стали бы лихорадочно пытаться накопить побольше средств на черный день. И увеличение фискальной нагрузки на людей связано как раз с этим.
И это увеличение называется «социальным государством», коим должна быть Россия, если выполнять статью 7 Конституции Российской Федерации? Нет, это что угодно, только не социальное государство. А значит, так, как поступают власти сегодня, поступать нельзя.
Так, кстати, не делали даже в тяжелейшие «лихие 90-е». Тогда не поднимали пенсионный возраст, не пытались обложить налогами самозанятых, не трогали дачников и садоводов... Тогда власти понимали, что если они пока не могут сделать так, чтобы люди жили достойно, то они хотя бы не будут мешать людям выживать. Может, именно поэтому и удалось избежать (это в тех-то условиях!) массового народного недовольства, выражающегося в акциях протеста (события осени 1993 года — не в счет, это было другое, чисто политическое действо).
Будем надеяться, что сегодня власти все-таки поймут, что нельзя так увеличивать финансовый гнет. Еще не поздно не допустить «Парижа» в Москве.