Ослепительная улыбка была фирменным знаком Матильды Кшесинской. Даже когда ей хотелось плакать от отчаяния, она улыбалась. Так и протанцевала по жизни — внешне легко и блистательно, а на самом деле — жестоко отстаивая себя.
Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в театральной семье Феликса Кшесинского, непревзойденного исполнителя мазурки. Он женился на Юлии Доминской, вдове известного балетного танцора Леде. У Юлии уже было пятеро детей, и в браке с Феликсом родились еще четверо; Матильда была самой младшей. По-домашнему ее звали Малечкой, Малей. Будущее талантливой девчушки было предопределено: в Императорском театральном училище обучались и старшая сестра Юлия, и брат Иосиф. Весной 1890 года Маля экстерном окончила училище и была зачислена в труппу Мариинского театра. Звалась она Кшесинская 2-я, потому что сестра Юлия тоже служила в Мариинке и была, соответственно, Кшесинская 1-я.
Уже в первый свой танцевальный сезон Матильда станцевала в 22 балетах и 21 опере — тогда в операх делали танцевальные вставки. Роли были небольшие, но выразительные. Эффектной Матильде удалось блеснуть. Однако главным ее успехом оказался вспыхнувший роман с Николаем Романовым, или Ники, как его все называли.
Познакомилась Маля с Николаем Александровичем на обеде после выпускного спектакля в 1890 году.
Сам император Александр III заметил юную Кшесинскую, поцеловал ей ручку и усадил рядом с застенчивым голубоглазым Ники со словами: «Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета!..» Роман их не был тайной, более того, великая княгиня Мария Федоровна его поощряла. Ее беспокоило то, что милый Ники рос слишком застенчивым и инфантильным; отношения с хорошенькой «балетной» пошли ему явно на пользу. Наследник престола купил для своей возлюбленной особняк на Английском проспекте. Там Матильда проживала со своей сестрой Юлией. А Ники был частым и желанным гостем.
Лето 1890 года можно назвать по-настоящему счастливым для влюбленной пары. В Красном Селе, где танцевала Матильда, были расквартированы на учения гвардейские части. В одной из них служил Ники. Он прибегал посмотреть на свою Малечку почти каждый спектакль — а она стояла перед окном своей гримерной и ждала его; она замирала от счастья, заметив своего Ники в театральной ложе. Конечно, Кшесинская была невероятно самолюбива и тщеславна. И наверняка она видела себя женой императора, а не «балетной девушкой». Но любовь ее была искренняя и отчаянная. Длилась она недолго — в 1894 году Николай Александрович Романов объявил о своей помолвке с А лисой Гессен-Дармштадтской, будущей великой княжной Александрой Федоровной.
Матильда была раздавлена, уничтожена. Николая Александровича она попросила об одном: попрежнему оставаться с ним на «ты». Ну и обращаться изредка за помощью.
ХОЗЯЙКА МАРИИНКИ
Расставание с Николаем для Матильды было не только разочарованием в первой любви, но и крушением амбициозных планов. Лекарство было только одно: работа. Матильда крутила свои неистовые па, срывала аплодисменты, принимала дорогие подарки. Получив сокрушительный удар на личном фронте, решила стать первой в Мариинке.
Во многом в этом помогли ее богатые покровители — великие князья Романовы. Да и кто может упрекнуть эту неистовую, страстную натуру — Матильду Кшесинскую — в том, что Николаю быстро была найдена замена, двоюродный брат будущего императора Сергей Михайлович? Покровительство покровительством, но такое трудолюбие и работоспособность, как у Матильды, дорогого стоили.
Кшесинская была первой русской балериной, ставшей главной на сцене Мариинки.
До этого на протяжении многих лет в русских постановках блистали зарубежные звезды — в основном красавицы-итальянки.
Вирджиния Цукки, Карлотта Брианца, а потом и Пьера Леньяни, с которой у Матильды разгорелось нешуточное соперничество длиной в восемь лет. За лучшие партии, за негласное звание первой. Соперничество это, к слову, закончилось блистательной и безоговорочной победой Кшесинской. Не обошлось без интриги.
Пьерина Леньяни крутила 32 фуэте — и была прекрасна! Матильда не отставала.
Работа, работа и еще раз работа. В ее партиях появился драматизм, который она «срисовала» с Цукки — своего кумира. Кшесинская блистала в настоящих драгоценностях. Даже исполняя роль нищенки Пахиты, надевала бриллианты и жемчуга.
Фаберже, говорят, уважала не очень; предпочитала старинные украшения… Но главное — энергетика! Ну и еще чуточку интриг… Безоговорочная победа Матильды произошла в 1900 году. Они обе выступали в один вечер в двух балетах, поставленных Мариусом Петипа. Только Леньяни танцевала в платье с длинной юбкой и на каблуках в «Испытании Дамиса». А Кшесинская в балете «Времена года» исполняла роль Колоса. В пачке золотистого цвета, легкая, вся лучезарная, она была королевой вечера. После этого триумфального вечера контракт с Леньяни не был возобновлен. Но это произошло позже.
