Главным итогом саммита G7 в Баварии стало то, что США и Европа, несмотря на разногласия по вопросу усиления санкций, готовы продолжать политику последних месяцев по стабильному умеренному давлению на Москву.
В понедельник, 8 июня, в Баварии завершился двухдневный саммит «Большой семерки» — вторая кряду встреча «элитного клуба» развитых стран без участия российского лидера. Официально итоги саммита подвела на пресс-конференции канцлер ФРГ Ангела Меркель. Свой рассказ об основных темах и решениях встречи она начала с украинского конфликта и санкций в отношении России. По словам хозяйки саммита, «семерка» по-прежнему считает «аннексию Крыма» незаконной и по-прежнему увязывает санкционный режим с выполнением минских договоренностей.
Позднее в ходе общения с журналистами Меркель уточнила, что сама Россия не была одной из центральных тем встречи. «Если суммировать все время, которое мы [за эти два дня] провели в переговорах, нельзя сказать, что о России мы говорили непропорционально много», — отметила она.
Витязь на распутье
Итоговое коммюнике саммита G7 составлено так, чтобы документ не противоречил высказываниям каждого из лидеров семи держав: в нем есть и угрозы в адрес Кремля, но есть и примирительный тон. «Семерка», по сути, повторила формулу, устоявшуюся в западном санкционном дискурсе последнего времени.
Во-первых, действие наложенных на Россию ограничений должно зависеть от исполнения ею минских договоренностей и от уважения Москвой территориальной целостности Украины. Фактически речь идет о том, что секторальные санкции продлятся минимум до конца 2015 года — на этот срок запланировано окончательное выполнение минских соглашений.
Формально решение о пролонгации европейских санкций на полгода должно быть предложено главами МИД ЕС 22 июня и утверждено на заседании Евросовета 26 июня. Однако политическое решение о продлении санкций Брюссель принял еще в марте, о чем на саммите G7 напомнила Меркель. Более того, по словам главы Евросовета Дональда Туска, техническое решение по этому вопросу может быть подготовлено уже через несколько дней. «В текущей ситуации, если мы говорим об изменении санкционного режима, можно иметь в виду только его ужесточение», — добавил Туск.
Введение дополнительных ограничений — вторая часть формулы, которая зависит от дальнейших действий России. О том, что Запад может ужесточить санкции «в случае такой необходимости», заявил американский президент Барак Обама. О критериях определения, когда наступит подобная необходимость, лидеры «семерки» не распространялись, поскольку сейчас обсуждение потенциального расширения санкций проходит на техническом уровне, пояснил Обама.
Наконец, третья составляющая формулы заключается в отмене санкций, если Москва выполнит свои обязательства по «Минску-2».
Баланс альтернатив
Каждое из трех положений, оглашенное лидерами «семерки» и суммированное в коммюнике, в течение уже нескольких месяцев активно используется западными политиками применительно к санкционному режиму. Другими словами, идеи G7 не новы и свидетельствуют о том, что Запад избрал тактику сохранения статус-кво и сбалансированного давления на Кремль.
К примеру, вопрос об увязке санкционного режима с минскими соглашениями восходит даже не к саммиту в Брюсселе в конце марта, а к осени прошлого года. Так, в начале октября 2014 года об этом говорила помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. В том же выступлении она упомянула возможный «откат» (roll over) санкций, если договоренности будут полностью соблюдены — аналогичные формулировки есть и в сегодняшнем коммюнике G7. Правда, тогда речь еще шла о сентябрьских соглашениях «Минск-1». Альтернатива в виде расширения санкций присутствует в риторике Запада с марта прошлого года. Последнее крупное расширение санкций ЕС и США произошло в сентябре, если не считать начатой в декабре торговой и технологической блокады Крыма.