В этом году цены на бензин будут расти в пределах инфляции, ожидают аналитики. У вице-премьера Александра Новака 28 января прошло совещание по поводу роста стоимости топлива в оптовом звене на 10-11% в начале года. В итоге власти рекомендовали нефтяникам увеличить объёмы переработки и запасов. Также было решено, что параметры демпферного механизма останутся прежними, а к их пересмотру надо вернуться не раньше чем через год.
На совещании у Александра Новака 28 января по поводу стабилизации цен на бензин присутствовали представители нефтяных компаний, ФАС, Минфина и Минэнерго.
По словам главы ФАС Максима Шаскольского, регуляторы "следят за ситуацией на рынке топлива и разработали меры, чтобы не допустить роста цен выше инфляции". По его словам, на совещании нефтяникам были даны рекомендации об увеличении объёмов переработки на НПЗ, запасов и продаж на бирже.
Все нефтекомпании согласны с февраля начать наращивать объёмы переработки, а также увеличить совокупные запасы топлива до 1,6-1,7 млн т к 1 мая для снабжения рынка, отметил, в свою очередь, заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Он пояснил: ведомство рекомендовало компаниям нарастить объём переработки нефти в следующие три-четыре месяца, чтобы полностью насытить рынок и биржу без роста оптовых цен, накопить достаточно запасов на период ремонта нефтеперерабатывающих заводов и перед посевным периодом.
По словам замминистра, демпферный механизм отвечает задачам, для которых создавался, и сегодня его не планируют корректировать.
- Темпы роста цен на нефтепродукты соответствуют инфляции. Поэтому не планируются корректировки, - заявил Павел Сорокин.
ДЕМПФЕРНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Параметры демпферного механизма всё же обсуждались на совещании, рассказал "Известиям" источник, знакомый с его ходом. Минфин предложил вернуться к этой теме не ранее 2024 года, а вице-премьер не исключил, что правительство сможет обсудить изменение параметров механизма через год, сообщил собеседник "Известий".
Пока решение по этому вопросу не принято, отметил источник в Минэнерго.
- Речь шла как раз о предложениях, которые озвучил накануне Александр Дюков, - сказал источник, знакомый с ходом совещания.
Ранее глава "Газпром нефти" Александр Дюков заявил журналистам, что считает правильным скорректировать механизм и индексировать демпфер не на 5%, как сейчас, а в пределах инфляции, то есть на уровень роста цен в рознице.
По итогам 2020 года нефтяные компании выплатили в бюджет РФ около 350-400 млрд рублей в рамках демпферного механизма на топливном рынке, заявлял на этой неделе статс-секретарь - замминистра финансов России Алексей Сазанов. Сейчас ценовая конъюнктура рынка такова, что уже нефтяники должны получать выплаты от государства в рамках демпферного механизма, отметил он.
- Я уже говорил, что сейчас начнутся выплаты компаниям, выплаты НПЗ начиная с февраля... Думаю, это стабилизирует ситуацию, - сказал чиновник.
ГОРЮЧИЕ ВОЛНЕНИЯ
С начала года оптовые цены на топливо выросли на 10-11%. Влияние на текущее положение дел на рынке оказала ещё декабрьская работа нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые сделали закупки в преддверии новогодних праздников. Кроме того, с 25 декабря биржа перестала проводить торги, а ряд нефтегазовых компаний ненамного, но увеличил поставки на экспорт. К этим факторам добавился рост акциза: с начала 2021 года ставки повысились на 4% по сравнению с 2020-м. Они составили 13,6 тыс. рублей за тонну для бензинов ниже 5-го класса, 13,3 тыс. рублей за тонну для бензина 5-го класса, 9,2 тыс. рублей за тонну для дизельного топлива, 5,8 тыс. рублей для моторных масел.
Но главным фактором, о который споткнулся рынок, стал демпферный механизм, который в этих условиях стал работать не в пользу нефтяников. С начала 2021 года индикативная внутренняя цена была проиндексирована на 5%, до 56,3 тыс. и 50,7 тыс. рублей за тонну для бензина и дизтоплива соответственно. При этом розничная стоимость топлива в России в 2020 году выросла примерно на 2%.
Таким образом, рост экспортного паритета, увеличение акциза и индексация цены привели к тому, что демпферный механизм стал работать не в пользу нефтяников. Кроме того, в самом начале года влияние на ситуацию оказали словесные интервенции некоторых экспертов, предрекавших подорожание бензина. Темпы роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранятся в пределах инфляции благодаря демпферному механизму, заверил в начале января Александр Новак.
В ПРЕДЕЛАХ ИНФЛЯЦИИ
Основной целью совещания у вице-премьера могла быть выдача нефтяникам рекомендаций по насыщению внутреннего рынка топливом, считает генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.
- Сегодня важно увеличить переработку и отгрузку нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы нефтяные компании и независимые нефтебазы сформировали запасы бензина и дизтоплива перед посевной и весенними ремонтами на НПЗ, - отметил собеседник.
Компании с августа прошлого года снижали отгрузку бензинов на свои нефтебазы, и при этом крупные объёмы бензинов экспортировались из России, напомнил эксперт. В ноябре экспорт всех бензинов (товарный бензин, компоненты и нафта) составил 58,2 тыс. т в сутки, в декабре - 60,3 тыс. т, а с 1 по 23 января - 58,1 тыс. т в сутки, указал он.
Отказ от корректировки параметров демпфера - это мина под отрасль, отметил, в свою очередь, вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
- Снижение экспорта ведёт к снижению наполнения бюджета, увеличение предложения на внутреннем рынке также снижает налоговые поступления. В итоге выбрана стратегия, максимально худшая для бюджета. Рост биржевых продаж не возымеет действия, так как фактические продажи выше нормативов. Одна из худших практик ручного регулирования за всю историю российского ТЭКа, - поделился мнением эксперт.
В целом подорожание бензина в 2021 году останется в пределах инфляции, однако маржа НПЗ может снизиться, спрогнозировал Михаил Турукалов.
Справка "Известий"
Демпферный механизм работает на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплён в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. Если эта разница положительная и экспортные поставки выгоднее продаж на внутренний рынок, бюджет компенсирует нефтекомпаниям примерно половину разницы, чтобы они сдерживали оптовые цены внутри страны. Если, напротив, разница становится отрицательной, уже нефтекомпании платят в бюджет. Баланс нулевой примерно на уровне $50-55 за баррель, отмечал ранее вице-премьер Александр Новак.