А тогда, в мае 1896 года, должны были состояться коронационные торжества по стол Николая. В честь этого Мариус Петипа ставил на сцене Большого театра балет «Жемчужина». Две прославленные труппы — Большого театра и Мариинки — исполняли совместный спектакль. Главную роль в нем досталась Леньяни… А Кшесинской роли не нашлось: сочли неуместным участие бывшей фаворитки императора в торжествах по случаю коронации. Матильда кинулась к великому князю Владимиру Александровичу с просьбой, нет, требованием — найти роль и для нее. Кто мог отказать Кшесинской?! Сам император велел ввести ее в спектакль. И вот композитор Риккардо Дриго специально для Матильды написал партию Желтой жемчужины.
Желтой — это значит золотой… Ох, не зря Матильду Кшесинскую за глаза называли «Хозяйкой Мариинки».
НОВАЯ ЛЮБОВЬ
Это снова был великий князь; тяга Кшесинской к роду Романовых не ослабевала. Андрей Владимирович был двоюродным братом Николая II. Он был хорош собой и молод — невероятно молод. Моложе Кшесинской на шесть лет.
Он пролил бокал вина на платье Матильды. Но она не огорчилась. Во-первых, это был ее праздник: бенефис в честь десятилетия ее пребывания на сцене. Во-вторых, пролитое вино она сочла счастливым предзнаменованием. Они влюбились с первого взгляда. И теперь все свои танцы она посвящала своему молодому возлюбленному. А осенью 1900 года Кшесинская и великий князь Андрей поехали ловить бархатный сезон в Биарриц.
В Кшесинскую был влюблен и отец Андрея, Владимир Александрович. Такая вот «императорская фаворитка». А Мария Павловна, мать Андрея, Кшесинскую просто ненавидела и была категорически против того, чтобы Андрей Владимирович взял ее в законные жены.
В 1902 году Матильда спешно передавала свои партии юной Тамаре Карсавиной. Причина была более чем серьезна: беременность.
18 июня в Стрельне в трудных родах Матильда родила сына Владимира. Свое отчество мальчику дал великий князь Сергей Михайлович, а через десять лет именным указом Николая II маленький Владимир Красинский (родовая фамилия Кшесинских) получил потомственное дворянство.
МАДАМ СЕМНАДЦАТЬ
Последнее выступление Матильды Феликсовны Кшесинской — номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории. В июле 1917 года балерина спешно покинула Петроград. Ее роскошный дворец на Кронверкском, с такой любовью и вкусом обустроенный, населили всевозможные комитеты. Сам Ленин, помнится, выступал с балкона особняка Кшесинской… Вот к вождю мирового пролетариата и обратилась Матильда с возмущенным письмом: почему разграбляют ее дом? Обращаться к великим Матильда умела. И случилось удивительное: Ленин позволил ей вывезти богатую обстановку особняка в специально предоставленном поезде. Кшесинская с сыном и Андреем Владимировичем уехали сначала в Кисловодск, надеясь пересидеть бучу там. Но пошел нешуточный счет кровавым потерям. Был арестован и затем погиб великий князь Сергей Михайлович; его вместе с другими представителями рода Романовых в июне 1918 года бросили в шахту в Алапаевске, где они умирали несколько мучительных дней. Когда в город вошли белые и подняли тела, обнаружилось — в кулаке Сергея Михайловича был зажат маленький медальон с портретом балерины и надписью «Маля». Сергей Михайлович всю жизнь преданно любил Матильду.
Николай II вместе с женой и детьми расстрелян в Ипатьевском доме… Перепуганная Матильда вместе с сыном и гражданским мужем отбыли в Константинополь.
На родину Кшесинская никогда больше не вернулась. В 1920 году умерла мать князя Андрея Владимировича.
Теперь препятствий для брака Матильды и Андрея не было, и они обвенчались в Каннах 30 января 1921 года. Матильда была удостоена титула cветлейшей княгини Романовской-Красинской, молодой Владимир признан официальным сыном Андрея Владимировича и cветлейшим князем.
Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную школу. В годы войны студия плохо отапливалась и Кшесинская страдала от артрита, но преподавательскую деятельность не оставляла. Она стала играть в рулетку. У Кшесинской даже прозвище появилось: Мадам Семнадцать — она ставила обычно на это число. Что для нее было скрыто за этой цифрой? Год Октябрьской революции, непоправимо изменивший весь привычный уклад жизни, или, быть может, возраст, в котором «Малютка М.» (так называл ее в дневниках Николай II) встретила своего Ники? Как бы то ни было — число 17 не принесло ей счастья. Былое богатство сожрали эмиграция, война и рулетка. В маленькой сухонькой старушке, которая передвигалась с трудом, невозможно было узнать главную танцовщицу Императорского балета Матильду Феликсовну Кшесинскую — роковую балерину, легко крутящую фуэте и столь же легко крутящую романы с самыми влиятельными мужчинами России… Ее утешением был альбом с газетными вырезками, где расхваливались удивительная пластика и мастерство балерины Кшесинской. Вырезки она заботливо собирала всю жизнь. Когда ей было за восемьдесят, ей приснился день ее триумфа, тогда, в 1890 году. Выпускной спектакль, торжественный обед, пышные белые платья воспитанниц. Высокий и сильный Александр III целует ей ручку и усаживает рядом с милым Ники… Это будто было и не с ней — в другой жизни, в другой стране… Она проснулась в слезах и уселась писать мемуары.
Матильда не дожила до 100 лет совсем немного и умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном.