Все случилось как в комедии «Старики-разбойники». Только вместо пенсионеров в главной роли — молодой человек: «рубашка ботанская и штанишки, как работник музея», согласно описанию очевидца. Снял картину, вынул из рамы и был таков. Посетители только ахнули: «А что, так можно было?!» И правда, как такое могло произойти? Где были смотрители и охрана? А главное — зачем, ведь шанс продать картину невелик?..
Место действия — главная национальная галерея страны.
Инженерном корпусе с начала октября. Ее ждали 26 лет — именно столько прошло с последней крупной выставки художника. Похищенная картина висела в центральном зале — в разделе «В просторах вечности» — на втором этаже.
Время — прайм-тайм.
Грабитель выбрал особенный день — 27 января, день рождения Куинджи. И самое «топовое» время — около 18 часов. Еще и в выходной.
Ход событий — парадоксальный.
По сообщениям очевидцев в Телеграме, «человек с покерфейс-выражением лица бодрым шагом подошел к картине и снял со стены». Кто-то даже спросил: «А что, так можно?» Потом зашел за колонну, вынул из рамы и был таков. Смотрители и охрана всполошились уже после исчезновения грабителя. Посетители даже ахнуть не успели. Только спустя пару минут опомнились, сфотографировали пустую стену, чтобы выложить в Сеть.
Не самый популярный, но потрясающий.
Художник играет на контрастах света и тени:
черно-синее неспокойное море и белое уми-
ротворенное небо, между ними — призрачные
сапфировые горы. Согласно выставочному
каталогу, работа маслом «Ай-Петри. Крым» (39
на 53 см) написана в 1890-е годы. Прежде счи-
талось, что она создана в начале ХХ столетия,
но в ходе подготовки выставки искусствоведы,
проведя исследования, уточнили датировку
ряда картин, в том числе и этой.
Работа хранилась у автора вплоть до
его смерти в 1910 году. Потом оказалась в
Обществе Куинджи — объединении учени-
ков художника, которое он основал за год
до кончины. У мастера не было детей, и он
решил пожертвовать весь свой солидный
капитал на развитие искусства и помощь
бедным живописцам. Первоначально он вы-
делил обществу 150 тысяч рублей и подарил
свое имение в Крыму. А потом завещал и все
остальное — и деньги, и картины. В 1930-м
Общество Куинджи объединилось с другими
арт-сообществами в «Цех художников». Как
раз тогда последователи мастера передали
картину «Ай-Петри. Крым» Русскому музею
вместе со многими другими работами. Бо-
гатейший материал из ГРМ в советские годы
частично распределили по региональным
музеям, но этот пейзаж остался в Петербурге.
На ретроспективе Куинджи Третьяковка со-
брала лучшие работы из 19 собраний. В том
числе и эту.
Куинджи неотделим от Крыма. Он ро-
дился в предместье Мариуполя, сделал имя
и состояние в Петербурге, но нашел дом в
Крыму. На пике славы художник вдруг, ничего
не объясняя, прекратил выставляться и ушел в
затворники. В 1888 году поселился под Ялтой,
в поселке Кикенеиз, где за год до того купил
огромный участок земли у местного ротми-
стра. Художник жил там как аскет — буквально
в шалаше. Иногда наезжал в Петербург, но
сердце отдал Крыму. Он мечтал построить
там большой дом, куда могли бы приезжать
художники на пленэры, но желанию было не
суждено сбыться. В это время все думали,
что Куинджи кончился как живописец, — на
самом же деле он работал неустанно. Много-
численные крымские пейзажи, да и вся вы-
ставка в Третьяковке — тому подтверждение.
Гора Ай-Петри, изображенная на похищенной
картине, находится всего в 30 км от дома
художника.
Сегодня за Куинджи, как и других вели-
ких, идет битва, как за Крым. Он вроде «их»,
мариупольский, а вроде и наш — вот и в Тре-
тьяковке висит, и покоится в Александро-
Невской лавре. В общем, тут удар пришелся
по больной точке. А скандал — грандиозный;
немудрено, что люди заподозрили идейный
подтекст. «Чистой воды акционизм», — пишет,
например, в Фейсбуке известный арт-пиарщик
Ксения Маренникова.
Киношные приемчики
С т и л ь пре с т у п л е н и я
— провокационный.
Кража и правда напоказ. Средь бела дня. У
всех на глазах. Дерзко. Отчаянно. Резонансно.
Картинно. И, похоже, была спланирована.
Интернет-сообщество тут же провело
аналогию с рязановской историей про следо-
вателя Мячикова (Никулин) и инженера Воро-
бьева (Евстигнеев), которые в борьбе за свою
правду решились на кражу картины. Главный
преступник одет именно так, чтобы его при-
няли за работника музея. К слову, несколько
месяцев назад Третьяковка презентовала
новую униформу: неприметный темно-синий
костюм и бледно-розовые блузки с шейным
платком. Фото легко найти в Сети.
История с шубой — еще одна киношная
выходка в духе другого киноперсонажа Ев-
стигнеева — Ручечника из «Место встречи
изменить нельзя». И способ отвлечь внимание
сотрудников музея. Кто поднял шум вокруг
шубы — еще один сообщник?..
Зал был выбран самый просторный,
разделенный фальшстенами на несколько
отсеков. В таком пространстве смотрителю
сложнее всего уследить за посетителями.
Возможно, у вора был помощник в зале — тот,
что прикрывал спиной.
