Канал TLC на этой неделе начинает показ российского документального проекта «Реальное усыновление». Его авторы предлагают зрителю разговор о социальных проблемах в формате, отличающемся от общепринятого
С 1 сентября в России больше нет детских домов. Вместо них — семейные центры по устройству детей-сирот. Теперь дети, которые по тем или иным причинам оказались под опекой государства, должны как можно скорее оказаться в семье. Но и в детских домах они будут жить совсем в других условиях, которые должны минимизировать психологический дискомфорт пребывания в казенном учреждении. И это настоящая революция.
Премьера «Реального усыновления» совпала с ее началом случайно. Работа над шестисерийным документальным проектом шла не один год. Выбор этой темы был обусловлен скорее ее сложностью. Режиссер Сергей Глазунов воспринял идею сделать документальный проект об усыновлении как профессиональный вызов: «Мы подумали, что было бы здорово показать, как развиваются события в семьях, которые приходят к решению взять ребенка из детского дома, с какими трудностями они сталкиваются, что происходит в этот момент».
Продюсер проекта Ольга Тимофеева, будучи специальным корреспондентом журнала «Русский репортер», не однажды писала об усыновлении и в результате оказалась эмоционально вовлечена в эту тему: «Хотя за последние десять лет атмосфера в обществе значительно потеплела, все же по отношению к семьям с приемными детьми сохраняется какая-то подозрительность. Люди думают: вроде как с ними немножко что-то не то, раз они взяли ребенка из детского дома. Ребенка могут не принять в детский сад или школу из-за того, что он приемный, соседи будут судачить за спиной, врачи в поликлинике — вздыхать о наследственности. Мы хотим, чтобы в обществе сложилась более дружественная атмосфера для приемных семей. Для этого нужно показать людям, что приемные семьи такие же, как и все остальные».
«Показать» значит вторгнуться в жизнь людей с камерой на несколько месяцев. Все, что будет происходить дальше, непредсказуемо: герои могут отказаться от съемок в любой момент, также они могут отказаться от своих предварительных обещаний, могут возникнуть какие угодно обстоятельства, которые изменят ход событий в любую сторону. Это то, что в первую очередь предполагает документальный проект, то, в чем заключаются его и сложность, и ценность. Если событие происходит, то его нельзя перенести из-за того, что, например, в этот момент у проекта кончились деньги и к съемкам нельзя привлечь звукорежиссера или еще одного оператора: ты просто идешь и снимаешь исходя из тех возможностей, которые у тебя есть на данный момент. Авторам проекта приходилось выдерживать баланс между необходимостью следить за событиями и при этом не перегружать героев своим присутствием в тот момент, когда они делают один из самых ответственных выборов в своей жизни. В этом случае малобюджетность проекта сыграла ему на руку. Постоянность состава съемочной группы, который мог выглядеть и так: камера — Сергей Глазунов, микрофон — Ольга Тимофеева, позволяла фиксировать те моменты, когда герои переставали обращать внимание на то, что за их действиями следит телевизионная камера.
Формат «Реального усыновления» не предусматривает ведущего и закадрового голоса, здесь нет ни одного селебрити. Мы наблюдаем за жизнью обычных людей, по собственной воле оказавшихся в ситуации, в которой при желании может оказаться любой из нас. Это то, что отличает «Реальное усыновление» от большинства общепринятых телевизионных форматов, которые изначально предполагают съемки постановочной реальности. Как правило, это обусловлено производственными условиями — необходимостью работать на результат. Документальный проект несет чересчур много рисков, которые делают его слишком дорогостоящим. На канале Discovery, для которого подобного рода проекты — это основной продукт, стоимость производства одного эпизода шоу, которое идет в прайм-тайм, может достигать миллиона долларов.
Документальные шоу Discovery за скудостью отечественных аналогов послужили для Сергея Глазунова образцом жанра. В итоге именно Discovery Networks и оказалась той самой телевизионной компанией, которая первой сделала предложение авторам «Реального усыновления». Когда весь материал был отснят и смонтирована пилотная серия, проект вступил в фазу продвижения на каналы. До Discovery Networks, несмотря на то, что это глобальная компания, номер один в сфере платного телевидения, оказалось не так сложно достучаться. Старший директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Григорий Лавров, так же как редакторы и продюсеры отечественных каналов, получил письмо на электронную почту со ссылкой на пилотную серию производства доселе ему неведомой студии «Русский репортер», и она ему понравилась: «Для нас это не вполне стандартный проект. В первую очередь потому, что это проект российского производства, которых у нас не так много. Они есть, но в основном мы показываем программы международного производства. Но то, что в этом проекте присутствуют абсолютно реальные люди, и то, что мы видим реальную историю, в конце концов предопределило наш выбор. Кроме того, мы любим истории про людей, которые находятся в не вполне стандартных жизненных обстоятельствах и им приходится принимать не самые простые решение. В России усыновление пока относится к числу именно таких жизненных обстоятельств. При этом усыновление остается темой, о которой не так много говорят. И эта история относится к числу тех, которые нельзя узнать в других медиа».
Первыми, кто поддержал проект, были главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин и шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова. На финальном этапе к нему подключились благотворительные фонды Владимира Смирнова и «В ответе за будущее», что позволило пройти заключительные технологические стадии: цветокоррекцию и обработку звука, после чего отправить видео в Лондон в центральный офис Discovery Networks, где каждую серию оснастили фирменной графикой. Глобальная телекомпания оказалась восприимчива к локальному контенту. Исполнительный вице-президент и креативный директор Discovery Networks International Фил Крейг говорит даже о возможности заимствования идей у региональных офисов и выведения их на глобальный уровень: «Зрители всего мира могли видеть проекты, которые снимались в Сингапуре, Австралии, Латинской Америке. Я думаю, что дело не только в выборе страны, где будет сниматься программа, но и в выборе ее авторов. У нас есть свои идеи и возможность их реализовать, но куда чаще мы получаем материалы от продюсерских компаний. Так что выбор страны, где снимаются программы и куда мы вкладываем наши деньги, очень часто зависит от инициативы продюсеров».
На канале TLC — флагманском женском телеканале Discovery Networks, который вещает в России четыре года, и за это время успел собрать аудиторию в 14 млн человек, в нише лайфстайл-каналов он держит первое место, и «Реальное усыновление» открывает на нем новый сезон. Фильм вошел в число ключевых премьер. Помимо того что героями этого проекта выступают обычные люди и зрителям легко себя с ними ассоциировать, он носит прикладной характер. Из него можно узнать, как происходит процесс усыновления, с какими трудностями при этом приходится сталкиваться, а какие трудности, наоборот, оказываются надуманными. «Реальное усыновление» выходит не только в момент, когда происходит перелом в административной структуре, связанной с процессами усыновления, но и, возможно, когда аналогичный перелом происходит в сознании людей. Проект, который представляет не только новый жанр и новое отношение к этой проблеме: без крайностей. Он содержит простой месседж: «Усыновлять не так просто, но это нормально. Во всяком случае, для этого не нужно быть супергероем». Может, это как раз то, что сейчас всем нам нужно услышать.