Цель — нажива или провокация?
Картина, как и все «гастролирующие» экс-
понаты, застрахована. Страховая стоимость
— 12 млн рублей (около $180 тыс.). Если ее
можно легально продать, то сколько бы она
стоила? Равноценна ли страховка цене?
— За всю историю торгов ни на одном
аукционе мира не выставлялось ни одного
безусловного шедевра Архипа Куинджи, —
говорит «МК» Владимир Богданов, замди-
ректора портала об инвестициях в искус-
ство «Артинвестмент». — Было несколько
интересных и подлинных работ, но ни одной
такой, чтоб до дрожи… Действующий аукци-
онный рекорд Куинджи принадлежит холсту
«Березовая роща» 1881 года. В апреле 2008
года, на пике цен для русского искусства, эта
картина была продана на «Сотбис» за $3 065
000. Но «Березовая роща» была исполинского
размера — 165х115,5. Пропавшая же картина
«Ай-Петри. Крым» имеет куда более скромный
размер — 39х53, то есть меньше по площади
почти в 9 раз. Конечно, это не значит, что она в
девять раз дешевле. Но и многомиллионные
оценки, которые сегодня звучат, кажутся явно
завышенными.
Мое мнение — если бы сегодня картина
такого класса с легальным происхождением
была бы выставлена на аукцион, то ее рыноч-
ная стоимость, по моему мнению, могла бы
составить около $500 000. Может быть, чуть
выше — на волне повышенного внимания к
творчеству художника, да еще с учетом того,
что Куинджи последний раз выставлялся на
аукционах более пяти лет назад, а картин
сопоставимого класса на публичном рынке
не было и вовсе уже 10 лет.
— Мог ли заказать ограбление какой-
нибудь собиратель-фанатик?
— В существование коллекционеров-
маньяков, которые заказывают кражи, чтобы
наслаждаться картиной в бункере, я не верю.
Это киношный сюжет. А какие еще могут быть
мотивы? Например, провокация, изощрен-
ный способ показать дыры в безопасности
и заставить говорить о некомпетентности
ответственных лиц. Косвенно в пользу этой
версии говорит то, что украли картину не ту,
что лучше, а ту, что поменьше и поудобнее.
Вообще же времена сейчас такие, что могло
быть все что угодно. Вплоть до дерзкого арт-
перформанса. Ничему уже не удивлюсь.
Криминальная история
искусства
О, она насыщена самыми невероятны-
ми сюжетами. В начале ХХ века сотрудник
Лувра, итальянец Винченцо Перуджа, украл
«Джоконду», чтобы вернуть ее из Франции
на родину. В конце 1930-х другой итальянец,
художник Чезаре Тубино, подделал картину
Леонардо, чтобы насолить нацистам. В начале
ХХI века уборщик Владимир Уманец подставил
собственную подпись на картине Марка Ротко
стоимостью $100 млн, окрестив это акцией
в основанном им новом стиле «желтизм». В
прошлом году безработный Игорь Подпорин
ударил картину «Иван Грозный и сын его Иван
16 ноября 1581 года» стойкой ограждения
и пробил несколько дыр в полотне. На суде
«третьяковский вандал» заявил, что сделал это
в знак протеста: мол, никакого сына Грозный
не убивал, Репин его оклеветал.
Кстати, после ЧП с Репиным Третьяковка
озаботилась вопросом обновления системы
безопасности. В декабре ГТГ заявила, что
меры охраны будут усилены: в музее установят
камеры нового поколения, а стойки ограж-
дения вмонтируют в пол. Однако не успели,
а надо бы поторопиться. А то как выходит?
Заходи и бери бесценные шедевры.
Директор Русского музея Владимир
Гусев считает, что ни один музей не застрахо-
ван от кражи, какими бы усиленными ни были
меры безопасности. «Это происходит даже в
тех музеях, где охрана — супер. Всегда есть
риск. Каждая работа под сигнализацией», —
сказал он «МК».
Действительно, дерзкие ограбления слу-
чаются всюду. За день до кражи в Третьяковке
неизвестные похитили дверь (!) аварийно-
го выхода из парижского концертного зала
«Батаклан», на которой Бэнкси нарисовал
граффити в память о жертвах теракта 2015
года. Возможно, именно это временнóе со-
впадение событий стало причиной появления
в Сети коллажей, где на месте крымского
пейзажа в Третьяковке красуется слегка ви-
доизмененная «Девочка с красным шаром»:
вместо шарика от девочки улетает Крым, а на
силуэте полуострова написано многозначи-
тельное «Ай».
Двумя месяцами ранее в Вене прямо из
аукционного дома Dorotheum украли пейзаж
Ренуара «Залив, море, зеленые скалы» (эсти-
мейт — €120–160 тыс.). Трое мужчин поднялись
на второй этаж, вынули картину из рамы и
улизнули. Картину похитителям продать вряд
ли удастся, считают эксперты, но могут быть
другие мотивы — месть аукционному дому,
например. Бывает всякое. Так, в 1994 году
похитители знаменитого «Крика» Мунка (на-
стоящие ловкачи: умудрились всего за 50
секунд взобраться по приставной лестнице,
разбить окно и вырезать полотно из рамы)
потребовали за картину выкуп — миллион
долларов. Но Национальная галерея Норве-
гии отказалась его выплатить, а через пару
месяцев полиция вернула шедевр.